Земля Израйлева Гл. XV

            
Наряду с легальной еврейской иммиграцией в Палестине существовала и нелегальная. На иврите - ха-апала. В буквальном переводе - «дерзновение». Иногда нелегальную иммиграцию называют «Алия Бэт», т.е. репатриацией №2.

Вообще-то, заселение Палестины без согласия властей началось ещё при турецком владычестве. С 1882 года турецкие власти за редким исключением не разрешали евреям из Восточной Европы селиться в Эрец-Исраэль. Им позволялось лишь кратковременное пребывание в стране. Многие еврейские идеалисты пользовались этим обстоятельством. Получали краткосрочную визу на въезд якобы для посещения святых мест, а затем оставались в Эрец-Исраэль.

В период британского правления власти «урезали» иммиграционную квоту на въезд евреев до 15 тыс. в год. Эта цифра никоим образом не соответствовала печальной действительности, имевшей место в Европе. Особенно после того, как нацисты приступили к «окончательному решению» еврейского вопроса.

Число желающих переселиться на историческую родину резко возросло. В Эрец-Исраэль стремились уже не только по религиозным и сионистским убеждения. В массе своей евреи элементарно спасались от концентрационных лагерей и газовых камер.

В 1934 году общественное движение Ха-халуц, пионер, провело первую нелегальную доставку евреев в Эрец-Исраэль морским путём. Для этой цели было зафрахтовано греческое судно «Велос». Экипаж корабля успешно справился с задачей. «Велос» доставил из Европы 350 нелегальных репатриантов. С помощью бойцов «Хаганы» они без всяких приключений высадились на заветный берег.

В 1937-39 гг. доставкой нелегальных репатриантов успешно занималась организация сионистов-ревизионистов Зеева Жаботинского. Особенно активно – её молодёжное движение «Бейтар». Им удалось перевести в Эрец-Исраэль около трёх тысяч евреев. В конце 1938 года в рядах «Хаганы» был организован «Мосад ле алия Бэт» (Организация нелегальной иммиграции). Её деятельностью руководил Шауль Авигур.

С началом 2-ой мировой войны британский военно-морской флот стал нести сторожевую службу у берегов Палестины. Основной целью, естественно, было уничтожение фашистских кораблей и особенно подводных лодок. Однако не менее активно англичане боролись и с нелегальной доставкой евреев из Европы. Королевский флот Великобритании строго следил, чтобы ни один корабль с «незаконными евреями» не смог приблизится к палестинским берегам.

По печальной иронии судьбы первые пули, выпущенные британскими моряками, убили не фашистов, а нелегальных иммигрантов. Случилось это в самый первый день войны. Судно «Тайгер Хилл» с 1417 репатриантами на борту было обстреляно британским сторожевым кораблём. Двое пассажиров погибли.

Большинство тихоходных безоружных посудин, перевозивших «нелегалов», перехватывались в море британскими сторожевиками. Под дулами орудий они вынуждены были менять курс на 180 градусов и возвращаться в порты отплытия. Нередко английские моряки обстреливали судна упрямых капитанов, дабы заставить их повернуть обратно. Три корабля были потоплены. Очень много беженцев утонуло.

Подобных трагедий случилось немало. Так, в ноябре 1940 года три шедших из Румынии судна с 3642 беженцами из Центральной Европы были захвачены британскими военными кораблями. Судна были отконвоированы в хайфский порт. Всех пассажиров арестовали. Через пару дней 1770 евреев были погружены на старенький французский пароходик «Патрия».

Боевики «Хаганы» решили помешать отплытию. Устроили диверсию. В машинном отделении они заложили заряд взрывчатки. Однако силу взрыва не рассчитали. В ветхой обшивке дряхлой посудины образовалась большая пробоина. Судно моментально пошло ко дну. 267 пассажиров утонули.

А вот ещё одна печальная история. 24 февраля 1942 г. советская подводная лодка потопила баржу с 769 беженцами на борту. Спастись удалось лишь одному человеку. Он чудом смог проплыть в довольно холодной воде почти 10 км и добраться до берега. Все остальные утонули. Принять тихоходную баржу за боевой немецкий корабль русские моряки вряд ли могли. Но и объяснить мотивацию их поступка так никто до сих пор не сумел. 

В годы Второй мировой войны имела место, так сказать, и сухопутная нелегальная иммиграция. Мосад доставил подобным образом в Эрец-Исраэль 3,5 тыс. евреев из Сирии, Ирака и Ирана.

После окончания 2-ой мировой войны «нелегальная» иммиграция вновь приобрела широкий размах. Основную массу репатриантов составляли евреи, которым удалось избежать газовых камер и крематориев. Они выжили в лагерях смерти, но семьи погибли, дома были разрушены. Возвращаться им было некуда. Единственным относительно безопасным местом оставалась Эрец-Исраэль.

 Однако попасть туда было далеко непросто. Путь на родину состоял из двух этапов. Вначале с помощью организации Бриха изможденных людей переправляли на морские побережья Средиземного и Чёрного морей. В Италию, Францию, Румынию, Югославию и Грецию. Оттуда они в битком набитых кораблях отплывали в Палестину.

В послевоенный период с 1945 по 1948 гг. в Эрец-Исраэль было отправлено 65 судов с «нелегальными» иммигрантами на борту. К сожалению, только 21 из них сумело успешно завершить плавание, доставив в Эрец-Исраэль 15 тысяч еврейских беженцев из Европы.

Все остальные корабли англичанам удалось перехватить. Им, правда, разрешали причаливать в портах, а пассажирам спускаться на берег. Но затем всех «нелегалов» под конвоем интернировали в специальный лагерь в Атлите. Неподалёку от Хайфы. В августе 1946 года британские власти начали депортацию на остров Кипр этих несчастных людей, которым некуда было податься.

На крупномасштабные операции по доставке иммигрантов британских власти ответили резким ужесточением мер по перехвату судов с «нелегалами». Евреи, как правило, молодёжь оказывали сопротивление английским морякам, бравшим на абордаж перехваченные корабли. Это приводило к многочисленным жертвам среди иммигрантов.

Особенно упорное противодействие британским матросам в рукопашных схватках оказали пассажиры кораблей «Латрун», «Хаим Арлозоров» и «Теодор Герцль». Силы, конечно, были неравными. Крепкие тренированные морские коммандос и полускелеты, прошедшие через лагеря смерти. Тем не менее, английским морякам порой приходилось туго.

Такие инциденты быстро становились достояниям прессы и наносили серьёзный урон, как говорят теперь, имиджу Великобритании. Особое возмущение мировой общественности вызвала судьба парохода «Эксодус». Вот краткая история этого печально знаменитого рейса.

 В начале 1947 года сионистские организации купили у американцев судно «Чизэник Бэй». Евреи переименовали его в «Эксодус». Так на греческом языке называется финал трагедии. После ремонта корабль с 4515 пассажирами на борту вышел из французского порта Марсель курсом на Палестину.

Вскоре обнаружилось, что «Эксодус» идёт под усиленной охраной. Точнее сказать – под конвоем. Его сопровождало, немного-немало, ровно шесть британских эсминцев. Можно было подумать, что англичане арестовали судно, на котором бежала от возмездия верхушка Третьего рейха во главе с Гитлером.

На подходе к палестинским берегам матросы эсминцев пошли на абордаж. Евреям удалось отбить атаку. Тогда английские корабли отошли от «Эксодуса», а затем с близкого расстояния открыли огонь из пулемётов на поражение. Трое беженцев были убиты и более ста ранены. Несмотря на обстрел, «Эксодус» продолжал идти прежним курсом.

 Лишь после того, как англичане пригрозили потопить корабль, и один из эсминцев дал предупредительный залп из орудий, экипаж сдал судно. Радист «Эксодуса» успел передать в Тель-Авив информацию о трагическом инциденте. Вскоре благодаря «Хагане» о нём стало известно всему миру.

Узнав о случившемся, министр иностранных дел Великобритании Эрнест Бевин приказал преподать урок непокорным евреям. Он распорядился, чтобы бывшие узники нацизма не попали не только в Эрец-Исраэль, но даже на Кипр, где размещались лагеря для интернированных лиц. Было приказано всех пассажиров «Эксодуса» вернуть в Европу.

Изможденных полуживых людей, лишь недавно освобождённых из концлагерей, опять заключили в тюрьму. На сей раз плавучую. Более 4,5 тысяч беженцев разместили на английских транспортных суднах, приспособленных под плавучие тюрьмы. Корабли направились к берегам Европы. Однако когда они прибыли в один из французских портов, евреи отказались сойти на берег.

Вот как описал журналист Руб Груббер жуткую сцену, свидетелем которой он оказался: «… сотни истощённых полуголых людей имели такой вид, словно они находились в загоне с собаками. Обездоленные и потерянные, перебивая друг друга, люди кричали на всех европейских языках… Старые женщины и молодые мужчины плакали, не стыдясь своих слёз. Всех их обуревал  жуткий страх перед тем, что ждало впереди…».

В конце концов, французские власти приказали английским кораблям с беженцами на борту покинуть порт. Бевин цинично распорядился вернуть евреев обратно в Германию. В Гамбурге вооружённые дубинками английские солдаты уже без всяких церемоний насильственно высадили полуживых людей на берег. Этой трагедией и закончился рейс «Эксодуса». К Эрнесту Бевину с тех пор приклеилось прозвище «Берген-Бевин» в напоминание об одном из  страшнейших нацистских лагерей смерти Берген-Бельзен.

В заключение я хочу сказать вот о чём. После войны большинство немецких солдат, верой и правдой служивших фашизму, смогли свободно вернуться в родные дома. К своим жёнам и детям. А жертвам фашизма, которых нацисты в спешке просто не успели сжечь, победители запрели поселиться в единственном месте на земле, куда они могли вернуться.

 И не только запрели. Но по дороге на историческую родину несчастных полуживых людей безжалостно топили, убивали и калечили. Тех же, кому повезло остаться относительно невредимыми, упекли в специальные лагеря для интернированных лиц. Кто бы мог поверить, что после сокрушительного разгрома фашистской Германии такое будет возможным!!!

Но у циничной британской политики была и оборотная сторона. Расправа над «Эксодусом» оказалась для Великобритании пирровой победой. Подробные сообщения о трагедии во всех деталях передавались радиостанциями многих стран. Они вызвали мощную волну сострадания мировой общественности. Обеспечили широкую международную поддержку сионизма.

 В Европе в это время находились более 250 тысяч евреев-беженцев, уцелевших после Холокоста. Большинство из них стремилось попасть в Эрец-Исраэль. Однако пока мандат на управление Палестиной находился в руках Англии, реализовать свои намерения несчастные люди могли только нелегальным путём. К сожалению, очень опасным. Спустя год было образовано государство Израиль. После чего еврейские беженцы смогли уже легально прибыть на свою историческую родину.

В 1959 году Леон Урис опубликовал роман «Эксодус». Это повествование не только о трагической судьбе пассажиров корабля, но и о захватывающих событиях периода рождения Государства Израиль. По мотивам романа в Голливуде был снят художественный фильм, вызвавший большой интерес у зрителей многих стран мира.

В какой бы форме не излагалась история «Эксодуса» – научной, беллетристической, кинематографической либо иной – она всегда обладала огромной силой психологического воздействия. Бывший министр иностранных дел Израиля Аба Эвен как-то сказал, что ничто так не содействовало росту произраильских настроений в мире как книга Леона Уриса «Эксодус».

Известный еврейский поэт Натан Альтерман одну из своих поэм посвятил капитану корабля «Хана Сенеш». Он не раз с риском для жизни перевозил на своём утлом кораблике «нелегальных» иммигрантов. Вот небольшой фрагмент из поэмы в переводе на русский:
                Ветер воет, как дьявол. Над морем туман.
                Мачты гнутся и стонут во мраке.
                Стой на мостике твёрдо, родной капитан.
                Будь готов и к штормам и к атаке!

               Ну-ка выпьем, ребята, за тёмную ночь.
               И за труд, и за риск без награды.
               За наш утлый кораблик, чтоб смог превозмочь
               Все заслоны, помехи, преграды.

                За матросов, что вахту несут на борту,
                Приводя наш корабль точно к сроку.
                Уходя в темноту, уходя в черноту
                Мы безудержно рвёмся к Востоку.
   
                Лёг на палубу липкий туман.
                Стонут волны. За бортом ненастье.
                Вся надежда теперь на тебя капитан!
                Ну и на наше еврейское счастье.

В Хайфе находится замечательный музей «Нелегальной иммиграции». Он размещен на корабле, перевозившем когда-то еврейских беженцев из Европы. Судно носило необычное название – «Аф-аль-пи-кен». На русский это переводится как: «несмотря ни на что – да!». Или покороче – «вопреки всему».

Помимо многочисленных экспонатов, документов и фотографий в музее демонстрируется документальный фильм, снятый во время одного из рейсов корабля «Аф-аль-пи-кен». Фильм производит потрясающее воздействие. Многие кадры просто нельзя смотреть без слёз. Непроизвольно возникает чувство глубокого сострадания к невинным жертвам нацизма. И одновременно  – чувство негодования и протеста против бесчеловечной, жестокой политики англичан.

Однако пребывание в музее создаёт не только минорное настроение. Возникают и положительные эмоции. Восхищает и изумляет непоколебимая сила духа и упорство этих измождённых людей. Ужасы нацистских лагерей истощили их физически, но морально не сломили. Поражает их неистребимая жажда жизни и стремление к свободе.

Трудно поверить, но это исторический факт, замученные полуживые люди, больше похожие на ходячие скелеты, смогли, преодолев неимоверные трудности, добраться до заветной цели – Эрец-Исраэль. И не только добраться, а практически сразу же взяться за оружие, чтобы в жесточайшей борьбе отстоять этот крошечный клочок еврейской земли, названный позднее Государством Израиль.

И тут, как ни прискорбно, хочу сказать вот о чём. На вожделенной родине, чудом пережившим Холокост евреям, к сожалению, тоже пришлось очень нелегко. И не только по тому, что в стране шла война. Местному населению Эрец-Исраэль, так называемым сабрам, эти изможденные с вытатуированными номерами на руке полуживые люди казались призраками, бежавшими из ада. В лучшем случае их принимали за умалишённых. Сабры весьма смутно представляли ту трагедию, которая произошла с евреями Европы. Впрочем, у них самих на родной земле хватало проблем.

Нашлись и такие, кто укорял полуживых людей за то, что в своё время они не вняли здравым призывам репатриировать на историческую землю. А вот теперь, в скелетообразном виде явились сами. Укоряли несчастных людей и за то, что они, как стадо овец безропотно шли в газовые камеры. Для ментальности коренных евреев Эрец-Исраэль было совершенно недоступно, как это человек мог смиренно копать для себя могилу.

Как это он даже не попытался лопатой, которой рыл, проломить череп рядом стоящему фашисту? Этим людям тогда было невдомёк, что в действительности такое во времена Холокоста происходило. Именно такой случай писатель Анатолий Рыбаков описал в своём романе «Тяжёлый песок». И сделал это на редкость талантливо с берущей за душу документальной точностью.

С лёгкой руки израильского поэта Аббы Ковнера выражение «шли как овцы на бойню» отметиной на лбу на долгие годы прилипло к людям, пережившим Катастрофу. А когда местное население узнало, что из умерщвлённых в газовых камерах евреев нацисты изготавливали мыло, к уцелевшим в Холокосте прибавилось ещё и обидное прозвище «мыло».

Избежавшие газовых камер евреи пытались раствориться в народной массе. Они вытравливали лагерные номера на руке. Но это слабо помогало. Новых репатриантов даже с вытравленным номером коренные евреи редко приглашали в гости. Ну, а если иногда и общались, то чаще всего разговор начинали с бестактного вопроса: «Как же ты смог выжить?» Не все сабры, конечно, стремились обидеть собеседника, но абсолютно все бывшие узники воспринимали этот вопрос, как некий укор, или даже обвинение.

Для нескольких поколений евреев, родившихся в Эрец-Исраэль, Холокост так и остался неким виртуальным событием, ужасы которого оказались непостижимыми для их разума. Видимо и по этой причине тоже некоторые представители руководства ишува возмущались, что из послевоенной Европы присылают «нежелательных» людей. Инвалидов, дистрофиков и прочих калек, не пригодных к военной службе.

Бен-Гурион по данной проблеме высказывался намного определённей и на столько же  циничней. Как-то он в категоричной форме потребовал привозить в страну «не стариков и детей, а молодых людей от восемнадцати до тридцати пяти лет, способных держать в руках оружие».

Для исполнения приказа представители «Сохнута» в лагерях для перемещённых лиц в Европе стали устраивать медицинские проверки. Недавние узники, проходившие селекции в нацистских лагерях смерти, хорошо понимали суть такого мероприятия. А потому всеми способами пытались избежать медицинского осмотра. Или, как могли, скрывали свои «болячки».

Страх остаться в Германии подавлял логику и здравый смысл. Многие бывшие лагерники болели опасными заразными болезнями. Избегая встречи с медиками, они не только подвергали опасности свои жизни, но могли вызвать эпидемию в стране, в которую так стремились попасть. В данной ситуации Бен-Гурион видел ещё один не менее серьёзный негативный аспект.

Он боялся, что хлынувшая лавина «нежелательного элемента» может самым пагубным образом сказаться на моральных устоях молодого ещё неокрепшего государства. Заместитель главы «Сохнута», будущий премьер-министр Израиля Леви Эшкол, по поводу репатриантов из Европы высказался ещё резче. Он заявил, что страна Израилева не может принять всех европейских сумасшедших.

Спустя какое-то время циничное отношение руководства страны к репатриантам, пережившим Катастрофу, стало достоянием израильской общественности. Собственно, её отношение к европейским евреям в массе своей мало чем отличалось. И тогда родилась легенда, что в Войне за Независимость за редким исключением сражались якобы исключительно евреи, родившиеся в Эрец-Исраэль.

 Бывшие узники концлагерей по хилости здоровья и морального духа в войне участия не принимали. Однако многочисленные факты говорят о совершенно другом. Тысячи измождённых физически, но не сломленных духовно людей прибыв Израиль, тут же отправлялись на фронт. И в боях за возрождающуюся родину они сражались ни чуть не хуже  сабров. Многие из них так и не дожили до светлого дня победы.

Среди прибывших из послевоенной Европы евреев было много высокообразованных специалистов в различных областях человеческой деятельности. Однако жуткие условия существования в лагерях смерти и перемещённых лиц практически начисто выхолостили у них желание работать. Только единицам удалось вернуться к своим прежним профессиям. Каторжная жизнь приучила этих людей надеяться только на себя.

От страны, куда они попали, ничего хорошего многие репатрианты не ждали. Не мало было и таких, кто не считали её новой родиной. Да и большинство из прибывших, вообще, мало что знало о земле своих праотцев. Уже через полгода после прибытия более 25 тысяч бывших узников лагерей смерти навсегда покинули Землю Обетованную.


Рецензии