Малоизвестные татарские разности - 105

***
Компиляции
***


''Сак и Сок''

***

Однажды, рассказывает миф, дивы, желая погубить людей, соорудили высокую стену, которая закрыла солнце. Землю сковал лёд, и всему живому стала грозить гибель. Но алп Субан смог разбить стену дивов и вернул людям свет и тепло. Когда он разбивал стену, жена алпа - покровительница домашнего очага, молодожёнов и утренней зари Тэббиче Чакчак - велела своим детям, Саку и Соку, помочь отцу и отнести ему железную стрелу, разбивающую всё. Но сыновья стали драться за право нести стрелу, и Чакчак прокляла их за промедление, а Бог Тангра обратил их в ночных птиц. Когда дети захотели увидеться с родителями, то не смогли этого сделать: ведь Субана и Чакчак всегда окружал свет. Только когда Сак и Сок осознали свой проступок и стали храбро помогать людям, Тангра вернул им право жить при свете и видеться с отцом-матерью...


***
К наиболее ранним образцам жанра примыкает исключительно своеобразный и выразительный "Баит Сак-Сок", повествующий о трагической судьбе двух семилетних детей, которые за какую-то шалость в отсутствие отца были прокляты матерью и, тотчас превратившись в мифических птиц Сак и Сок, улетели. Отныне они вынуждены жить одинокими в дремучем лесу до тех пор, пока над ними тяготеет проклятие матери - т.е. до скончания веков. По своему содержанию баит перекликается с произведениями самых различных народов, начиная с мифологии Древнего Востока и кончая балладами народов средневековой Европы. Кроме того, этот баит свидетельствует и о том, что в происхождении и формировании жанра немалую роль сыграли и традиции сказочно-мифологические.

http://tatarica.naro...y/folk/bait.htm


Группа ‘’САК И СОК’’

***
«Сак-сок» — известная татарская фолк-рок-группа из Набережных Челнов, образованная в 1990 году

История группы
***
В 1990 году в Набережных Челнах четверо музыкантов под влиянием «Битлз», «Роллинг стоунз» и «Дип Пёпл» решили собрать собственную группу. Не случайно было выбрано и название коллектива. Сак и Сок — это герои одноименной татарской народной легенды

‘’Однажды, рассказывает миф, дивы, желая погубить людей, соорудили высокую стену, которая закрыла солнце. Землю сковал лёд, и всему живому стала грозить гибель. Но алп Субан смог разбить стену дивов и вернул людям свет и тепло. Когда он разбивал стену, жена алпа - покровительница домашнего очага, молодожёнов и утренней зари Тэббиче Чакчак - велела своим детям, Саку и Соку, помочь отцу и отнести ему железную стрелу, разбивающую всё. Но сыновья стали драться за право нести стрелу, и Чакчак прокляла их за промедление, а Бог Тангра обратил их в ночных птиц. Когда дети захотели увидеться с родителями, то не смогли этого сделать: ведь Субана и Чакчак всегда окружал свет. Только когда Сак и Сок осознали свой проступок и стали храбро помогать людям, Тангра вернул им право жить при свете и видеться с отцом-матерью’’…

Музыканты стали смешивать татарские народные напевы со звуком электрогитар — получился татарский фолк-рок. Поддержку группе оказывал Фонд культуры «КамАЗа». Дебютный альбом 1993 года символично назывался «The First Lesson Of Tatar» (Liga Records). Записан он на немецкой студии CAS Studio Маратом Сайфутдиновым (клавишник, программирование, постановка), Захиром Насыбуллиным (вокал), Оскаром Акчуриным (бэк-вокал) при участии известного узбекского ударника Ричарда Шафиева и местных музыкантов: Питера Бизарра (клавиши, программирование), Волкера Конрада (гитара), Тони Кларка (гитара), Вернера Корала (бас). Также был записан EP «300 Years Later…» на английском языке при участии барабанщика Йорга Михаэля. Команда распалась, просуществовав всего пять лет

Группа дала множество концертов и обрела известность не только среди населения республики Татарстан, но и далеко за её пределами.Наиболее известные выступления:
Дважды на международном фестивале «Голос Азии» в Казахстане.

На международном фестивале татарской песни «Ќиде Йолдыз» в Казани.
Лидер группы Захир Насыйбуллин на сегодняшний день записывает сольные альбомы. Время от времени он реанимирует проект «Сак-сок». Выступает в составе группы «Яр-Бенд», играющего каверы на «Битлз». Марат Сайфутдинов занялся журналистикой и книгоизданием.

Дискография
***
The First Lesson Of Tatar (1993)
300 Years Later… (1996)

Состав
***
Захир Насыбуллин — вокал
Марат Сайфутдинов — гитара, музыкальный руководитель
Cиразетдин Фарукшин — клавишные
Фарит Хайбуллин — бас
Дамир Камалов — ударные
Ринат Гатаулллин — ударные


Группа Sak-Sok (Сак-Сок) с песней ''Аниса'' (Anisa)

http://www.youtube.com/watch?v=wGPKZkTY-O4

Песни ансамбля "Норлай"

"Норлай" ансамбле - "Сак-Сок" баете

http://www.youtube.com/watch?v=IDVDnHDKtzQ

Театр Кариева
Спектакль ‘’Сак и Сок’’

http://karievteatr.ru/sak-sok-3/



О древности сюжета легенды "Сак и Сок"

***
У татарского народа есть удивительная, прекрасная легенда, сюжет которой – проявление глубокой человеческой любви и привязанности. Это легенда «Сак и Сок», которая в различных вариантах дошла до наших дней как отголосок древнейших событий.

Согласно одной из версий легенды: «дивы, желая погубить людей, соорудили высокую стену, которая закрыла солнце... Но алп Субан смог разбить стену дивов и вернул людям свет и тепло. Когда он разбивал стену, жена алпа - покровительница домашнего очага, молодожёнов и утренней зари Тэббиче Чакчак - велела своим детям, Саку и Соку, помочь отцу и отнести ему железную стрелу, разбивающую всё. Но сыновья стали драться за право нести стрелу, и Чакчак прокляла их за промедление, а Бог Тангра обратил их в ночных птиц...» [1]. По другой версии: «злые духи решили погубить человеческий род и с этой целью возвели высокую стену, которая отгородила Солнце от Земли...

Тогда на помощь пришёл алп (добрый дух) Мардукан-Карга. Вместе со своими сыновьями Саком и Соком Карга направился к стене, чтобы разрушить её. Когда они близко подлетели к солнцу, лучи стали их обжигать. Тогда Карга послал сыновей домой за мёдом... Однако сыновья испугались, залетели в полосу ночи и не вернулись к отцу.

Не дождавшись сыновей, Карга в одиночку разбил стену, но сам вспыхнул от жара. Его горящие перья упали на землю и превратились в горячих вороных коней. Поскольку Карга сумел, жертвуя собой, дать людям и всему живому на земле свет и тепло, бог Тенгре сохранил ему жизнь. С тех пор каждой весной Карга возвращается к людям в облике грача (ворона). За измену отцу мать Сака и Сока, покровительница семейного счастья Чакчак прокляла сыновей...» [2].

Возникновение легенды «Сак и Сок» связывают одни исследователи с творчеством татар Поволжья в 17-18веках, другие со средой булгар, третьи – с саксинами 8 века, четвертые обнаруживают сходство образов в мифологии народов Востока[3].

В основе сюжета любого мифа, легенды, как известно, лежат реальные события. Источником творчества народа являются его переживания реальных событий, в гуще которых он оказывается. Как сюжет легенды «Сак и Сок», так и действующие лица в ней, очевидно, имеют реальные прототипы из жизни тюркоязычных племен. Несмотря на некоторые различия в сюжете и именах персонажей, приведенные версии легенды дают достаточно устойчивые сведения. Главные действующие лица – алп Субан (добрый дух Мардукан-Карга), его жена Таббиче Чакчак (Чакчак) и их сыновья-близнецы Сак и Сок. Им противостоят силы зла – дивы. За всем происходящим в легенде незримо присутствует бог Тенгри, роль которого далеко не однозначна. Ключевым элементом легенды является высокая стена, на фоне и из-за которой разворачиваются события. Исторический прототип «стены закрывшей солнце» и других элементов легенды можно искать как в противоборстве с сильным и коварным соседом, так и в проявлении природной катастрофы. Рассмотрим оба варианта.

О древности сюжета легенды "Сак и Сок"

Глава 1.
Межэтническое противостояние.
***
В истории тюркских народов присутствует только одна реальная стена, которая может претендовать на роль «высокой стены», отгородившей людей от солнца. Это Великая китайская стена, возведенная на северных границах китайской империи в основном в 3 веке до нашей эры[4]. Как известно, высота Великой китайской стены на некоторых участках достигает 10м, а протяженность ее, по некоторым данным, свыше 5 тыс.км[4]. Но даже это восьмое чудо света не могло загородить землю от солнца, как утверждает нам легенда.

В действительности стена отгородила от народа, в среде которого зародилась легенда, не солнце, а южные территории с теплым климатом. На языках древних тюркских народов слово кн обозначал одновременно и солнце, и день и юг[5]. И в современном татарском языке юг обозначается выражением кнъяк – от кн (солнце, день, тюрк.) и як – сторона. Т.е. солнечная, дневная или южная сторона. Если учесть это, то самый фантастический элемент легенды оказывается известной нам исторической реальностью. А за обликом дивов в легенде скрыты китайцы эпохи династии Цинь, сложившие «высокую стену». Стена отгородила юг от тюркских кочевников. Основным противником китайцев в это время был народ хунну во главе с шаньюем Модэ (Мэтэ, Маодунь, Мэйдэй, Маадай, 209-174гг до н.э.) [6]. Но есть ли связь между именами владыки хунну Модэ и алпа Субана?

По свидетельству современников хунну были солнцепоклонниками. Древнекитайский историк Сымя Цзянь (около 145 или 135 – 86гг до н.э.) в своих «Исторических трудах» описывая хунну, сообщал: «Шаньюй утром выходит из лагеря поклоняться восходящему солнцу, а вечером поклоняться Луне». Обратим внимание, что Сымя Цзянь указывает на почитание Луны наряду с верховным богом Солнца. На языках древних тюркских народов одно из имен богини Луны было Умай – Лунная жена или Жена-луна, от ум (жена,тюрк.) и ай(луна, тюрк.)[7]. Умай была покровительницей женщин рожениц, малолетних детей, молодоженов, домашнего очага и водной стихии. В тюркском мире культ богини Умай был очень сильным. Достаточно вспомнить савроматов и сарматов, для которых ее культ был доминирующим.


***

Имя шаньюя Модэ есть производное от Мо (собственно имя) и одэ/отэ или атэй/ата (отец, тюрк.). Подобное разделение имени на составляющие оправдано, если учесть что оно сохранилось в форме Маадай в одноименном алтайском народном эпосе. Существует мнение, что этот эпос уходит корнями в эпоху хунну. Уважительная приставка к имени адай/атэй является традиционной для многих лидеров тюркоязычных народов: это скифы Таргитай, Атэй, Мадий, сын и внук Чингисхана - Угедей и Батый, современные национальные лидеры Ататюрк (отец турков) Мустафа Кемаль – первый президент Турецкой Республики и Туркмен-ата – президент Туркменистана. Так же, как и в современных монотеистических религиях, у языческих культур была традиция давать детям имена, связанные с названиями покровительствующих богов. Вероятно, у современных народов, в частности у тюркоязычных, этот обычай был заимствован из языческой предыстории. В этом случае имя Модэ может быть связано лишь с одним созвучным именем древнетюркского божества – Умай. Т. е. имя шаньюя Модэ* связано с покровительством его обладателю богини Умай. Возможно, этим объясняется немилость шаньюя Тумена к своему старшему сыну Модэ. Ведь в реальности детям древних тюрков покровительствовали не боги, а жрецы конкретного культового клана. У хунну преобладал культ бога солнца. И выбор Туменем Модэ в качестве заложника у враждебных юэчжей[6], возможно, объясняется второстепенностью покровительствующего культа этого сына.


О древности сюжета легенды "Сак и Сок"
***
Но и имя легендарного алпа Субана восходит своим значением к этой же богине, ее ипостаси, покровительствующей водной стихии. Ведь Субан* происходит от сочетания основ суу (вода,тюрк.) , оба (уважительное обращение к старейшине, первопредку, тюрк.) и н (воплощение, татар.), т.е. воплощение духа божества воды. Очевидна равнозначность имен Модэ и Субан. Имя алпа Мардукана-Карги связано с более поздними традициями и носит влияние монголоязычной культуры.

В частности имя Мардукан-Карга имеет монголоязычную основу мар/нар – солнце и восходит к словосочетанию Нар(солнце,монгол.)- ата (ата, уважительная приставка, тюрк.) - хан(титул,тюрк.)- Карга(ворон,тюрк.), т.е. Ворон бога солнца.

По поверьям наших предков ворон был одним из помощников солнечного божества, что и отразилось в имени алпа Мардукана-Карги. Это имя в легенде, возможно, навеяно самой ролью алпа, вернувшего солнце людям. Ведь вероятна и другая этимология этого имени: от Нартуган-Карга - Ворон возродивший солнце.

Примечание.
***
*В связи с этим национальный праздник казанских татар сабантуй правильнее выводить от имени водной ипостаси богини Умай. И праздник этот, вероятно, проводился весной в период половодья и буйства вешних вод как обращение к божественному духу воды не причинять вреда и насытить будущие пашни животворящей влагой. Современное толкование названия сабантуй как праздника плуга (от саба – плуг, татар.) возникло после забвения этого культа. Близость названий имени Суу оба и саба возможно связано с представлениями наших предков о даре этого земледельческого орудия свыше – божественным духом воды. Как и возникновение названия сосуда для приготовления жертвенной браги – саба было связано с культом Суу оба/Умай, которое сохранилось у татар в словосочетании саба-саут -посуда. Название одного из районов Татарстана – Саба, вероятно, также связано с поклонением божественному духу воды – Суу оба и связано с культурой сарматов.

О древности сюжета легенды "Сак и Сок"
***
Имя Теббиче Чакчак, вероятно, возникло от наложения разных элементов культа, ипостасей богини Умай. Теббиче удивительно созвучно скифской богине Тэбити* – покровительнице домашнего очага[8], также как и героиня легенды. Возможно, Тэббиче есть одно из имен богини Умай, связанное с конкретной ее ипостасью – покровительством домашнему очагу. И происходит от слова табаче - где таба –сковорода,татар., и –че – суффикс[9]. Возможна и другая этимология этого имени – от тэб(основание, основной, татар.), й (дом, татар.) и – че(суффикс, образующий термины профессиональной принадлежности), т.е. хозяйка основания дома. Но основанием дома, основным элементом человеческого жилища, отличающим его от логова дикого животного является очаг. Поэтому имя Тэббиче/Тэбэйче можно расценивать как синоним покровительницы домашнего очага. Имя Чакчак связано с поклонением утренней заре – ведь Чакчак от Чык(роса,татар.) и чак,чага (дитя, татар.), т.е росиночка, дочь утренней зари. И в легенде Чакчак – покровительница утренней зари, что также может являться одним из проявлений богини Умай. У древнетюркских народов также как и хан/кан, бывший воплощением духа верховного солярного божества, так и жена хана - ханума была олицетворением богини Умай. И поэтому вполне вероятно, что к ее настоящему имени добавлялось одно из имен богини Умай, под которым она могла сохраниться на страницах истории. Даже жены великих лидеров вряд ли могли войти в легенды под своими именами. Скромные хранительницы домашнего очага, чаще всего, были обречены на забвение. Героям своих легенд народ приписывал в жены сказочных красавиц, возникших из одухотворения проявлений природы.

Примечание.
*Имя скифской богини Тэбити до нас дошло в древнегреческой передаче, в частности в «Истории» Геродота. В древнегреческом алфавите нет буквы передающей звук «ч» и для записи этого звука использовалась обычно буква «т». Поэтому вполне вероятно исходное звучание имени скифской богини домашнего очага как Тэбичи/Тэббиче.

О древности сюжета легенды "Сак и Сок"
***
О значении имен главных персонажей легенды Сак и Сок существует несколько версий. Их производят от слов сакинч (тоска, тюрк.) и сыктау (плачь, тюрк.), сак/ун (правый, тюрк.) и сок/сул (левый, тюрк.)[3], сак (осторожный, бдительный, тюрк.) и сок (гибельный, болото, топь, тюрк.).
Но более привлекательным с точки зрения отражения в этих именах реалий древнетюркской жизни является несколько иная трактовка. Основной ячейкой древнетюркского общества был род. На западнохуннских и восточнохунских языках тюркских народов слово род имеет звучание соответственно сеяк и суок - близкие к именам героев татарской легенды.

Т.е. имена героев легенды могли отразить горечь разлуки между родами тюркских племен, потерявшими связь между собой в ходе каких-то трагических событий. На завершающем этапе противостояния народа хунну и китайской империи первых ожидала печальная развязка. Часть некогда могущественного народа вынуждена была уйти от границ Китая – одни на запад, другие дальше на север, третьи на восток... Другая часть осталась на прежних землях и приняла протекторат сильного соседа. Последние были либо ассимилированы китайцами, либо участвовали в дальнейшем этногенезе тюркских и монгольских племен Центральной Азии. Создателями этой легенды, принесшими ее на берега Волги и Камы, могли быть как аланы, так и хуннские рода, проникшие в эпоху Великого переселения народов в район Поволжья.

Древность сюжета легенды определяется и неблаговидной ролью бога Тенгри. Как известно, Тенгри был главным божеством тюркских народов, по крайней мере, начиная с гуннов Атиллы и тюркутских каганатов. И поэтому сложно представить создание и популяризацию в среде этих народов легенды, бросающей тень на высшее божество. Но в легенде «Сак и Сок» бог Тенгри пользуется материнским проклятием Чакчак и превращает сыновей богатыря Субана в ночных птиц. За подвиг во имя народа Тэнгри лишает алпа Субана его детей. И это всего лишь за глупую шалость семилетних детишек, которая заключалась в споре за честь нести железную стрелу отцу. Тенгри есть бог ночного неба, князь тьмы[7]. И в этом случае дивы являются его слугами, а стена чуть не погубившая людей, возведена не иначе, как по указанию самого Тенгри. Как видим, в легенде у Тенгри далеко не доброе лицо. Это могло быть только во времена поклонения древнетюркских народов богу Солнца – антиподу Тенгри. Авторами в этом случае являются представители хунну из клана бога Солнца, а сама легенда есть отражение противоречий между языческими кланами.

О древности сюжета легенды "Сак и Сок"
***
Во второй версии легенды (из приведенных выше), возникшей, очевидно, в более поздние времена роль Тэнгри безусловно положительна. Тенгри возвращает жизнь, сгоревшему от жара солнечных лучей, Мардуган-Карге. А близнецы Сак и Сок проявляют малодушие, испугавшись губительного жара солнца, и отказав отцу в помощи, приравнивают себя к силам тьмы.

Принято считать, что Великая китайская стена была воздвигнута в эпоху династии Цинь против грабительских набегов хунну. Хотя земли севернее реки Хуанхэ были исконными землями народа хунну, завоеванные китайцами[6]. Если обратить на расположение Великой китайской стены (рис.1) - то станет очевидным, что она не является широтным сооружением, а ограждает некоторую территорию северо-востока Китая насколько с севера, настолько и с запада. Что же было скрыто в этой области за высокой стеной от хунну? Ведь, несмотря на эту стену, хунну неоднократно пытались вернуть эти земли, а позже и тюркутские каганаты стремились отвоевать у Поднебесной империи этот клочок земли. Намного позже, в 1263г., внук Чингисхана Кубилай перенес столицу монгольской империи в город Канбалык* на месте современного Пекина** - также в этой области. Несмотря на наличие более плодородных и благоприятных для жизнедеятельности человека областей на завоеванных монголами обширных территориях Евразии. В чем же была привлекательность для древних тюркоязычных народов со времен шаньюя Модэ эта область.
В ее сакральном значении.

Этот район был местом захоронения царских особ древних хунну и их предков***. Противоборство алпа Субана со «стеной закрывшей Солнце» имеет и духовное значение – святость этой земли заключалась и в близости понятий солнце (кэн) и властитель (кан/хан). Одним из аргументов сакральности восточных областей для народа хунну является и то, что наследником престола являлся только восточный «чжуки-князь». Который, кстати, являлся старшим над тремя знатными родами хунну «***нь, Лань и Сюйбу»[6, стр.100]. Последнее следует из тюркоязычной расшифровки этого титула. Ведь чжуки не что иначе как эч ук – три рода, а «чжуки-князь» - князь над тремя родами хунну. Этот титул известен нам из истории тюркских нардов чаще всего в форме челеби – эч иле би – глава трех илей. Эта форма сохранилась в названиях Ошель(город Камско-волжской Булгарии), Эчиле(современное селение в Татарстане), Челябинск(современный областной центр на Урале), Ас-салаби(центральный город русов в арабоязычной интерпритации). Но еще в истории хунну эта форма «княжеского» титула встречается (ошибочно принятых историками) в качестве имен шаньюев Ушилу, Учжулю и топонима Чжили[7].

Примечание.
***
*Канбалык возможно имеет значение Канал Солнца от кэн (солнце, тюрк.) и булак (канал, тюрк.). Выбор такого названия для своей ставки Кубилай ханом оправдано, если учесть, что при нем были увеличены размеры Великого канала (Юньхэ) протянувшегося в современном виде с севера на юг от Пекина до города Ханчжоу. В частности завершено строительство северной части канала с системой шлюзов, для регулирования уровня воды. Кубилай пытался таким образом наладить связь своей столицы с южными районами Китая[10]. Канбалык стал столицей монгольской империи в 1263г., сменив в этой роли г. Каракорум в Монголии, который был основан в 1219г. и пробыл столицей всего 40 лет.

**Название города Пекина возможно также имеет тюркоязычное происхождение. Если выводить Пекин от тюркских основ биек (великий) и кэн (солнце), то название китайской столицы будет иметь значение как город Великого Солнца. Вероятно, это же значение имело и название столицы народа хунну – Лэвкен, дошедшей до нас в китайских источниках. Это название можно рассматривать как сочетание двух тюркоязычных основ – Улу (великий, большой) и Кэн (солнце).

***Эта традиция – захоронение царственных особ в отдельной области - наблюдается у скифов Европейской Скифии – в области Геррос[8], а также у алтайских скифов – в долине Укок. Возможно эти традиции курганных захоронений элиты связаны своим возникновением с культурой хунну.


О древности сюжета легенды "Сак и Сок"
***
Известна легенда о «непристойных» притязаниях народа дунху к шаньюю Модэ[6] – на его коня, жену и часть «необитаемой земли» народа хунну. Большинство исследователей истории хунну почему то без сомнений понимают под участком необитаемой земли бросовую, непригодную для использования территорию. А сама легенда стала «притчей во языцах» о значении земли для существования государства, как отражение государственного подхода к земле и политической мудрости верховного правителя хунну – шаньюя Модэ. И возможно это так и есть. Но «необитаемая земля» еще не значит заброшенная и бесплодная и вполне вероятно, что эта часть оттого и не использовалась, что имела сакральное значение, и было местом расположения культовых храмов и погребений хуннских царей. Именно земли, на которых находились могильники богоподобных царей, не могли использоваться в качестве пастбищ для выпаса скота и другой хозяйственной деятельности. Запросы дунху
(соответственно и их дерзость) идут по нарастающей: сначала самого быстрого коня и любимую жену шаньюя, которая была наместницей богини Умай на земле, и уж затем участок земли. Поэтому требование этой земли должно было для Модэ и его народа быть более оскорбительным и значимым, чем конь и жена. Отдать могилы предков под возможное осквернение чужим народом - нет большего унижения, т.к. они были духовной и исторической основой государства хунну.

Возможно, подтверждением этой точки зрения являются известные открытия в начале прошлого столетия. На северо-востоке Китая в районе города Синьян (провинция Шаньси) были обнаружены более сотни (по другим данным – несколько сотен) древних пирамид (рис.1). Среди этих пирамид имеется так называемая «Великая Белая пирамида» в два раза превосходящая по размерам пирамиду Хеопса.

В одном из обнаруженных пирамид располагался могильник первого китайского императора Шихуанди (XXVI в. до н.э.), где в 1974 г. археологи обнаружили знаменитую «терракотовую армию»[11]. Имеются сведения о наличии пирамид и в соседней провинции Хэннань[12].

В истории народа хунну упоминается «священная гора» в их столице Лэвкен. Во время одного из хунну-китайских войн «захватив столицу хуннов Лэвкен, китайские военачальники, поднявшись на священную гору, "поставили на ней каменный памятник с описанием могущества и добродетелей династии Хань". Поступая так, китайские военачальники показывали всем, что святыня хуннов ими осквернена»[13]. Очевидно, что столица народа с кочевой (степной) культурой не могла быть создана вокруг естественного горного образования.

Скорее всего, речь идет именно о пирамидальном могильнике, который по аналогии с могильными маундами индейцев Северной Америки и пирамидами майя, использовался и для ритуальных, культовых целей, в качестве храма. В этом случае понятно и определение «священной горы», и возможность ее осквернения. Имеются сведения о том, что хунну поклонения солнцу и луне, а также другие культовые действия совершали «смотря по положению звезд и луны»[6], которые определялись жрецами в храмах аналогичных «храму Дракона».

По свидетельствам очевидцев внешний вид некоторых китайских пирамид очень напоминают пирамиды Центральной Америки[14].

В этой же северной провинции Шаньси вблизи города Линьфэнь археологи раскопали древнейшую обсерваторию, существовавшей между 2500-м и 1900-м годами до нашей эры[15].*

«…Обсерватория позволяла вычислять наступление очередного времени года с погрешностью, не превышавшей двух дней по сравнению с широко используемым до сих пор в сельских районах современного Китая лунным календарем»[15]. Это может быть одним из аргументов в пользу некитайского происхождения этой археологической находки.

Время прекращения использования этой обсерватории (с учетом возможной погрешности радиоуглеродного метода) близко к времени появления ариев на территории северной Индии. В этот же период зарождаются первые центральноамериканские цивилизации.

Существующий запрет в КНР на проведение раскопок пирамид и объявление закрытыми для иностранцев районы их расположения наводит на мысль, что эти древние могильники являются артефактами некитайской истории, а, скорее всего, одного из недоминирующих этносов этой страны.

О древности сюжета легенды "Сак и Сок"
***
Если учесть, что предки хунну занимали земли на юге вплоть до реки Хуанхэ[6] – то области Шаньси и Хэннань оказываются в глубине хуннских территорий. В таком случае для хунну и дальнейших поколений тюркоязычных народов эта область была священным центром их культуры. Захват этой области другим государством для всех них было унижением достоинства и осквернением их святыни! А свидетельства древнекитайских историков о жестоких набегах северных варваров – всего лишь попытка скрыть истинную причину хунну-китайского противостояния. На некоторых средневековых картах собственно Китаем назывался северо-восток современного Китая, тогда как название южных территорий связывались с династией Цинь.

И еще. Если бы открытые в начале прошлого века пирамиды на северо-востоке Китая были святынями китайской истории – вряд ли среди этих седых пирамид началось строительство китайского космодрома. Космодрома, которому по чисто техническим причинам (более экономичного запуска ИСЗ) место намного южнее, т.е. ближе к экватору – например у южных границ Китая.

Исследователи истории дальневосточного региона с удивлением отмечали как достижения некитайских народов «…подверглись присвоению благодаря непревзойденному методу, столетиями разрабатывавшемуся китайскими учеными. В русло китайской истории с неизменной последовательностью вводилось все, что происходило в китайской и околокитайской ойкумене, независимо от того, осуществлялось ли это в Китае, для Китая, против Китая или в связи с Китаем…»[16]. В достоверных исторических источниках нет упоминания правителей Китая, предшествующих династии Шан (Инь) (1766-1122 г.до н.э.).

Учитывая это, а также запрет на проведение раскопок в районе пирамид и закрытость это района для посещение иностранцев, как и то, что северные районы Китая являются прародиной древнетюркских народов, живших на этих землях до прихода китайцев-хань можно заключить, что пирамиды являются могильниками предков хунну. Наличие среди этих захоронений могильников китайских императоров может быть связано с подражанием пришлого народа хань (этнических китайцев) традициям предков хунну.

О древности сюжета легенды "Сак и Сок"
***
В истории Евразии есть письменное упоминание еще об одной великой мифической стене. Это библейский сюжет о народах Гог и Магог закрытыми за великой стеной Александром Македонским, которые вырвутся за пределы её в Судный день. Народы Гог и Магог в ветхозаветной и евангелистской традициях, а также Йаджудж и Маджудж в коранической традиции являются лишь народами, почитающими в первую очередь небо Кук и царицу небесную - луну Умай-кук.

В вышеуказанных ближневосточных традициях эти народы якобы заперты за высокой стеной Александром Македонским (356-323гг дон.э.). Но А.Македонский не мог иметь отношение к великой китайской стене по двум причинам: он умер за столетие до начала строительства этой стены, а его завоевательные походы не дошли до восточных окраин Азии. Причина вероятнее всего в политике китайских императоров. Чтобы избежать излишнее любопытство и тягу к своим землям непрошенным гостям, исключить нашествие западных соседей, последователей Александра Великого (а имя его было, несомненно, известно и китайцам) на Поднебесную - могла быть создана легенда о якобы закрытых за стеной непобедимого народа, исчадия ада – Гога и Магога. Любителей наживы издавна привлекали китайские шелк, фарфор, чай, пряности и многое другое. Ближневосточные и среднеазитские купцы и дипломаты, посещавшие Северный Китай могли воочию убедиться в наличии самой стены и оказаться распространителями легенды о мифическом народе Гог и Магог.
В соответствии с рассмотренной гипотезой этнического противостояния сюжет легенды «Сак и Сок» может быть связан с событиями второго века до нашей эры.

О древности сюжета легенды "Сак и Сок"

Глава 2.
Версия о природной катастрофе.
***
Признаки природной катастрофы в легенде «Сак и Сок» присутствуют в явном виде и образуют фон, на котором развертываются события. При этом очевидно сходство этих признаков с характером изменения климата в ледниковый период: «Дивы, желая погубить людей, соорудили высокую стену, которая закрыла солнце. Землю сковал лед, и всему живому стала грозить гибель». Курсивом выделены строки легенды, которые очень близки к описанию ледниковых периодов. «Высокой стеной» могло быть либо задымление атмосферы вулканическими выбросами, либо плотная и низкая облачность - преградившие путь солнечному свету.

На земле установилось царство тьмы и холода. Ориентация сторон света, которая проводилась в дневное время по солнцу, а ночью по звездам - прекратила свое существование. Отсутствие солнца предполагает и отсутствие луны и звезд – ориентиров сторон света в ночное время суток. Очевидно, что стена, заслонившая свет дневного светила, не могла пропустить более слабый свет луны и звезд. Тьма не могла позволить ориентироваться по известным элементам рельефа окружающей местности. Но, скорее всего красное зарево солнца чуть-чуть пробивалось над горизонтом сквозь морозный туман во время восхода и заката. В дневное время низкая облачность закрывала солнце, и земля была окутана в сумрак.

Солнце возродилось вновь, когда «...алп Субан смог разбить стену дивов и вернул людям свет и тепло». Субан - богоравный герой, связанный со стихией воды, являющийся воплощением духа воды. Т.е. спасение к людям пришло со стороны воды, а для народа, жившего на побережье Тихого океана, дух воды мог жить только в его недрах, как наиболее сильного проявления водной стихии. Солнце для жителей восточного побережья Азии возникает со стороны Тихого океана. Зрительно оно словно восходит из океана. Для древних это могло восприниматься как причастность духа воды к освобождению или возрождению Солнца.

О древности сюжета легенды "Сак и Сок"
***
Наступление ледников на земли древнетюркских племен должно было привести к расселению (возможно частичному) их из этого региона. Этому способствовало ухудшение климата, которое должно было снизить продуктивность традиционных способов пропитания. Смертность в эти периоды резко возрастала не только из-за голода, но и из-за климатических потрясений. Учитывая большую протяженность территории проживания древнетюркских племен – от побережья Тихого океана на востоке до Алтайских гор на западе можно предположить, что расселение проходило одновременно в разных направлениях.

На выбор направлений переселения могло повлиять два фактора:

1. Богатство района переселения и пути следования к нему средствами жизнеобеспечения (пища, материалы для изготовления одежды и жилища).

2. Система мировоззрений, в соответствии с которой на направление переселения могло повлиять мифическое месторасположение покровительствующего божества. Для народа, верховным божеством которого является Солнце, выбор направления переселения в периоды наступления климатических катастроф может быть связан либо с местом восхода солнца, где предполагалось жилище солярного бога, либо с закатом дневного светила.

Переселение на север (например, в район пролива Беринга) исключалось – маловероятно движение переселенцев из Центральной Азии навстречу надвигающемуся леднику, который превратил поверхность суши и океана в безжизненную ледяную пустыню. Вариант передвижения переселенцев из Центральной Азии в район Берингии по побережью и аналогично из района Берингии в южные районы Северной Америки также сомнителен. Холодное течение Ойясио, которое зарождается в Беринговом море и течет на юг вдоль восточных берегов Камчатки, не оставляет надежд на теплый климат на побережье в период наступления ледников. На юге Центральной Азии в этот период происходило увеличение площади пустынь Гоби, Алашань (из-за снижения влажности климата в ледниковый период) и расширение с последующим сползанием ледников горных вершин Гималаев.

О древности сюжета легенды "Сак и Сок"
***
Сторонники азиатского происхождения первоамериканцев предлагают только один путь проникновения на американский континент – через район Берингова пролива. Но центральноамериканские и североамериканские индейцы, в языке которых отмечаются элементы тюркских языков, находятся практически на одних и тех же широтах, что и тюркоязычные народы в Азии. И наоборот, в языках индейских племен населявших северную часть Северной Америки не находят следов влияния тюркских языков, а также топонимики близкой к центральноазиатской. Несмотря на то, что «Сибирь необычайно богата стоянками древнекаменного века… они по большей части открыты в южной части Сибири (Алтай, Верхний Енисей, Прибайкалье, Забайкалье) и достаточно далеки от...» пролива Беринга[21]. Как попытка объяснить недостаток археологических данных о присутствии древнейшего человека на полуострове Чукотка возникла гипотеза, что «основные маршруты передвижения древних людей пролегали вдоль побережья (т.е. в местах, ныне лежащих на морском дне), а неблагоприятные для жизни внутренние районы были мало освоены» [21]. Но на южное побережье Чукотки-Берингии первобытные охотники в рамках этой гипотезы могли попасть только по восточному побережью Азии. Однако, как отмечалось выше, во время ледникового периода холодное течение Ойясио, омывающее это побережье, не могло обеспечить более теплого климата, чем в центральных районах Чукотского полуострова, и более того, должно было способствовать оледенению в тех широтах, где на материковой части лежал ледниковый щит.

Недостатки гипотезы переселения азиатов в северную Америку через Берингию дали возможность археологу Смитсоновского института (Вашингтон) Деннису Станфорду предположить, что заселение американского континента из Европы проходило через Атлантику[22]. Таким камнем преткновения оказалось отсутствие в археологических материалах на Аляске и Чукотке каменных орудий схожих с кловисской культурой в Северной Америке. И это несмотря на то, что результаты анализа ДНК у современных аборигенов Америки указывают на родственность их с некоторыми азиатскими народами, в частности с тувинцами[23]. Проблема отсутствия археологических соответствий в Северовосточной Азии с одной стороны и на американском континенте с другой возникла из-за ошибочности гипотезы заселения всей Америки через район современного Берингового пролива.

О древности сюжета легенды "Сак и Сок"
***
Разделение прототюркской общности могло отразиться в мифологии, в частности в легенде «Сак и Сок». А под именами близнецов могут быть скрыты названия частей некогда единого народа. Если это так, то в истории тюркоязычных народов нам известно имя одного из близнецов – саков. Той части народа, которая проживала на западных окраинах и, вероятно, направилась на запад в среднеазиатские оазисы и в северные районы Индии. Другая часть древнетюркских племен, застигнутых приближением ледника на восточных окраинах Азии, в частности на Тихоокеанском побережье могло искать себе спасение в восточном направлении – рядом с «покоями их верховного покровителя Солнце-бога», на берегах Северной Америки, где действительно существует народ с именем близким к имени второго близнеца – индейцы майя - соке. И дело не только в культовой подоплеке этого выбора. Ухудшение климата на материке могло снизить продуктивность традиционных способов пропитания и подтолкнуть людей искать себе пищу в океане.

Саки по происхождению названия могли быть кланом воинов от асуксак, где ас –воин, ук/ок - род. Подтверждением этого может быть то, что слово сак в татарском языке имеет значения осторожный, бдительный – качества которые, прежде всего, присущи военным подразделениям. От этого слова происходит также татарское слово сакчы – дозорный, охранник. Именно представители клана воинов могли решиться на миграцию в густонаселенный запад. Возможно, с тех пор сохранившись во время смертельного испытания для своих сородичей саки стали синонимом осторожности, сохранности. Часть рода воды суок/сок/соке (от суу - вода,тюрк., ук/ок –род,тюрк.) покинувшие азиатский материк исчезли из поля зрения своих сородичей и стали синонимом гибельности. Может поэтому, словом сок в татарском языке обозначают гиблые места и непроходимые топи?

Но насколько реальна возможность миграции жителей восточной Азии, живших на 35-50 широтах, через Тихий океан в Северную Америку? В период наступления ледников на западе Северной Америки и востоке Азии (до 40 широты) поверхность океана также покрывалось ледниковым щитом. Одной из причин оледенения участков суши является понижение температуры океанических вод, омывающих их побережья. И границей этого ледникового наступления в северной части Тихого океана могло быть только теплое океаническое течение (точнее два теплых течения, переходящие друг в друга. Это Куросио и Северотихоокеанское течение. Эти течения образуют тепловодный поток практически в широтном направление, т.е. по кратчайшему пути из Азии в Америку*. Течение Куросио омывает восточное побережье японских островов, после чего поворачивает на восток (при этом его северная граница проходит по 40 широте) и на 150град. в.д. переходит в Северотихоокеанское течение (см.рис.1).

 Северотихоокеанское течение упирается в побережье Северной Америки почти под прямым углом, переходя в Калифорнийское** течение, омывающее западное побережье северной Америки в южном направлении. Эта не требующая никаких затрат энергии транспортная система в период ледников перестает быть плаванием в открытом океане – подступивший с севера ледниковый щит образует своеобразный берег. Плавание по этим тепловодным океаническим потокам*** становится не сложнее плавания вдоль побережья, а последнее было доступно древнему человеку с доисторических времен.

Скорость течений Куросио и Северотихоокеанского - 2-2,9км/час[17,18]. По некоторым данным в период наступления ледников эта скорость может быть выше[19]. Но даже приведенные цифры скорости течений системы Куросио позволяют достичь при пассивном плавании (без применения парусов и гребной тяги) берегов Северной Америки за пять теплых месяцев. Недостаток пресной воды могло компенсироваться потреблением сырой рыбы. Одной из причин, подтолкнувшей к плаванию на восток по течению Куросио, возможно, является сравнительное (с территорией подвергнувшейся оледенению) богатство его вод рыбой и морским зверем. В воды теплого течения в период оледенения из северной части Тихого океана, вероятно, мигрировали более теплолюбивые разновидности рыб и морских животных. Течение Куросио, приняв первобытных мореплавателей в свои воды, унесло их к берегам Северной Америки и далее по эстафете Калифорнийское течение транспортировало вниз вдоль ее западного побережья на юг к землям Центральной Америки****. Туда, где мы находим второго брата-близнеца - индейцев майя-соке. Возможно, азиатские переселенцы высаживались на сушу в районе Калифорнийского полуострова, который по свидетельствам американских археологов является родиной многих современных индейских народов. А дальнейшее переселение на юг, в Центральную Америку, проходило по суше.

Примечание.
***
*Достижение берегов Северной Америки по течению Куросио рассматривалось в гипотезе об исчезновении морского флота Кубилай–хана, попавшего в шторм в Японском море во время морского сражения с японцами[24]. Но, вероятно, флот все же был уничтожен разбушевавшейся стихией. Ведь если бы даже часть из исчезнувших судов флота Кубилай-хана достигла берегов Северной Америки – это не могло бы не отразиться на уровне технического развития индейцев Северной Америки. Тогда как даже на время открытия Америки европейцами коренному населению не были известны не колесный транспорт, не многие другие достижения народов Евразии.

**Северотихоокеанское течение, упираясь в западное побережье Северной Америки, разделяется на два рукава: кроме упомянутого Калифорнийского течения, омывающего берега Северной Америки в южном направлении, на север уходит Аляскинское течение. Северотихоокеанское течение иногда рассматривается как продолжение течения Куросио.

***Несмотря на то, что в специальной литературе не удалось найти подтверждения, можно предположить оледенение Тихого океана южнее теплого течения Куросио. В таком случае это течение превращается фактически в реку с ледовыми берегами.

****Вероятно, часть переселенцев достигло суши на средних широтах, там, где Северотихоокеанское течение упирается в западное побережье Северной Америки.

Отмеченная ранее сакральность восточных районов Азии для древних тюрков и наличие там храмов, обсерваторий и могильников позволяет предположить, что в северо-восточных областях Китая была сосредоточена основная часть жреческого сословия древних тюрков. Последовавшее переселение из этих районов в Северную Америку привело к сокращению (если не к полному исчезновению) хранителей древних знаний, коими являлись жрецы. Тогда как на американском континенте отмечается возникновение древних индейских цивилизаций.

Наиболее вероятным плавсредством, которым воспользовались переселенцы из Азии в Северную Америку, в том числе в центрально-американский регион были лодки долбленки. Несмотря на кажущуюся примитивность, они использовались и в более поздние времена. Именно на таких суденышках встретились европейским мореплавателям, открывшим Америку, первые индейцы, которые использовали их и для прибрежного плавания в море. На таких же долбленках-моноксилах* совершали свои отчаянные вояжи по Днепру с его грозными порогами и далее вдоль побережья Черного моря к Царьграду - загадочные русы, которые некоторыми их современниками однозначно определялись как тюркоязычный народ. И, наконец, такие же лодки использовали некоторые народы Сибири в пору его завоевания русскими.

Примечание.
***
*Моноксил – однодеревка, (греч.) – лодка, выдолбленная из ствола одного дерева.

О древности сюжета легенды "Сак и Сок"
***
Этой гипотезе нисколько не противоречат мифы индейцев Центральной Америки, в которых отражено происхождение их предков и в частности появление их на современных территориях проживания.

В нарисованных календарных записях индейцев ленни ленапе «Уоллум Олум» есть миф, в котором говорится: «После потопа индейцы ленапе и храбрые существа, похожие на черепах, жили поблизости друг от друга в пещере, жилище Талли. …Они увидели, что страна змей красива и богата. Договорившись, все вместе, они пошли по воде замерзшего моря, чтобы овладеть этой страной. Было удивительно, когда они все шли по гладкой замерзшей воде глубокого моря через узкий проход змеиного моря в великом океане»[20]. Эти строки буквально подтверждают предложенную гипотезу. Предки индейцев лени-ленапе, вероятно, по льду Японского моря перешли на японские острова, восточные побережья которых омывает течение Куросио. Изготовив лодки-долбленки, они отправились на восток по течению Куросио, которое представлялось им, вероятно из-за формы, змееподобным морем в великом океане. Примечательно, что в легенде оледенению предшествует потоп, от которого предки индейцев спасались в горной пещере с представителями другого племени, у которых был культ черепахи. Обожествление черепахи известно у некоторых народов восточной Азии, в частности у чжурчженей, от которых до нас дошли внушительные скульптурные изображения черепах.

О древности сюжета легенды "Сак и Сок"
***
«В рассказе о переселении народа киче мы также находим поразительное сходство с мифами о переселении других американских племен. Но в мифе племени киче мы можем проследить точное передвижение этого народа с холодного севера к теплому югу. Сначала солнце еще не родилось. Царит тьма. Когда солнце все таки появляется, оно слабое, и его лучи тусклы и водянисты, как лучи светила в северных широтах. И опять есть ссылки на переправу через реки по «блестящему песку», их покрывающему, и разумно предположить, что тут подразумевался лед»[20].
Так же, как и у индейцев лени-ленапе в мифе киче упоминается переход по льду. Вызывает удивление трактовка отсутствия солнца передвижением предков народа киче из заполярного севера на юг северной Америки. Солнце в ледниковый период может быть скрыто и низкой облачностью, а если его лучи иногда пробиваются в просветах облаков, то в морозном тумане они действительно будут «тусклы и водянисты». В этой части миф народа киче удивительно перекликается с легендой «Сак и Сок».

О древности сюжета легенды "Сак и Сок"
***
В ацтекском мифе о переселении народов, почти идентичном мифу народа киче, говорится: «Это начало описания исхода мексиканцев из места под названием Ацтлан. Они прибыли сюда по воде, эти четыре племени, и путь они проделали на лодках. Они построили свои хижины на сваях в том месте, которое называлось гротом Куиневейян. И оттуда вышло восемь племен. Первым племенем было племя уэшоцинко, вторым — племя чалька, третьим — племя шочимилько, четвертым — племя куитлавака, пятым — племя маллиналька, шестым — племя чичимека, седьмым — племя тепанека и восьмым — племя матлацинка. Именно там были их истоки в Кольуакане. Они были колонистами этих мест с тех самых пор, когда высадились здесь, прибыв из Ацтлана. …И отсюда они вскоре ушли, унеся с собой своего бога Уицилопочтли. …Там эти восемь племен проложили наш путь по воде»[20]. Названием страны исхода ацтеков Ацтлан в оригинале вероятно является Ац/Ас, т.к. составляющая –тлан присутствует в других географических названиях, связанных с культурами Мезоамерики, и является синонимом слов страна, место, земля. Но название Ац/Ас, несмотря на то, что его связывают с цаплями (которые на крайнем севере не водятся), удивительно напоминает основу названия Азия/Асия, страны асов. Из страны Ацтлан предки ацтеков прибыли водным путем и вероятно поселились на побережье у некоторого грота Куиневейян. Западное побережье Северной Америки практически на всем протяжении является гористым, что согласуется с наличием грота. Само название Куиневейян с позиций тюркских языков можно представить фонетически очень близким сочетанием Кн-ия-н – гнездо, дом покровителя Кн, или Кн-е-не – воплощение дома Кн. Последнее является древнетюркским названием солнца, которое сохранилось у некоторых современных тюркских народов, например казахов. Возможно, по представлениям азиатских переселенцев грот Куиневейян воспринимался первоначально как жилище солнца, из которого он восходит утром. Это могло быть причиной их поселения возле грота Куиневейян, поскольку изначально жилище солярного бога было целью (или по-крайней мере, духовной подоплёкой этой цели) их переселения. Передвижение на лодках исключает переселение из крайнего севера Северной Америки - на замерзших реках они были бы только обузой. Дома на сваях известны археологам, исследовавшим древние культуры Восточной Азии. Впрочем, их могли строить любые народы исходя из требований жизненных обстоятельств.
Таким образом, эпохи оледенений являлись удобным временем для безопасных плаваний от Азии к Америке вдоль кромки льда при помощи течения Куросио. Наличие ледяного покрова на этих широтах исключает большие волнения океанской волны, но даже при возникновении их всегда можно переждать непогоду, вытащив свои лодки на лед.
Некоторые североамериканские параллели в легенде «Сак и Сок» и культуре тюркоязычных народов:

О древности сюжета легенды "Сак и Сок"
***
1. Упоминание в мифах происхождения индейцев царства тьмы и холода, а также ледяного покрова на земле (и воде) при их переселении.

2. Борьба братьев-близнецов в эпосе народа киче «Попол-Вух» с владыками подземного царства, которое в мифологиях многих народов является олицетворением царства тьмы.

3. Название индейского племени соке созвучно имени одного из братьев близнецов - Сок. Выбор пути спасения в просторах океана может быть связано с принадлежностью их к клану божественного духа воды – суу ок/ук – род воды.

4. Ключевым элементом в культурах Центральной Америки и легендах возникновения Казани[26] у казанских татар является персонаж Крылатого Змея: в первом случае он легендарный покровитель и спаситель, а во-втором – олицетворение уходящего в прошлое религиозного культа. Но природа персонажа в обоих случаях одна и та же - связана с культом одной из ипостасей солярного божества[7]. А.Г.Каримуллин, который рассмотрел большой массив тюрко-индейских языковых параллелей, приводит индейский тотемный знак в виде крылатого змея очень близкий изображению крылатого змея на гербе города Казани[25]. Удивительно, но древний языческий символ дошел до нашего времени на гербе одного из евразийских центров культуры, пережив в ее истории эпохи основных религий современности – ислама и христианства.

5. Индейцев майя и древних тюрков связывает практика деформации черепа в детском возрасте. Эта практика известна у алан.

6. «…множество явственно выраженных монголоидных черт в строении тела индейцев. Помимо выступающих скул, особый интерес представляет так называемое «монгольское пятно» — небольшое, четко ограниченное скопление пигмента в области поясницы, типичное для большинства представителей племен желтой расы, населяющих Азию (особенно часто оно встречается у японских детей). Такое пятно и поныне можно наблюдать у большого числа только что появившихся на свет индейцев. Позднее, но еще в детском возрасте, это «монгольское пятно» у них пропадает»[24].

7. Захоронение вождей индейцев в курганах-маундах, сопровождавшееся умерщвлением при этом его жен и ближайших помощников (личной охраны) [24].

8. Центральноамериканские этнонимы тэва, киче и тюркоязычные народы тува, каче (качинцы).

О древности сюжета легенды "Сак и Сок"
***
Наличие параллелей в духовном мировоззрении тюркоязычных народов и североамериканских индейцев предполагает, что их общие предки переселились на Североамериканский континент не примитивными охотниками и собирателями кореньев, а имели развитую культуру с большой предысторией. И если это происходило не позднее 11-12 тысячелетия до н.э., то упомянутые народы являются осколками одной из древнейших цивилизаций Земли. Несмотря на удивительность языковых и духовных параллелей в культурах тюрков и индейцев, разделенных между собой не менее десятитысячелетним барьером во времени, есть аргументы, которые неумолимо свидетельствуют этому. Традиционная история изобретение колеса и колесного транспорта относит к 3500-4000 гг. до н.э., изобретение гончарного круга – 3-4 тысячелетие до н.э., приручение домашнего скота - около 7000 лет назад. Как известно, европейцы открывшие Америку в 16 веке не нашли у коренных жителей обеих Америк ни колесного транспорта, ни гончарного круга, ни домашних животных. Т.е. первоамериканцы перешли на американский континент до возникновения указанных достижений у народов Евразии.

Некоторые исследователи отмечают наличие в Центральноамериканских культурах сходные элементы с культурами японцев, китайцев, других народов восточной и юго-восточной Азии. В этом нет ничего удивительного. Упомянутые современные народы восточной Азии сами являются продуктом смешения пришлых древних австронезийцев с коренными прототюркскими племенами. Также как и современные тюркоязычные народы есть результат культурного и этнического смешивания древних тюрков с угрофинами, ираноязычными и другими этническими группами. Ведь эти смешивания этнического и культурного составляющих разных народов являются основным импульсом для расцвета вновь возникающих культур.

О древности сюжета легенды "Сак и Сок"
***
Легенда о трагедии близнецов «Сак и Сок» гипотетически может быть связана и с природной катастрофой в период завершения эры Близнецов (4300-6450гг до н.э.) в прецессионном движении Солнца. Солнце в конце этой эры в своем прецессионном движении покидает созвездие Близнецов, лишая их присутствия солярного божества. «…Тангра обратил их в ночных птиц. Когда дети захотели увидеться с родителями, то не смогли этого сделать: ведь Субана и Чакчак всегда окружал свет». Но нет свидетельств о наличии у хунну (или у другого тюркоязычного народа, в среде которого могла родиться эта легенда) системы зодиака с названиями аналогичными тем, что достались нам от шумерской цивилизации. Хотя хунну имели культурные связи с западной и южной Азией. Об этом свидетельствует упоминание в «Истории Троецарствования» у хунну письменности на основе шрифтов, подобных индийским[6, стр.131].

Заключение.
***
Легенда «Сак и Сок» могла возникнуть как результат мифотворчества древнетюркских народов, пострадавших в результате геологических катаклизмов, связанных с оледенением северной части Тихого океана и омываемых им территорий Азии и Северной Америки, а в более позднее время от экспансии народа хань в Восточную и Центральную Азию. Дошедшие до нас варианты легенды отражают как элементы климатической катастрофы – оледенение, холод, мрак, так и исторические реалии межэтнического противостояния, в частности упоминание высокой стены. Но как в случае версии этнического противостояния, так и в версии климатической катастрофы под именами близнецов Сак и Сок скрыты названия определенных групп древнетюркских племен. Рассмотрена возможность заселения центральных и южных областей Северной Америки выходцами из Восточной Азии посредством теплых Тихоокеанских течений системы Куросио.

Использованная литература.
***
1. «Сак и Сок», http://forum.tatar.info/
2. «Булгарский науруз», Ф.Нурутдинов, «Республика Татарстан», №55-56,2004,
3. «Сак белн Сок кайлардан кил», М. Бакиров, «Казан утлары», №10,1990, стр.183-186.
4. «Советский энциклопедичесий словарь», «Советская энциклопедия», М., 1984, стр.202.
5. «Древнетюркский словарь», под ред. В.М.Наделяева и др., «Наука», Ленинград, 1969.
6. «История народа хунну», Л.Н. Гумилев, «АСТ», М., 2002.
8. «История», Геродот, Ладомир,Москва, 2001.
9. «Трки-татар этногенезы», М.З.Зкиев, «Фикер»-Казань, «Инсан» -Москва, 1998.
10. «Великий канал», http://www.krugosvet...01194/print.htm
11.«Синьянские могильники», Н.Н.Непомнящий, http://www.bibliotek...0velTayn/95.htm
12.«В Китае обнаружены древние пирамиды», http://tourism.mirne.../news_2388.html
13. «Священные горы тюрко-татар и монголов», Р.Безертинов, bezertinov.narod.ru/stat/gori.htm
14.«Пирамиды в Китае», Энциклопедия 2008, http://www.lauralee.com/chi_pyr.htm.
15. «В Китае обнаружена древняя обсерватория», http://www.kaogu.cn.
16. «Чжурчжени и государство Цзинь», Воробьев М.В., «Наука», Москва, 1975.
17. «Основные течения, оказывающие влияние на климат Приморья», Юшкина К.А.,http://www.primpogod...chenie_kurasio/ 18. «Климат-контроль»,Степан Кривошеев,http://www.itogi.ru/...10_00_4653.html
19. «Новый взгляд на теорию Великих оледенений Кайнозойской эры», http://zharvin.narod.ru/doklad3.htm
20. «Мифы инков и майя», Льюи Спенс /Пер. с англ. Л.А.Карповой, Центрполиграф, Москва, 2005.
21. «Сибирь и первые американцы», С.А. Васильев, Природа, №8, 2001.
22. «Первоамериканец- опять вопрос?», Силкин Б., «Знание –Сила», №9, 2000г.
23. «Генетические связи тувинцев с американскими индейцами», И.А.Захаров, У.Н. Ондар, Ч.М.Доржу, Ученые записки Тувинского института гуманитарных исследований. Вып.XIX, Кызыл,2002, с.126-130.
24. «Индейцы без томагавков», Милослав Стингл, Москва, издательство «Прогресс»,1984.
25. «Прототюрки и индейцы Америки. По следам одной гипотезы», А.Г.Каримуллин,http://www.gorohov.r...arimullin.shtml
26. Полное собрание русских летописей: Т.19: История о казанском царстве: Казанский летописец (репринтное издание 1903 г.), 2003.
Ризванов Р.М., Бийск.

http://tatarica.yuldash.com/history/article1336


Рецензии