Панегирик Пану
Бог Пан /1/ на травке возлежал,
Вонзив свой фаллос, как кинжал,
В соитья жаждущее лоно
Наяды /2/, севшей на него,
Как амазонка /3/. От его
Прикосновенья плоти стоны
У нимфы /4/ из груди рвались
И ввысь, и вширь, и вдаль неслись
На пике битвы их бескровной.
В восторге сонмы ореад /5/ ,
Сатиров /6/ и гамадриад /7/
Следили за игрой любовной.
В тиски зажатый нимфы ног,
Ей лоно вспарывая, бог
Порой, как будто бы играя
С наядою, что было сил
Ей твёрдые соски крутил,
Меж пальцев их перетирая.
Гамадриад и ореад
Смеялись сотни мириад,
Сатиры в лбы стучались лбами,
Когда расселина меж ног
Наяды источала сок
И жадно шлёпала губами.
И голубой шатёр небес,
И долы, и зелёный лес
Наполнились их голосами,
Когда наяда, вся дрожа,
Как бы на острие ножа,
Истошный крик издав пред самым
Сношенья сладостным концом,
В изнеможении лицом
Прильнув к груди лесного бога,
Изверглась много-много раз,
Сильнейший испытав экстаз
(Жаль, яйца жали ей немного).
ПРИМЕЧАНИЯ
/1/ Бог Пан - древнегреческое божество пастухов и скотоводов, плодородия и дикой природы, культ которого имеет аркадское происхождение. По одному из гомеровских гимнов, Пан считается сыном бога Гермеса и дочери Дриопа. По другой версии, он был сыном Гермеса и Орсинои. По третьему сказанию, Пан был сыном Зевса и Гибрис (Хюбрис), научившим Аполлона искусству прорицания, или же сыном Зевса от Фимбриды, или же сыном Зевса от Ойнеиды. Согласно Эпимениду, Пан был сыном Зевса от нимфы Каллисто (спутницы вечно девственной богини-охотницы Артемиды, в наказание за утрату девственности превратившей Каллисто в медведицу), и близнецом Аркада.
Существует и версия мифа, по которой Пан был сыном Гермеса и супруги Одиссея Пенелопы, родившимся в Мантинее в Аркадии. По Дуриду, Пан родился у Пенелопы от её сожительства со всеми женихами, сватавшимися к ней до возвращения ее супруга Одиссея из-под Трои. По Евфориону, Пан был сыном Пенелопы от бога Аполлона.
По Арефу Тегейскому - сыном Эфира от Энои. По Дидимарху - сыном богини Земли Геи от бога Небес Урана, отца Крона и деда Зевса. По Аполлодору Афинскому, Пан вообще не имел родителей. Кроме того, имя "Пан" ("Всеобщий") было эпитетом главы олимпийского пантеона бога Зевса в орфической теогонии (сказаниях о происхождении богов). Пан родился с козлиными ногами, длинной бородой и рогами, и тотчас же по рождении стал прыгать и смеяться. Испуганная необычайной наружностью и характером ребенка, мать (как бы ее ни звали) покинула его, но бог Гермес, завернув диковинного младенца в заячьи шкуры, отнес его на гору Олимп и до того развеселил всех богов, а особенно - бога вина Диониса - видом и живостью своего сына (по одной из версий), что боги назвали новорожденного Паном, так как он доставил всем (греч. "пас" - "весь") великую радость. Пан считался богом-покровителем стад (современные лингвисты, в отличие от древних, связывают слово "Пан" с индоевропейским корнем "пасти"). Пан выкрал сухожилия Зевса у чудовищного Тифона. Он был самым древним и почитаемым богом у аркадцев, именовавшимся у них Ликейским, то есть "Волчьим" (у других греков - например, у афинян, это был эпитет бога Аполлона). Пан постоянно преследовал нимф с целью совокупления. Окрестные жители не раз слышали, как Пан играл на свирели на горе Меналион (Аркадия). Пан изобрел пастушескую свирель-сирингу и игру на свирели близ горы Номия (Аркадия). Пан помог афинянам одержать победу над персами в битве при Марафоне (гора Пана по сей день существует на Марафонской равнине). Между Кифероном и Геликоном Пан, по достоверным свидетельствам очевидцев, во весь голос распевал пеан (торжественную песнь-гимн), сочиненный Пиндаром. В городе Саэтта Пана полюбила некая женщина. За помощь богам Пан стал созвездием Козерога. Согласно "отцу истории" Геродоту, Пан был самым древним богом. Когда боги пребывали в Египте, Пан повелел им превратиться в зверей, а сам стал козой или козлом (либо стал полукозлом-полурыбой). Страшный сатир Аркадский Эгипан (Айгипан) обычно отождествляется с Паном, но иногда считается его сыном. Эгипан — либо сын Зевса и козы, или сын Пана и козы; или сын козы Амалфеи, молочный брат Зевса. Он породил Козерога. Эгипан внушил врагам страх, когда Зевс сражался с титанами. Роскошные долины и рощи Аркадии считались царством Пана, где он резвился в кругу веселых нимф. Под его флейту или свирель-сирингу устраивались веселые, шумные хороводы, пугавшие смертных. В полдень, утомившись от занятий, Пан засыпает и с ним засыпает вся природа под знойными лучами: это затишье считалось священным и ни один пастух не осмеливался нарушить его игрой на свирели, из боязни потревожить сон бога-покровителя. Когда горная тишина нарушалась отзвуками или криками, суеверие приписывало эти звуки Пану: отсюда страх, который испытывает человек, слыша неизвестно откуда идущие звуки среди тишины, называется паническим. Это представление выразилось в сказании о любви Пана и нимфы Эхо (согласно некоторым мифам, Эхо родила от Пана дочь Ямбу, в честь которой назван стихотворный размер ямб). Именно благодаря панике, вызванной Паном среди персов в битве при Марафоне, афиняне смогли одержать победу в этом сражении и загнать высадившийся в Аттике персидский морской десант обратно на корабли. Пан считался также богом зарождающегося света, озаряющего неба при восходе солнца. С этим представлением связан и миф о любви Пана к богине Луны Селене, которую он расположил к себе тем, что подарил ей часть своих стад. Как бог, исполненный природного вдохновения, Пан был и предсказателем; в Аркадии находился его оракул, жрицей которого была Эрато. Хорошо знакомый со всеми тропинками и дорогами своей страны, Пан считался также богом-проводником, подобно Аполлону и Гермесу; он указывал путь на суше и на море, усмиряя морские волны звуками своей флейты. Ему были посвящены горы, пещеры, дубы и сосны, а также черепахи. Как бог, любивший уединение и свободную природу, Пан не был городским божеством, и только по случайным поводам его почитали памятниками в городах. Так, в Афинах Пану был посвящен грот на акрополе в память поражения персов, на которых Пан навел (панический) ужас во время Марафонского сражения.
Позднее, вследствие оргиастических свойств характера Пана, его культ слился с культом Великой Матери (Реи-Кибелы) и Диониса. В Лидии Пан был отождествлен с Марсием и считался учителем Олимпа. Как похотливый и задорный товарищ менад, нимф и гермафродитов, Пан, подобно сатирам, был олицетворением чувственной любви; поэтому в позднейшей литературе и искусстве Пан часто изображается как спутник Афродиты и соперник Эрота. При царях эллинистических династий Птолемеев (Египет) и Селевкидов (Сирия) Пан почитался в разных регионах Ближнего Востока. В частности, в его честь были названы город Паниум и река Баниас в Палестине. Кроме Пана, индивидуального божества природы, были еще существа демонического характера, называвшиеся фавнами — своего рода лешие с козлиными бородами, мучившие путников в горах и лесах, а также посылавших тяжелые сны (кошмары). Фавны (паниски) жили среди козьих и овечьих стад и были товарищами сатиров. Пану посвящены XIX гимн Гомера и XI орфический гимн. Пан - действующее лицо комедии Менандра "Брюзга".
Ежегодно в Римской империи совершалось празднование в честь Пана; посвященные ему праздники назывались Вота и Врумалия.
/2/ Наяды - в греческой мифологии дочери верховного бога олимпийского пантеона Зевса, нимфы рек, ручьёв и озёр, родственны морским нимфам-нереидам. Наяды упомянуты, в частности, в поэме Гомера "Одиссея" (XIII 104). Подобно тому, как Зевс считался у древних греков богом облаков (источника влаги) и дождя, так и наяды считались богинями той же водной стихии. Кроме Зевса, наяды сопровождают его брата - морского бога Посейдона, а также богов Диониса и Аполлона, богинь Афродиту, Деметру, Персефону. Наяды считались божествами, дарующими людям изобилие, плодородие и здоровье, покровительствующим бракам. Древние греки считали наяд долговечными, но не бессмертными.
/3/ Амазонки — в древнегреческой мифологии народ, состоявший исключительно из женщин, не терпевших при себе мужей, отправлявшийся в дальние походы (конные рейды) под предводительством своей царицы и образовавший особое весьма воинственное государство. Амазонки вели свое происхождение от Ареса и Гармонии. Для воспроизведения потомства амазонки вступали в связь с мужчинами других народов. Родившихся мальчиков они отсылали отцам (по другой легенде — попросту убивали), девочек же оставляли у себя и воспитывали из них новых амазонок.
Название "амазонки" в Античности толковали как "безгрудые", ибо, согласно мифам, амазонкам в раннем возрасте прижигали одну из грудей, чтобы та впоследствии не росла и таким образом не мешала стрелять из лука.
Если верить мифам, амазонки жили на побережье Чёрного моря (Понта Эвксинского), близ рек Фермодонт и Ирис (ныне Ешильырмак). Историк А. Б. Снисаренко считает, что ареал обитания племени амазонок практически совпадает с контурами современных турецких областей-вилайетов Амасия (возможно, этот топоним имеет отношение к этимологии названия племени) и Самсун. Отсюда амазонки предпринимали свои походы в Азию. Ими были якобы построены Эфес (со святилищем их покоровительницы - вечно девственной богини Артемиды), Смирна и другие города.
Уже Гомер упоминает о войнах Беллерофонта и фригийцев с амазонками. Ипполита (по другим рассказам, Антиопа), царица племени амазонок, была то ли убита, то ли пленена Гераклом, получившим от царя Микен Еврисфея поручение отнять у неё пояс. Во время этого похода сопровождавший Геракла герой Тесей расположил к себе и увез амазонку Антиопу, следствием чего стало вторжение амазонок в Аттику. В своих "Параллельных биографиях" (Сравнительных жизнеописаниях") Плутарх Херонейский, со ссылкой на Гелланика, рассказывает о том, как амазонки, переправившись по льду через Боспор Киммерийский, двинулись на Аттику. После неудачной четырёхмесячной войны с Тесеем, тогдашним правителем Аттики, племя амазонок (в бою с которыми погибла ставшая женой Тесея Антиопа( возвратилось на родину.
Под началом своей царицы Пенфесилии амазонки выступали против греков-ахейцев в годы Троянской войны: вместе с царём Приамом они защищали Трою (при этом Пенфесилея пала от руки величайшего греческого героя Ахилла). В позднейших сказаниях упоминается о царице амазонок Фалестриде, посетившей Александра Македонского.
Мифы об амазонках вошли не только в греческую эпическую поэзию, но и стали предметом греческого изобразительного искусства. Древнегреческие художники (такие как живописец Микон, скульпторы Фидий и Поликлет) запечатлели образы амазонок в статуях, рельефах и на картинах. Они изображают битвы амазонок, приключения Тесея с амазонками и многое другое. Сохранились также античные подражания статуям великих мастеров, рельефы из Галикарнаса и изображения на вазах.
Как уже упоминалось выше, амазонки считали своей богиней-покровительницей Артемиду как воплощение женщины-воина.
Вопрос о том, существовали ли амазонки на самом деле, не решён до сих пор. В пользу версии о существовании племени женщин-воительниц говорит присутствие амазонок на множестве античных изображений — причем как с мифологическими, так и реальными историческими персонажами. На древних рисунках изображены также их завоевательные походы (к примеру, вторжение амазонок в Аттику). Сторонники теории существования племени амазонок отмечают, что последнее историческое упоминание амазонок относится к периоду правления Александра Македонского. Более поздние источники, подтверждающие существование амазонок, отсутствуют.
На территории Украины и в других местах, где предположительно жили амазонки, были найдены захоронения женщин, в которых находились луки, стрелы и дротики. Однако здесь отсутствовали останки мечей, боевых топоров и другого оружия ближнего боя (за исключением ритуальных кинжалов, что указывает на аристократическое происхождение погребенной или её статус жрицы). В найденных захоронениях отсутствуют защитное вооружение и доспехи. Следовательно, женщины-воительницы, как и девушки-подростки, могли завязывать сражение в качестве застрельщиц (обстреливая противника с безопасного расстояния), уходя затем в тыл основного войска, состоявшего из мужчин.
Источник мифов об амазонках очень древний, уходящий корнями в Минойскую цивилизацию. Особенно интересен тот факт, что покровительницей амазонок является богиня Артемида. Культ Артемиды перекочевал с острова Крит в материковую Грецию и продолжил свое существование в греческой культуре.
Образ амазонок обычно связывается с культом двух божеств — Ареса, "бога женщин", и Артемиды, считающейся спутницей и "женской половиной" Диониса. По свидетельству Геродота, Арес и Артемида почитались поклонявшимися Дионису фракийцами так же, как и Дионис.
Согласно русскому поэту и историку Вячеславу Иванову, культ Диониса был, в сущности, женским культом мужского начала: его основная идея заключался в мести женщин мужчинам и "мужеубийстве" (вспомним хотя бы, как менады растерзали Орфея).
Женские движения нередко были, по всей вероятности, настоящими завоевательными походами. По Эврипиду, менады пришли с Дионисом из Фригии в Фивы. Аргосское предание гласит, что Дионис пришёл в Аргос из-за моря, и аргивяне под предводительством Персея оказали тому вооружённое сопротивление.
Амазонки локализуются преимущественно в Малой Азии (культ Диониса, по мифу, встречается такде у фракийцев и фригийцев). Почитание амазонками Артемиды превратило их в глазах античных греков в племеня "подруг" и "сверстниц" богини-охотницы (по Диодору Сицилийскому, амазонки участвуют в охоте Артемиды). Амазонки изображаются как девы, вооруженные двойным топором ("лабрисом", секирой с двумя лезвиями), символом Диониса (и острова Крит с его Лабиринтом). Их имена (такие как Меланиппа, Антиопа, Пенфесилея, Молпадия) также имеют дионисический характер. По эфесскому мифу, амазонки ищут защиту у Диониса, и он же их побеждает. Амазонок считают родственницами Гиад, а также разновидностью менад, спутниц Диониса.
/4/ Нимфы - По Гесиоду ("Теогония"), нимфы были женскими божествами холмов и лесов, дочерьми богини Земли Геи. Древние греки различали следующие виды нимф:
1)нимф океанских (океанид);
2)нимф морских (нереид);
3)нимф рек, озер, источников, ручьев (наяд);,
4)нимф горных (ореад);
5)нимф долин (напей);
6)нимф лугов (лимониад);
7)нимф древесных (дриад).
От присущего нимфам постоянного стремления к совокуплению (с богами, сатирами, фавгами-панисками, полубогами и людьми) происходит выражение "нимфомания". Нимфоманией (греч. "нимфэ" — невеста, "маниа" — страсть, безумие; лат. nymphomania) (или андромания) именуется чрезмерное половое влечение у женщин, вид гиперсексуальности. Иногда термин "нимфомания" употребляется в переносном смысле для обозначения форм сексуального поведения у женщин, не одобряемых обществом, или выражает отрицательное отношение пуританской морали к сексуальной активности женщин. Женщин, страдающих нимфоманией, называют нимфоманками. Нимфоманок отличает от всех прочих женщин неспособность контролировать свое поведение в отборе полового партнера. Нимфомания (в прошлом считавшаяся следствием "бешенства матки") проявляется выраженными импульсивными, часто неконтролируемыми, навязчивыми стремлениями к разнообразным половым контактам с разными партнерами. При этом наблюдается высокая степень неразличимости сексуального объекта: часто пол, возраст и внешность "подвернувшегося под руку"! партнера имеют мало значения. Нимфомания нередко связана с недостижением оргазма (нимфоманическая фригидность), поэтому половые контакты зачаствую полного удовлетворения не приносят. Возбуждение при истинной нимфомании носит субъективный характер, без адекватных физиологических реакций со стороны половых органов. Навязчивый характер полового влечения, без вовлечения в процесс возбуждения половых органов, указывает на наличие психопатологии, в отличие от патологической гиперсексуальности при органических поражениях головного мозга. Именно это обстоятельство и отличает нимфоманию от банального промискуитета, исходящего из других причин (например, олигофрения, шизофрения, асоциальность и пр.). Для нимфомании характерна постоянная сексуальная неудовлетворённость и эротическое фантазирование, непрекращающиеся поиски новых партнёров и, вследствие расторможенности сексуального поведения, случайные половые связи.
/5/ Ореады или Орестиады — горные нимфы. Ореада сельская считалась одной из нагорных богинь древних греков. Считалось, что именно ореады воспитывали Диониса.
Одной из самых известных ореад была нимфа Эхо, которую богиня Гера, супруга Зевса, лишила голоса, оставив ей лишь способность вторить чужим голосам. Иногда ореад называли по наименованию гор, где они обитали, — Киферониды, Пелиады и т. д.
/6/ Сатиры — в греческой мифологии лесные божества, демоны плодородия, жизнерадостные козлоногие существа, населявшие греческие острова. Сатир ленив и распутен, он проводит время в пьянстве и охоте за нимфами. По гипотезе А. А. Молчанова, *Satur- — древний минойский теоним. Происходит от корня *tur "владыка" и приставки "Са-". Встречается в минойской (линейного письма А) надписи первой половины XVII века до н. э. ro-we-sa-ze-ro.
О происхождении сатиров рассказывает Гесиод в своей поэме "Теогония". Сатиры изобрели виноделие, славились пристрастием к алкоголю и повышенной сексуальной активностью, поэтому изображались с возбужденными, стоячими срамными удами (итифаллосами). Сатиры составляли вечно веселящуюся, пьяную и распевающую песни свиту бога вина Диониса. Легенда гласит, что именно сатиры спасли царевну Крита Ариадну, которую её афинский возлюбленный Тесей оставил спящей на берегу острова Наксоса, и выдали ее замуж за своего повелителя Диониса.
Были известны статуи сатира работы Праксителя и Фимила. Согласно рационалистической интерпретации мифа о сатирах, они в действительности были людьми, которые жили в горах и не мылись, отчего и считалось, что они покрыты козьим мехом.
Сатиры изображались териоморфными и миксантропичными, покрытыми шерстью, длинноволосыми, бородатыми, с копытами (козлиными или конскими), конскими хвостами, с рожками или конскими ушами, однако торс и голова у них были человеческими. Символом их неиссякаемого плодородия являлся итифаллос (детородный член, стоящий торчком в состоянии полового возбуждения, или, иначе говоря, эрекции). Сатиры считались задиристыми, похотливыми, влюбчивыми, наглыми, преследующими нимф и менад (см. напр. IV Гомеровский гимн, 262). Сатиры наделялись качествами диких существ, обладающих животными качествами, мало задумывающихся о человеческих запретах и нормах морали. Кроме того, сатиры отличались фантастической выносливостью, как в битве, так и за пиршественным столом. Сатиры были страстно увлечение музыкой. Флейта считалась один из основных атрибутов сатиров. Кроме флейты, атрибутами сатиров считались увитая виноградными листьями и увенчанная сосновой шишкой палка-тирс (фаллический символ), свирель, кожаные бурдюки, мехи или сосуды с вином. Нередко сатирам составляли компанию и девушки-менады, к которым сатиры всегда питали слабость. Наряду с сатирами, древние греки почитали сходных с ними некие мифических персонажей, также связанных с культом Диониса и именовавшихся титирами. В Гортине в память брака Зевса и Европы отмечался праздник под названием Титиры. Имя Титир носит один из героев греческого поэта Феокрита и римского поэта Вергилия.
/7/ Гамадриады - в древнегреческой мифологии разновидность древесных нимф (дриад). Гамадриадами именовались те дриады, которые умирали вместе с деревом (например, срубленным дровосеком). Согласно древнегреческому поэту Ференику из Гераклеи, героиня Гамадриада родила своему брату Оксилу (сыну Орея), в частности, дочерей Карию (Орех), Балану (Желудь), Кранию (Кизилл), Морею (Шелковицу), Эгеру (Тополь), Птелею (Вяз), Ампелу (Виноградную лозу) и Сику (Смоковницу), и все эти дочери Гамадриады и Оксила получили, по матери, имя гамадриад. Отец некоего Порэбия совершил тяжкое преступление, срубив дуб, который его молила пощадить жившая в этом дубе гамадриада. За то, что дуб — жилище гамадриады - был срублен (при этом из рассеченной топором коры гибнущего дерева хлынула кровь), нимфа перед смертью покарала преступника и его потомство. Чтобы искупить вину, следовало воздвигнуть нимфе алтарь и принести ей жертвы. Когда Эрисихтон приказал срубить дуб в священной роще богини плодородия Деметры (у римлян - Цереры), из него также заструилась кровь, а ветви побледнели. Это была кровь нимфы-гамадриады, обитавшей в дубе. Умирая, гамадриада предрекла возмездие осквернителю священного дерева, заставив святотатца терзаться муками ничем не утолимого голода, пока Эрисихтон не погиб страшной смертью, разрывая зубами собственное тело. Известна также история пугливой гамадриады Сиринги, ставшей тростником, чтобы избежать страстных объятий козлоногого бога пастухов Пана (сделавшего из этого тростника многоствольную пастушескую свирель, также названную сирингой).
Свидетельство о публикации №213040401429