Стихов живые голоса

(Заметки о жизни и творчестве поэта Юрия Черных)    
            
Когда вторая мировая
Спалила чуть не полстраны,
Сибирь разгрома миновала -
В Сибири не было войны.
Когда Россию-мать спасали
Сибири верные сыны
И в Подмосковье погибали,
В Сибири не было войны...
А голод? Холод? Безмужычье?
Когда одной потрясены
Бедою - общею и личной –
В Сибири не было войны?
И вопрошают обелиски,
Что всюду издали видны,
И в дни Победы
Слезы близких:
В Сибири не было войны?!

Эти удивительные строки, на которые написал музыку иркутский композитор Валерий Стуков, принадлежат перу нашего замечательного земляка Юрия Черных.
Родился он в 1936 году в г. Усть-Куте в очень неспокойное время, когда в стране царил геноцид, а на Западе Гитлер уже помышлял о мировой агрессии.
Детство Юрия прошло в далеком таежном селе Нижне-Илимске - среди таких же, как и он, босоногих сверстников… Живописная река Илим, богатая рыбой, и щедрая сибирская природа не толь¬ко помогли им выжить в то голодное, жуткое время, но и освещали их детские души фантазией, помогали будущему поэту развивать его раннее литературное дарование.
Своё первое стихотворение онг сочинил в пятилетнем возрасте. Из рассказа самого Юрия Черных: "Оно было про паровоз, котоый вез немцев на войну и который по дороге, наскочив на огромный пень в лесу, убивает всех "немецких фашистов насмерть".
...По воспоминаниям его друга-односельчанина, Виталия Банщикова, кроме неописуемой мальчишеской фантазии и любознательности, Юрий с детства обладал еще и феноменальной памятью и начитанностью. Ярких иллюстраций, подтверждающих его уникальную память, достаточно много. Об одной из таких поведал В. Банщикову на традиционной встрече выпускников Нижне-Илимской средней школы их преподаватель литературы. Как-то во время написания классного сочинения Черных первым сдал свою тетрадь. Тогда учитель поинтересовался, помнит ли он что-либо из написанного?.. И каково же было удивление преподавателя, когда устный пересказ Юрия в точности совпадал с содержанием сочинения в тетради...
Выросший в родстве и согласии с природой, Юрий Черных и впоследствии не терял с ней контакта. В 60-е годы он - выпускник Иркутского сельскохозяйственного института и уже законный житель г. Братска - вместе со своими новыми друзьями, работниками ТЭЦ, часто делали вылазки на живописные острова Ангары, где у костра любили слушать задушевные русские песни и романсы. Это все наполняло и питало его тонкую восприимчивую душу... Внутренний мир поэта к тому времени был беспредельно огромен и прекрасен - от античных басен Эзопа до поэзии Пушкина и Рубцова.
С Юрием Черных я познакомился в 1972 году, когда приехал в Братск. Меня - начинающего стихотворца - уже тогда поразили музыкальность его стихов и удивительно поэтичное видение мира. За эти долгие годы, что связывали нас с Юрием творчеством, я многому у него научился...
В личной жизни он был человеком незащищенным. С трудом пробивался в большую поэзию, часто натыкаясь на черствость и равнодушие чиновников издательств. Это постоянно травмировало его легко ранимую душу, отнимало физические и душевные силы, но не смогло сломать в творческом полете его поэтических крыльев.
Если бы Юрий Черных был жив, то 27 ноября, в день его рожденья, снова собрались бы вместе родные и близкие люди, товарищи по творчеству. И Юрий с радостью дарил бы всем свою новую, в очередной раз изданную книгу – это был бы уже толстый сборник его избранных произведений... Но судьбе было угодно распорядиться по-своему... Жизнь Юрия Черных оборвалась преждевременно 12 сентября 1994 года, в самом зените литературной славы... В Братске 18-й год  подряд в этот печальный осенний день в Доме Детского и юношеского творчества пос. Энергетик, г. Братска для учащихся школ и педагогов провели уроки памяти поэта, читались его стихи и сказки, вспоминались совместные с ним выступления и встречи.
Помню, в 1984 году нас, нескольких членов литературного объединения «Истоки», в числе которых был и Юрий Черных, пригласили на творческий вечер во Дворец культуры "Транспортный строитель" в пос. Осиновка, где мы поочередно читали стихи. К этому времени у меня вышла первая книга стихов. Сидели мы с Юрием рядом, и он, протягивая мне мою книгу, вышедшую в "Восточно-Сибирском" издательстве, попросил подписать ее дочке Миле. Я, разумеется, не зная ее возраста и думая, что она еще маленькая, подписал книгу следующим образом: "Милочке - замечательной девочке с пожеланиями счастливого детства ...". И Юрий, прочитав такой автограф, едва сдерживал себя от смеха. И только после выступления мы узнали причину столь необычного и веселого его настроения. Оказывается, его дочке в то время было 22 года.
...Воспоминаний, связывающих нас с Юрием Черных 20-летней творческой дружбой, очень много... Помнится, в 1986 году ему исполнилось 50 лет. До этого времени у Черных вышло уже три книги: "На лугу пасутся ко..." (1979), "Веселый разговор"(1981) и "На Кудыкиной горе" (1986).
И вот Юрий, собирая на торжество самых близких людей, пригласил и меня. Но как идти на юбилей без стихотворного поздравления, когда все знают, что ты этим занимаешься почти профессионально. И тут, листая его новую книгу "На Кудыкиной горе", я неожиданно написал такие строки:

Юбиляру мы желаем
За словесною игрой,
Чтоб всегда был обожаем
Всесоюзной детворой.
Без пяти минут он - классик,
Пишет книги детворе.
У него сегодня праздник
На Кудыкиной горе.

Имениннику очень понравилось поздравление... Так ненавязчиво складывались, наши отношения на протяжении многих лет. Это и совместные занятия в литературном объединении "Истоки", и поездки в Усть-Илимск по обмену творческим опытом между литобъединениями, и участие в областных литературных конференциях "Молодость. Творчество. Современность".
И хотя Юрий был человеком общительным, активно влиял на творческую атмосферу литературного объединения, все же чувство постоянного одиночества угнетало его. И чтобы как-то скрасить это, особенно в скучные осенние вечера и длинные зимние ночи, он много работал над стихами, разыгрывал шахматные этюды... Часто бывая в гостях у писателя Геннадия Михасенко, Юрий Черных делился с ним замыслами, читал свои новые произведения. И Геннадий Павлович всегда находил для этого время, помогая творческому росту поэта, станов¬ению его таланта... А по субботам Юрий приезжал к своему другу детства, Виталию Банщикову, где проводил долгие часы досуга за шахматной доской.
...А вот еще один из самых дорогих и памятных мне воспоминаний. В 1990 году в Восточно-Сибирском книжном издательстве у меня вышла третья книга стихотворений. В том же году ответственный секретарь Иркутской писательской организации, Ростислав Филиппов, предложил мне вступить в члены Союза писателей России.
И тогда одним из первых, кто дал мне рекомендацию, был Юрий Черных, тепло отозвавшийся в ней о моем творчестве...
К тому времени имя поэта Юрия Черных было уже хорошо известно не только в Братске, но и далеко за его пределами. Он был автором более 10 книг, написанных для детей и изданных в Иркутске, Москве, Братске. Кроме перечисленных выше, сюда вошли книги: "Хотите - поверьте", "Сказка про наседку-непоседу", "Летучая кошь", "Внучка-почемучка", "Сказка про ворону", "Егоркины скороговорки" и др. Выпущенные огромным тиражом, они не остались лежать на полках книжных магазинов, а нашли адреса своих маленьких и взыскательных читателей.
Еще задолго до выхода первой книги Юрия Черных лауреат премии Ленинского комсомола композитор Александра Пахмутова написала на его стихотворение "Кто пасется на лугу" замечательную детскую песенку, ставшую победительницей  международного конкурса детской песни в Софии. А вскоре по сюжету этой песенки был снят и мультфильм, принесший ее автору в то время всесоюзную известность. Так впервые нашим маленьким современникам открылось  новое литературное  имя  – имя  Юрия Черных.
...Для воплощения своих художественных замыслов поэт всегда использовал богатые языковые средства и различные литературные приемы. В частности, прибегая к олицетворению, он создавал свой неповторимый мир, в котором героями его стихов и сказок являлись не только дети, но и все, что окружало их...
Поэзия Юрия Черных учит ребенка видеть мир добрыми глазами и слышать все его голоса далеко вокруг себя... Как необычно и загадочно начинается его стихотворение "Кто пасется на лугу?", где воображаемая бабушка, не спеша, словно разматывая клубок из простеньких загадок, вводит внучку в удивительно прекрасный и таинственный мир. И детям становится интересно, а кто же это там, далеко, далеко?.. И как зовут этих загадочных «ко...»?

Далеко, далеко
На лугу пасутся ко...
- Кони?
- Нет, не кони!
Далеко, далеко
На лугу пасутся ко...               
- Козы?
- Нет не козы!
Особенно интересным получился финал этого стихотворения, который и является ключом к разгадке:

...Далеко, далеко
На лугу пасутся ко...
- Правильно - коровы!
Пейте, дети, молоко -
Будете здоровы!

Своеобразным является и стихотворение "Жили-были", где поэт, умышленно смешивая клички животных и птиц, создает совершенно необычную для человека, лишенного фантазии, картину:

Жили-были дед да баба
С маленькою внучкой.
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А Хохлаткою они
Звали жеребенка,
А еще у них была
Курица Буренка.
А еще у них была
Собачонка Мурка,
А еще - два козла:
Сивка да Бурка.

...Никогда еще дети не нуждались так остро в обогащении своего языка, как в наши дни, когда бездуховность и наркомания захлестнула буквально все сферы жизнедеятельности современного общества, наложив свой отпечаток и на детские души. Поэтому именно сейчас они нуждаются в прекрасной детской литературе, написанной талантливым языком. Это можно сказать и о книгах Юрия Черных, который сумел создать для своих маленьких друзей прекрасные по форме и содержанию поэтические произведения.
"Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет и познает мир прежде всего и легче всего в игре. Именно на игре словом учится ребенок тонкостям родного языка, усваивает его музыку".
Это относится и к мальчику Николке из книги "Хотите - поверьте!", который, играя словами, пытается по-своему называть все окружающие его предметы. В результате Николкины слова приобретают особый юмористический оттенок, образуя при этом смешные каламбуры:

Для Николки ножик - режик,
Потому, что ножик режет.
А сапожный молоток
Для Николки - колоток.
Вот Николкина лопатка,
Он зовет ее копатка.
А рубанком до сих пор
Называет он топор...

...Необычное поэт видел абсолютно во всем, и это питало его творческую фантазию.
Как интересно нарисована им стройка в стихотворении "Веселый разговор" из одноименной книги, где автор точными приметами и ярким самобытным языком воспроизводит картину горячей поры на стройке, и дети зримо ощущают ее:

Молоток — тук-тук-
А топор – тюк-тюк,
А пила - вжик-вжик -          
Это их язык.
Празднично и ярко
Вспыхивала сварка
И слепила, и светила,
Как небесное светило!
Весело и бойко
Говорила стройка...

Умение в обычном видеть необычное и красочно передавать увиденное языком художника - в этом главное достоинство поэзии Юрия Черных. Его произведения музыкальны, отточены, имеют четкий ритмический рисунок. Написанные простым, но очень поэтичным языком, они легко запоминаются детьми... Отсюда и всевозрастающая популярность поэта.
Не зря говорится: "Большое видится на расстоянии". Это можно сказать и о творчестве Юрия Черных. Особенно сейчас, когда поэта уже нет в живых, всем нам так не достает его по-детски светлого мироощущения, этой всепрощающей его доброты и гармонии с окружающей природой. Он очень любил жизнь и не представлял ее себе без любви к детям. Они всегда были его маленькими собеседниками, дарили ему свои неповторимые фантазии, которые он так талантливо воплощал в детских стихах и сказках.
...В тот трагический для всех нас день, когда Юрия Черных не стало, я болью своего сердца написал эти  памятные стихотворные строки. И сегодня,  дорогие читатели,  я  хочу,  чтобы вы вместе со мной перелистали его книги, побывали с ним в том удивительном мире, который он оставил  нам после себя.

ПАМЯТИ ПОЭТА

Судьба поэта не щадила
И от невзгод не берегла.
Она в него тоской входила –
И безысходностью ожгла...
А он еще горел и грезил,
Души не чувствуя озноб.
К друзьям на чашку чая ездил.
Писал стихи и жил взахлеб...
Но путь земной уж был отмерен
Ему жестокою судьбой.
...Поэт вздохнул - и хлопнул дверью,
Увидев вечность пред собой...
Последний вскрик души разбитой
Донес нам неземной привет.
...Он в жизни был не именитый,
Но удивительный поэт.

   Владимир Корнилов - член Союза писателей России, член Международной Гильдии писателей и Международной Федерации Русских писателей, член Союза журналистов, Лауреат Гомеровской премии и мн. других международных литературных премий и фестивалей.


Рецензии