Икона Иверской Божией матери. Афонская святыня

(Из сборника эссе «Мой календарь знаменательных дат»)


О почитании иконы Иверской божией матери мне рассказывала ещё моя бабушка, мамина мама.

Несмотря на свою бурную «активистскую» юность (продлившуюся весьма недолго), в пожилом возрасте была она, как и многие её сверстницы, не то, чтобы верующей (следуя каноническому представлению о православных христианах), но и неверующей, конечно, она никогда, на самом деле, не была. Пусть и заморочила её, крещёную девочку, на некоторое время  «в свою веру» Советская власть (отобравшая у многодетной семьи в колхоз всю, и без того немногочисленную скотину, зерно и картофель (для высадки по весне). Детей народилось одиннадцать, вкалывал один отец…

Потом от детей осталось только три девочки. Отец умер (точнее, ему «помогли» уйти раньше времени); мужей подросших и вышедших замуж девочек (кроме младшей, та ещё была мала для замужества) – поубивало на войне; двое маленьких детей средней сестры войну не пережили. И осталось от всего семейства – четыре разновозрастных женщины без мужей и средств к существованию, да трое мал мала меньше детишек старшей сестры, младшая из которых стала моей мамой…

Жили они с тех пор очень бедно, хотя женщины выбивались из сил, берясь за любую, даже мужскую работу. Однажды кто-то, по доброте душевной, предложил им отдать маленькую «маму» в семью, где не было детей. Но женщины поплакали, посовещались и решили, что уж как Бог даст… Так и «вытянули», «подняли» всех троих детей «на крыло»…


Дом их горел (а был он деревянным) и ни один раз. Какие уж там «фамильные» пожитки? Не помню, чтобы бабушка часто ходила в церковь. Но у неё была «набожная» троюродная сестра, которая приносила бабушке свечи, просфоры и маленькие «бумажные» иконки (в доме всегда не хватало денег, так что позволить себе икону, написанную по канону, красками… было не мыслимо). Иконки стояли за стеклом буфета и постепенно «выцветали» от солнечного света… Ото всего этого веяло чем-то потусторонним, какой-то тайной и казалось немного страшным (тем более, что заходившая в гости «богомольная» сестра одевалась, хотя и опрятно, но очень мрачно (по моим детским представлениям). От неё часто пахло незнакомым запахом (это, наверное, был запах церковных свечей и ладана), а всё вместе нагоняло на меня непонятный, священный трепет (сродни страху), хотя ни о «страшном суде», ни «гиене огненной» бабушки не беседовали. При встрече – пили чай с самым дешевым (яблочным или из черной смородины) вареньем, разглядывали домашние цветочки на узком подоконнике («…у тебя и палка зацветет», - говорила сестра моей бабушке). Но чаще – вспоминали: прошлое и тех, кого уже не было на этом свете, а также знакомых и родственников, раньше живших поблизости, а теперь, когда у всех отдельные квартиры, – разъехавшихся, кто куда и, практически, переставшими общаться. В те годы ещё не провели домашний телефон, и это вновь нанесло сильный удар, в первую очередь, оказавшимся вне зоны привычного и нужного им общения, пожилым людям).

…Вместо «религиозного опиума для народа» бабушка рассказывала о своём детстве, о праздниках, которых они, дети, ждали с нетерпением и которые, почти всегда оказывались как раз религиозными, православными. Это были рассказы о «Рождестве», «Вербном» и «Прощеном воскресеньях», о «Красной горке», «Сретении», «Яблочном спасе», «Воздвижении», «Святках», и, конечно, о «Пасхе». Рассказывала бабушка и о праздновании памяти святого Николая («капустника» – так называли его тогдашние местные жители: этот праздник был в деревне, где жила моя бабушка, престольным, т.е. отмечался местной церковью как «свой») и других, особо почитаемых святых и иконах.

К великому сожалению, была я тогда слишком маленькой и многое, да почти все позабылось. Даже пересказ бабушки (успевшей закончить всего четыре класса) глав «Апокалипсиса» от Иоанна «своими словами», и  казавшимися мне в ту пору чем-то абсолютно волшебным и захватывающим своим чудесным «предвиденьем»). Позабылось, но, в тоже время, и… «не позабылось насовсем»,  став невидимой, бессловесной аурой тех лет…

Некоторые рассказы перемежались у бабушки с народными приметами, на которых выросла она сама и которые также слились в её сознании с библейскими, воедино. Так, читая, иной раз, о какой-нибудь «русской забаве» или «быте русского народа», невольно припоминаю нечто –давно позабытая «картинка» встаёт у меня перед глазами, да так ясно, будто я и сама была реальным участником описываемых и припоминаемых событий.
   
Вспоминается мне и её очень личный рассказ об иконе «Иверской Божией матери». Подробности, даже наверняка, были бабушкой изменены или позабыты (из-за сложности произношения множества иноземных имен и дат), но сюжет был абсолютно верен. Рассказывала она и о том, как приезжая в Москву (как старшая, она помогала отцу продавать выращенную ими на огороде зелень (редиску, морковку, петрушку и пр., - а жили они в районе теперешнего метро «Текстильщики», т.е. на территории, которая в годы её детства и юности Москвой не считалась), они непременно заезжали к Иверским («Воскресенским») воротам: помолиться, раздать милостыню, попросить заступничества у Матери Иисуса Христа и Матери всех матерей. А на обратном пути, «с барыша» покупали всему семейству подарков и гостинцев. Честно потрудились – честно порадовались. Так они жили. По простому.

… Когда при Советской власти ворота и часовенку разрушили, икону, как ни странно, не уничтожили, а успели перенести (в 1931 году) в храм Воскресения Христова в Сокольниках, где она пребывает и поныне (более подробно об этой удивительной истории, при желании, можно почитать в открытых источниках). Этот список с иконы (находящейся изначально на Афоне) и выполненный по благословению был сделан с иконы, находившейся в царской семье. В 1669 году его установили в часовне у ворот, выходящих на главную – Тверскую – улицу Москвы. Так, Вратарница стала одной из самых чтимых святынь, Матушкой-Заступницей москвичей.

Но было и ещё несколько списков с иконы Иверской Божией матери.

Одним из них владели царица Мария Ильинична и ее дочь царевна Софья Алексеевна. После кончины царевны образ пребывал в Новодевичьем монастыре. После закрытия монастыря, икона долгое время находилась в Государственном Историческом музее. А 6 мая 2012 года, в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, в Московском Новодевичьем монастыре состоялась церемония передачи Русской Православной Церкви почитаемой Иверской иконы Божией Матери, где она находится и ныне.

Другой – по повелению Патриарха Никона – был доставлен с Афона в Москву, украшен драгоценной ризой и в 1656 году передан на Валдай, в новоустроенный Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь. Однако  после революции икона бесследно исчезла…
 
В ноябре 1994 года Святейший Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот на прежнем месте, где они и были восстановлены. 25 октября 1995 года с Афона в Москву прибыл новый список чудотворной Иверской иконы, написанный монахом-иконописцем с благословения игумена Иверского монастыря (на Афоне). Так благая Вратарница вернулась на главные ворота родного города.


Тропарь, глас 4:
=================
От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно с верою и любовию приходящим к ней; тако и мою немощь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели, благодатию Своею, Пречистая.


 
КРАТКИЙ РАССКАЗ О ЧУДЕСНОМ ОБРЕТЕНИИ ИКОНЫ ИВЕРСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

(День памяти: 25 февраля, 13 апреля, 26 октября и во вторник Светлой седмицы)


Иверская икона (которая сейчас хранится на Афоне) в IХ веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле (829-842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком), для сохранения святой иконы опустила ее в море. Икона, стоя на воде, приплыла к Афону. Афонские иноки, несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде.

После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин, по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме.

Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами. Поэтому святая икона называется Портаитиссою, Вратарницею.


Рецензии
Даже не представляете, какой подарок для моей души сделали, написав об Иверской иконе Богородицы! Это первая икона, которую приобрела по крещении, а крестилась уже достаточно взрослым человеком в Екатеринбурге, в храме Вознесения Господня, что напротив печально известного дома Ипатьева. Теперь на месте дома храм Всех Святых. У меня есть и книги, и фильмы об этой иконе. О хранителе списка Иосифе Муньосе, о пребывании иконы на Афоне. Судьба оказала мне милость, и я побывала в часовенке у Воскресенских ворот. Приобрела там аудиозапись молебна с акафистом. В своём рассказе "По зову души" не смогла удержаться, чтобы не назвать образ Богородицы, что именно Иверская. Не могу объяснить даже самой себе, почему именно этот образ у меня вызывает душевный трепет и слёзы благоговения. Спасибо Вам огромное за счастливые минуты прочтения!

Катерина Антонова   03.04.2013 08:20     Заявить о нарушении
Спасибо Вам большое, Екатерина Николаевна, за такой теплый отзыв!

С уважением, Виктория

Виктория Любая   03.04.2013 08:29   Заявить о нарушении