До свидания, Алиса. Запись 4

После школы я подала документы в педагогический и без труда сдала вступительные экзамены. А Ася только со второго раза поступила на юридический, потому что там был очень большой конкурс. Мы, конечно же, стали видеться реже, но чувства наши от этого только обострились.  Каждая минутка, которую мы проводили вместе была наполнена таким умопомрачительным счастьем, что это счастье мы могли есть ложками, как сладкую кашу в детстве.

После второго курса мне пришлось перевестись на заочный. Бабушка стала часто болеть и ей нужны были лекарства. Денег не хватало и пришлось идти работать. Сначала меня взяли няней в Детский дом, а потом воспитателем в новую группу, сформированную из малышей переведённых из дома ребёнка. Пока я не привыкла к работе, было так тяжело, что приходя домой, я просто валилась на кровать и полчаса лежала совсем без движения. И только после этого вставала и, еле переставляя ноги, волокла себя на кухню или в магазин. Бабушка никогда не жаловалась мне на здоровье, она жалела меня и всё говорила: «Отрада ты моя. Что бы я без тебя делала?»

С  Асей теперь мы виделись ещё реже. Ежедневные хлопоты закружили меня. Но мы регулярно перезванивались, и когда я слышала её такой родной голос в трубке, всю усталость как рукой снимало. Мы могли полночи проболтать по телефону, обмениваясь новостями, взахлёб рассказывая друг другу о своих делах. Мне казалось, что я знаю о подруге всё. Как же я ошибалась…
Однажды вечером мне позвонила Юлия Павловна и попросила о встрече. В этот день я отработала свою дневную смену, навестила бабушку, которая уже две недели лежала в больнице, сбегала в магазин, приготовила ужин, и единственной моей мечтой было, поужинать и упасть спать.  Но Асина мама очень настаивала, и пришлось пригласить её к себе на чай. Она предупредила, что придёт одна, потому что хочет со мной серьёзно поговорить.
Мы попили чай, и Юлия Павловна без обиняков приступила к разговору. Она рассказала, что за Асей уже несколько месяцев ходит один парень из военного училища. Что парень очень хороший, и он  зовёт Асю замуж.
- Очень скоро Олег закончит учёбу и получит распределение,  поэтому раздумывать особенно некогда, - заключила она.
- Ну…я не понимаю: причём здесь я? – промямлила я, ошарашенная такой новостью.
- Как причём? – удивилась Юлия Павловна. – Вы же лучшие подруги! Поговори с ней! Уговори её! Нельзя упускать такой шанс! В наше время найти хорошего мужа…хорошего человека так сложно. Ася воронит своё счастье.
- А Ася? Что об этом сама Ася думает?
- Ой, что она может думать? Она совсем девчонка! Ты мне кажешься гораздо серьёзнее. Ты вон работаешь уже, бабушке помогаешь, а у Аси одни танцульки в голове. Если ты с ней поговоришь, убедишь её, она тебя послушает. Лиличка, пожалуйста! Ну, я тебя прошу, – она молитвенно сложила руки.
Я молчала. Юлия Павловна сузила глаза и посмотрела на меня в упор:
- Ты думаешь, я не знаю, почему она колеблется? Всё из-за тебя! Потому что придётся уехать от тебя, а вы словно приклеены друг к другу. Что за дружба-то такая у вас …патологическая? Не понимаю! Сама подумай. С твоей инва…с твоей ногой ты вряд ли сама замуж выйдешь вообще. Ты хочешь, чтобы и Ася осталась старой девой????
Она ещё долго говорила, приводила всякие доводы, сыпала жизненными аргументами. А у меня вдруг возникло такое ощущение, словно потолок снова обрушивается на меня, снова мне на голову падают кирпичи, куски бетона, снова трещат перекрытия. И я вот-вот потеряю сознание от боли и ужаса. Если Ася, действительно, уедет, и я останусь одна, без неё, как я смогу жить? Как?
Едва Юлия Павловна ушла, я тут же кинулась к телефону, чтобы позвонить подруге и уговорить её не выходить замуж. Но трубку никто не брал. Я заметалась по квартире, не зная чем себя занять. Слёзы высохли, и я была полна решимости отстоять свою любовь. Ася была моя! Только моя! И я хотела, чтобы она всю жизнь была рядом.
Я как ненормальная звонила каждые 5 минут в квартиру Аси, но постоянно в ответ слышались только длинные гудки. Наконец, трубку взяла Юлия Павловна, она сообщила, что Аси ещё нет дома и вдруг стала меня горячо благодарить за то, что я согласилась ей помочь. Мне хотелось ей крикнуть: «Нет! Никогда! Никогда я не стану Вам помогать в таком! Я не позволю отобрать у меня любимую! Ася моя!» Но я сдержалась и сказала, что приду завтра, поговорить с Асей. Юлия Павловна неожиданно разрыдалась в трубку: «Лиличка, ты замечательная подруга, - сказала она. – Асе так повезло, что у неё есть ты, доченька». Потом она говорила ещё, что любит меня почти так же, как Асю и ещё что-то. Но это её «доченька» обожгло меня, как огнём. Я сказала: «До свидания, Юлия Павловна»,- и бросила трубку, как будто она ужалила меня в руку.
Я не спала всю ночь, металась по кровати и не знала, как поступить. Сомнения раскалёнными иглами впивались в мозг. Да, я хотела счастья подруге! Но почему я решила, что именно со мной она будет счастлива? Что у меня такого есть, чтоб сделать счастливой молодую красивую женщину? Юлия Павловна никогда мне не простит такого предательства. А значит -  рассердится и на свою дочь. Я буду причиной их ссоры, но Ася так любит маму…
Я прибежала навестить бабушку сразу после обеденного сна в больнице. В этот день ей уже разрешили выйти на улицу. Мы сели на лавочку в парке у больничного корпуса, и я, глотая слёзы, рассказала бабушке о визите Юлии Павловны.
- Бабушка, что мне делать?
Бабушка долго молчала, жмурилась на майское солнце, потом спросила:
- А чего тебе самой хочется, Лиля?
- Разве не понятно? – закричала я. - Разве не понятно? – У меня есть только ты и Ася! Больше никого у меня нет! Ты умрёшь! Ася выйдет замуж!  Я останусь совсем одна!
Только через секунду до меня дошёл смысл сказанных мною слов. Но бабушка сделала вид, что не обратила на них никакого внимания или не расслышала совсем, хотя я кричала, как ненормальная. Она погладила меня по голове и сказала:
- Значит, моя хорошая, ты хочешь счастья для себя…в первую очередь. А Асино счастье тебя не особенно беспокоит.
- Беспокоит, но…- я попыталась оправдаться, но бабушка смотрела на меня с такой спокойной доброй улыбкой, что мне стало стыдно, я опустила голову и покраснела.
Я эгоистка, я действительно, подумала только о себе. Я веду себя, как ребёнок, у которого хотят отобрать любимую игрушку. Он кричит, закатывает истерику, готов даже драться…я веду себя, как ребёнок… Стало очень стыдно. Ты себе не представляешь, Алиса, как мучительно стыдно мне стало под бабушкиным все понимающим взглядом.

Вечером я пошла к Асе и посоветовала ей выйти замуж за Олега. Ася удивилась:
- Не ожидала, что именно ты станешь меня уговаривать.
- Я хочу, чтобы ты была счастливой.
- А как же ты? Ведь я уеду…мы перестанем видеться. Конечно, я буду приезжать к маме, в отпуск, но…это же будет редко. И потом, мы любим друг друга!
И тут я сказала Асе то, от чего потом долго ныло моё бедное сердце.
- Ася, не будь ребёнком! Пора нам с тобой взрослеть, заводить семьи, рожать детей! Пора узнать, что такое настоящая взрослая любовь! И вообще! Я недавно познакомилась с замечательным парнем. Он торгует на базаре. Он армянин. Я вижу, что очень ему нравлюсь и думаю, что его не смущает даже моя хромота. Вчера он пригласил меня на свидание. Вот!
Ася поражённая моими словами, молчала. Я бросила:
- Желаю тебе счастья! – и ушла домой.
Про парня я почти не соврала. Действительно, на базаре я как-то познакомилась с одним армянским юношей. Он признал во мне землячку и сам завёл разговор. Он был очень приветливым и весёлым. Мы проболтали целый час, а может и больше. Он расспрашивал меня о моей жизни, рассказывал о себе. Я не соврала Асе, всё это было правдой. Но я видела, как смотрел на меня Аваз, на мою искалеченную ногу, с каким состраданием качал головой. Я прочла в его глазах только: «Мне очень жаль». Но никакого намёка на симпатию ко мне как к женщине я не увидела в этих  тёмно карих глазах. Вот в чём я обманула Асю! И ещё в том, что хочу жить с кем-то другим, а не с ней. Клянусь тебе, Алиса, никогда, поверь, никогда я не хотела этого!
Через месяц Олег получил распределение. Они с Асей расписались. Мне осталось учиться ещё два года. Асе – год, но ей тоже пришлось перевестись на заочный, потому что она как жена военного уезжала к месту службы мужа в другой город. Асину свадьбу я вспоминать не хочу. До сих пор больно. Скажу только одно: никогда в жизни я не видела такую красивую невесту, какой была в тот день твоя мама. Только настоящие ангелы могут быть такими же красивыми. Я помогала ей надевать свадебное платье. А она вместо того, чтобы крутиться перед зеркалом всё расспрашивала меня об Авазе. Я сначала что-то сочиняла в ответ, а потом рассердилась: «Ася! У тебя сегодня свадьба! Тебя ждёт будущий муж! Не отвлекайся на всякие разговоры!» Тогда Ася смутилась и больше меня не спрашивала ни о чём.
Олег, твой папа, сиял, как начищенный медный пятак. Прости, Алиса, до сих пор не пойму, что в нём нашла моя Асенька?! Мне он совсем не понравился. Самовлюблённый индюк! Прости, ещё раз, но я не могу удержаться от комментариев! Юлия Павловна плакала от счастья. Я улыбалась Асе из последних сил…
Через неделю моя ненаглядная Ася уехала. За всё лето она ни разу не позвонила мне. И не ответила ни на одно письмо. Ночами я выла от тоски, как одинокая волчица.
Едва выписавшись из больницы, бабушка Лена снова слегла в середине лета. Я забрала её из больницы, она почти не вставала, даже по квартире не могла ходить. Юлия Павловна часто забегала к нам, поболтать с бабушкой. Она охотно рассказывала о дочери, уверяла, что у Аси,  всё в порядке, и она очень счастлива. Я не понимала, почему же подруга молчит. Неужели боится, что я стану завидовать её счастью?
Осенью Ася приехала на сессию, пробыла дома почти 10 дней, но так и не нашла времени, чтобы со мной встретиться, даже позвонить. А я и не знала ничего. Юлия Павловна не заходила к нам недели две и только после Асиного отъезда пришла в гости и призналась, что дочь гостила. Она очень удивилась, что Ася мне этого не сообщила сама.
В самом начале декабря, когда выпал первый снег, умерла бабушка Лена. Мой мир теперь был разрушен до самого основания. Я снова оказалась под руинами. Но спасти меня не мог никто, кроме меня самой...


Рецензии
...А вот с другой стороны...
Ну, не вышла бы замуж Ася - и, может быть, всю жизнь обвиняла бы ТЕБЯ?
Бывает и так.
Алка, с теплом.

Алла Бур   15.01.2014 22:57     Заявить о нарушении
Ну вот! Опять в автора камни бы полетели да ещё и из рук главной героини...безобразие!Но это же она сама замуж захотела! Я тут вообще ни при чём)

Апрель Минус   16.01.2014 11:54   Заявить о нарушении
"Она сама замуж захотела". В ней боролась любовь к тебе - и любовь к будущему ребёнку. Ты - КОНЕЧНО! - не могла дать ей ребёнка.

Алла Бур   16.01.2014 17:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.