Наши юбилеи

Год 1988-й, Великий Новгород. Празднование 1000-летия Крещения Руси. По мосту через Волхов движется торжественная процессия. Впереди – патриарх Алексий, рядом – три писателя мирового уровня, олицетворявшие для русских гордость и надежду: Белов, Распутин, Астафьев.
Шествие продвигалось к Новгородскому Кремлю, но, как только достигло середины висячего моста, замерло: мост попал в резонанс и угрожающе закачался. Привычные к опасностям русские люди инстинктивно переждали неприятный «кач», и двинулись дальше. Однако нехорошие предчувствия коснулись многих. «Перестройка» набрала обороты, но, по выражению Юрия Бондарева, напоминала собой самолёт, который взлетел, но где сядет – не ведает. Русофобский её пафос наводил и на более безрадостные мысли. Перестройка уже пахла перестрелкой…
Год 1989-й. Василий Иванович Белов с трибуны съезда народных депутатов требует признать геноцид русского народа. Но этот призыв остался без ответа, даже будучи многократно усилен и повторен фракцией ЛДПР…
Год 2012-й. 23 октября Василию Ивановичу Белову, автору «Привычного дела», «Плотницких рассказов», «Бухтин вологодских...», «Лада», романов «Кануны» и «Год великого перелома» и других, ставших современной классикой произведений, исполнилось 80 лет. Этот юбилей отметил лишь канал «Культура». Вот уже много лет о Белове ничего в Москве не слышно. Словно и нет такого писателя. «Деревенскую прозу», ярчайшим представителем которой является Василий Белов, нередко называют визитной карточкой России. Так вот демонстративное игнорирование этой «визитной карточки» можно объяснить одним: русскую Россию, самоё русскость заталкивается в забвение.
Год 2012-й, 4 декабря. Вечер в Центральном Доме литераторов, посвященный 80-летию Станислава Юрьевича Куняева, выдающегося русского поэта, литературного критика и публициста, свыше двадцати лет возглавляющего лучший из «толстых» журналов – «Наш современник». Выступают Валентин Распутин, Владимир Крупин, Валерий Ганичев, архимандрит Тихон (Шевкунов), множество других достойнейших людей. Но ни о вечере, ни о самом юбилее Куняева, могучего бойца за русское дело, в СМИ – ни слова.
Потому что власти важна маргинализация русского самосознания, а потому нужны лишь «нанайские мальчики» из либералов и националистов: одни орут «ой, караул, русский фашизм!», а вторые это старательно подтверждают, выводя на улицы зигующую гопоту в бомберах. В такой дешевой игре нет места беловым и распутиным, шафаревичам и куняевым, нет места национальным мыслителям и изобретателям, нет места просто честным и деятельным русским людям.
…Вечер в ЦДЛ на мгновение воскресил теплую атмосферу родства незнакомых людей благодаря царившему на нем русскому духу. Люди расходились, ощущая некий праздничный уют в душе несмотря на промозглую погоду.
Люди пришли домой, попили чайку и легли спать в предвкушении хотя бы приятных сновидений…
А наутро грянула страшная весть: в своей родной обезлюдевшей вологодской деревеньке Тимонихе умер Василий Белов.
«Можно с уверенностью сказать, что ТВ и «настоящее радио» не будут разрываться от горя, как это было, например, после смерти шоумена по имени Роман Трахтенберг, составителя сборника анекдотов, о котором голосили целый день с утра до вечера по радио в начале каждого часа во время выпуска очередных новостей…
Вспомним, что, когда умерли Вадим Кожинов, Юрий Кузнецов, Виктор Боков – ни слова о том, кого потеряла страна, ни на «Радио Россия», ни на одном телеканале произнесено не было» (Станислав Куняев, «Из дневника третьего тысячелетия», «Наш современник», №11, 2012).
Уход Василия Белова – это скорбный знак уходящей русской деревни, колыбели национального характера.
«Ушла эпоха, - написал о Белове Андрей Архипов, пресс-секретарь главы ЛДПР с конца 1980-х. -  Будет в русском раю...»
Таковы юбилеи «подземного народа», в который превращают русских.

Игорь ДЬЯКОВ


Рецензии