Музыка имеет свою судьбу

Музыкальная культура постоянно обогащается и не любит терять свои богатства. Многие старые музыкальные достижения не отмирают, а существуют наряду с новыми и даже продолжают развиваться в своих границах.
Об этом написан ряд исследований, и существует общечеловеческая история музыки, как существует история вообще и история любого вида искусств. Каждый трудолюбивый специалист может накопить дополнительный материал по этому вопросу и внести свой вклад в традиционную разработку вопроса.

Но случаются иногда люди, желающие заглянуть как бы поверх границ привычных исследований, ответить на какие-то свои внезапные «почему». Почему вдруг любимым композитором бит-групп становится Бах?
Почему в какой-то момент вообще возникают сами бит-группы, а до этого джаз- и рок-группы? Почему «музыка будущего» со временем становится классической, традиционной и даже архаичной? 
Одним из таких людей оказался профессор археологии и антропологии Лев Самуилович Клейн. Еще в конце семидесятых годов он попробовал применить научный подход и практику занятий по своей основной специальности к музыке, которую просто любил.
Он захотел проследить, как социальная психология эпохи сказывается на формировании приемлемой для этого времени гармонии.
Как гармонические структуры, входящие в моду, всякий раз соответствуют привычным для данной эпохи социальным представлениям и настроениям. Результатом такой специфической заинтересованности стала книга, которую профессор написал и собирался издать еще в конце 70-х гг. прошлого века. Но помешали массовые беспорядки в Ленинграде, вспыхнувшие на Дворцовой площади вследствие отмены обещанного властями рок-фестиваля с участием американских звезд.
Как тут не вспомнить вечное: Habent sua fata libelli…– книги имеют свою судьбу!
Как и музыка, впрочем, вечную загадку которой попытался разгадать автор.

Клейн Л.С. Гармония эпох: Антропология музыки. – СПб.: Евразия, 2012. – 224 с.


Рецензии