Принцип Художественного Соответствия

– развитие идеи из «Рамаяны», «Вижу нечто странное...»

Стихи, как картина,  не должны быть «голыми»! Это то же, что повесить на стену полотно, прибив его по краям гвоздиками! Или отлипающим лейкопластом. Нужна «рамочка» и рамочка, подходящая по смыслу и «цвету» к произведению, в ней заключённому.
Пример:

Лук звенит, стрела трепещет,
И, клубясь, издох Пифон,
И твой лик победой блещет,
Бельведерский Аполлон!
Кто ж вступился за Пифона,
Кто разбил твой истукан?
Ты, соперник Аполлона,
Бельведерский Митрофан.

Стих гол, его смысл и юмор Пушкина непонятны!. Если «обрамить» его кратким прозаическим рассказом о событии, повлекшем за собой появления этого стиха, он сам и запомнится лучше и впечатление от него глубже и эмоциональней.

Поэт, Андрей Николаевич Муравьёв, брат М.Н. Муравьёва-Виленского («вешателя») и Н.Н. Муравьёва-Карского посещал салон княгини З.А.Волконской.
Однажды по неловкости, (некоторые считают, что намеренно) задел громадную гипсовую  статую Аполлона, стоявшую в зале, и отломал у неё руку.
Но, быстро придя в себя, без смущения написал на пьедестале:

О, Аполлон! Поклонник твой
Хотел померяться с тобой,
Но оступился и упал.
Ты горделивца наказал:
Хотя пожертвовал рукой,
Зато остался он с ногой.

Это происшествие и вызвало вышеупомянутый стих-эпиграмму Пушкина.
Весной 1827 года она (эпиграмма) была напечатана в «Московском Вестнике» Погодина.
Позже, повстречавшись с Погодиным, Пушкин сказал ему:
А как бы нам не поплатиться за эпиграмму.
Почему?
Я имею предсказание, что должен умереть от белого человека или от белой лошади. Муравьёв может вызвать меня на дуэль, а он не только белый человек, но и лошадь!
Муравьёв, до которого дошла, очевидно, эта фраза Пушкина, не вызвал того на дуэль, а ответил эпиграммой:
Как не злиться Митрофану?
Аполлон обидел нас:
Посадил он обезьяну
В первом месте на Парнас.
 
«Такие дела», -- как любит завершать свои выступления один мой хороший друг.
Вопрос к читателю:
ТЕПЕРЬ стих-эпиграмма Пушкина читается ИНАЧЕ?
И запомнится, наверняка, лучше!!!

И такое случается почти постоянно с ЛЮБЫМИ стихами!
Идиотический принцип, неизвестно кем и когда придуманный: Де, художественное произведение должно САМО говорить за себя.
Всё было бы верно, если бы это было так! Но часто (обычно) далеко не все читатели, даже склонные к нормальному восприятию искусства, обладают энциклопедическими знаниями и КВН-ной быстротой мышления. Потому необходима не ссылка где-то в «послесловии» или, вообще, в конце книги, а именно прозаическое обрамление стиха.
На его «фоне»  стихотворение становится более ярким, более «усваиваемым» и запоминающимся.
3 IV 2013


Рецензии