От Любани до Кубани и обратно

                От Любани до Кубани и обратно
(Или из Питера в Краснодар, из Краснодара в Петербург)

Цель поездки: покупка Сергеем автомобиля Nissan Caravan. Помощником покупателя стал его двоюродный брат Дмитрий, а я как бы «упала на хвоста», из любви к движению.

26.03.13 Так мы и поехали втроём с севера на юг.
Поезд  «Питер – Новороссийск» приятно удивил своей комфортабельностью. Мягкие полки, биотуалеты, автоматически раздвигающиеся двери между вагонами. Автоматика вот только подводит чаще, чем механика. Живое усилие собственной руки куда как надёжней, чем микросхема. Микросхема замерзла, и с обоих сторон от  автоматической двери выстроилась очередь из пассажиров, желающих пройти туда или обратно. В гости к товарищу, в соседний вагон, или от товарища на своё место для отдыха.
27.03.13. Мы пошли в вагон-ресторан. Там взяв по чашке чая (в нагрузку к которой обязательно прилагается чокопай), можно посидеть-поговорить спокойно под стук колес. А можно, устав говорить, просто посмотреть в окошко.
Столько ослепительно-белого снега нет нигде, кроме Руси. Столько ослепительно-белого солнечного света. И столько пустующего простора. Но тут-то и понимаешь, что нет уже былой империи. Сотни километров полупустынной земли, бедные или брошенные совсем деревушки. Местные жители, продающие на станциях пирожки, котлеты или рыбку, выловленную в чудной реке Дон. Дома у Дона. Большая часть дороги, которую нам предстояло пройти, пролегла вдоль этой речки. Федеральная трасса М4  - «Дон».
Русское Придонье… Сегодня грустное… Неспешное, размеренное, абсолютно открытое… Но давит, давит на него агрессивное  иго больших городов … Поразмело уже многие деревни, повбирало в себя. Покосились домишки.
28.03.13. А мы неумолимо приближаемся к южному городу Краснодару. Вместе с нами бабушка с дедушкой из поезда выходят. Старенькие совсем, лет около семидесяти.  Приехали из Питера навсегда. Там, говорят, совсем невозможно. Холодно, дорого (а значит, и голодно), неруси засилие, товаров нерусских, и разного прочего ГМО. В Краснодаре в этом плане куда как лучше.
Здесь сады уже вовсю цветут и поля зеленые, в то время как в Питере по ночам ещё до -17. И молоко в Краснодаре стоит 25 рублей за литр, и мёд раза в два-три дешевле. Изобилие в общем, куда ни глянь. Заходишь в магазин, а там баба ромовая такая, как три наших бабы. И запах колбасы домашней, я такого уж и не помню, вроде бы с детства. То есть нет химии в этом запахе, совсем нет. Жирные, копчёные домашние колбасы наполняют прилавки. Чувствуется, что привыкли здесь есть щедро, и также щедро угощать. И улыбаться, кстати, улыбаться щедро. Я фотографировала разные почки-цветочки, а люди, шедшие мимо, смотрели мне в глаза и улыбались. Честно-честно. Причём улыбались так, как улыбаются знакомой, как будто у нас дачи рядом… как будто мы настолько знаем друг друга, что нам уже и говорить-то нет необходимости, улыбками только… Заговорить зато пробовали  кошки.
А вот и машина – виновница нашего сюда приезда. С первого взгляда она мне не понравилась: очень уж грязная и шумная. Прежние хозяева о ней совсем не заботились. Но Сергею для работы в самый раз. По техническим характеристикам та ещё рабочая лошадка.
Продавец встретил нас с поезда, так что к процессу осмотра-покупки приступили сразу же, и часа через полтора-два сделка была завершена. Вот эти-то полтора-два часа (а то и меньше) только и были у меня на осмотр города. Так что не обессудьте местные жители: чернозём, цветы, колбасы, ромовые бабы, улыбки и мёд. Вот и весь мой Краснодар).
И снова дорога. Теперь уже в авто. Планы ребят посмотреть город, купить вина с местных виноградников сменились единственным кличем: ДОМОЙ! И чем быстрее, тем лучше. Я же, «сидевшая на хвосте», голоса не имела, так что пролетела с юга на север со скоростью 120 км в час. Видела только знаки дорожные. Но и природу тоже. Природу, навалившуюся с обоих сторон от трассы. Но ощущала её как-то подкожно. Подкожно и мощно в то же  самое время, так что не знаю, что и сказать… Проще писать о дорожных знаках. Задумалась над таким, например, как WC. Почему не по-русски-то? Вот знак «Контейнер для мусора – 1 км» - по-русски написан. Я, правда, самих контейнеров мало видела. На заправках только и есть. И WC  есть, и контейнер, и магазинчик с кафе. Инфрастуктура вдоль дорог – прибыльный бизнес. Сколько фур едет! По руслам трасс потоки грузов мчатся. И перевозят их живые люди, которые в положенное время хотят есть и  спать.
Мы и сами ночевали в отеле у дороги: внизу магазинчик, вверху, дай Бог, чтоб комнат шесть. Но комнатки прибраны, в комнатках туалет и электротитан, в коридорах много-много цветов. Всё вокруг увито зеленью. То ли конкуренция такая, то ли нам повезло с хозяйками. Мы двух видели: они гладили свежевыстиранное бельё и приносили нам кипяток для чая в чайничке. Всё у них уютно и по-домашнему. Где-то под Воронежем гостиница. Ближе к городу Павловску.
29.03.13. Утром в Павловске купили хлеба и сыра, и чуть было ни купили велосипед. Потом меня вынуждали удалить совсем безобидный снимок, сделанный в магазине автозапчастей. Я сделала вид, что удалила, но кадр получился и впрямь безобидный. На нём только Серёжа, никаких автозапчатей глаз не различает.
День, в отличии от предыдущего, был солнечно-ясным. Моя любимая весенняя пора. Недавно выпавший, ещё нетронутый снег делал картину почти сказочной.  И на этот раз мы-таки заехали в Город. Дело в том, что купленный Серёжей металлический конь пьёт как бензин, так и метан CH4. Вот это-то метановое пойло мы и решили поискать в Воронеже. Вдоль дорог его не наливают.
Пока искали, все переругались, когда же я уже научусь в ругильник не включаться, а?  Но и помирились тоже быстро – стоило только на трассу выбраться. А по городу и впрямь ездить сложно. По любому городу. Особенно тогда, когда тебе быстро надо ДОМОООЙ!
Воронеж – симпатяга. На Владивосток похож – горками. Башенок много, будто средневековых. И когда на горках видишь башенки замков, то кажется, что рыцари недалеко.
Ну и всё… Дальше опять дорога, и теперь уже до самой Москвы. В Москве ночёвка – точнее в подмосковье – рядом с Домодедово. Есть там такой посёлочек под названием ЯМ. Странное имя, то ли от слова ямы, и тогда в начале явно забыли поставить какое-нибудь числительное, например «семь ям», или наречие «много»… А может быть, «Ям» от слова «ямщик», и тогда мы попали как раз туда, куда нужно – мы же перегоняем коня.
Коню подкинули овса, себе замороженных пельменей, хозяину, согласившемуся нас принять, купили тортик. А хозяином оказался мой параллельноклассник из Владивостока. Нет, я с ним не договаривалась, просто шарик земной маленький и тесный. Одноклассники и параллельноклассники из Владивостока окружают меня в Москве и Петербурге. Как будто и не уезжала.
Мне не понравился Ям (хотя в пределах той воинской части, где нам был отведён ночлег, было тепло и уютно). Но снаружи…  Снаружи, и в самом поселке Домодедово, и в самом пределе МКАД (который мы задели впрочем весьма по касательной), не было тепло. Единственный раз в жизни мне было хорошо в Москве году, кажется,  в 2010-ом… тогда я сквозь жизнь современного города рисовала карту жизни поэта Андрея Белого, который жил там с 1880-го по 1934-й. Я смотрела, где он жил, где он учился, где обитали его друзья, где были салоны, что он посещал. Я видела его могилу, и могилу его отца, и друга его отца, и его друга, и его жены. Я видела могилу Владимира Соловьёва... Я совсем не видела современной Москвы, и тогда она мне понравилась.
Так вот о Яме… И о Домодедово. Шумно здесь, людно И люди-то всё странные какие-то, в самой Москве не настолько.  А здесь, видимо, такой контингент, который очень хочет в столице оказаться, но не может себе позволить. И вот он добрался на то наиболее близкое расстояние, которое ему доступно, и тихо ест сам себя.
На эти мысли навёл поход в тамошний  магазин «Карусель», что недалеко от аэропорта. Большой такой ночной ларёк.
Но опять же – переночевали мы чудесно.  Хозяин комнаты той воинской общаги, где можно было расстелить спальный мешок, смотрел перед сном фильм «Метро». Мы ели пельмени, запивали их вином из пачки, и тоже смотрели «Метро».
30.03.13. Весь следующий день у Димы болела голова, Сергей рулил один почти до самого до Петербурга. Жаль, что я не умею водить машину. Могла бы не просто сидеть, а оказывать посильную помощь.
Ладно, пусть тогда щёлкает мой фотоаппарат. Фиксация события – тоже помощь.
Мы перебрались с трассы М4 на трассу М10 «Москва – Санкт-Петербург». Знаменитая Е-95 вроде бы тоже она.
На пути уныло. Домов не видно, одни б/у-стройматериалы, как выразился Дима. В землю вросли домики. Завалились на бок, на спину или вовсе сгорели. Город Вышний Волочёк – отдельная песня. Там стоит Светофор Всея Руси, который значительно тормозит течение реки с грузами. 10-километровая пробка скапливается вокруг него в обе стороны (затор, похожий на тот, в поезде, созданный автоматической дверью). Комфорта и цивилизации мало на этом участке пути. Но зато много Бога. Много храмов с долгой памятью, много маковок золотых, которых в городе и не увидишь вовсе из-за сомкнувшихся лбов многоэтажек. Длинный столб с баннером «МакДональдс» перерос в городах купала.  Мы в церковь на пути ни в одну не зашли, даже на Валдае, даже к Серафиму Саровскому не заглянули, а в Макдональдс, да, забрели.  Мне, правда, больше понравилось кафе на заправках «Подсолнух»… желудки уже не выдерживали пути. Хотелось супа. Супа, и чтобы перестало гудеть…
Но нам предстояло ещё одно испытание, созданное, на этот раз, снежной крупой с неба. Крупа, разносимая ветром, облепляла лобовое стекло. Видно ничего не было. И вот, в момент, когда, казалось бы, все тёмные силы пошли на нас гурьбой, мы увидели огни Петербурга.
Настя – Серёжина жена – ждала  у подъезда 25-этажного дома. Стояла так, как издревле стоят женщины, поджидая мужей из похода… И пока есть такие женщины, Россия будет жить.

(04.04.13)


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.