Родина двух композиторов

 Это дореволюционная фотография Михайлова Рязанской области.

 Михайловский уезд Рязанской губернии - Родина не простых композиторов, а тех, чью музыку люди нашей страны слышали каждый день - это композитор Александр Васильевич Александров - автор гимна страны, песни "Вставай страна огромная", и многих других произведений. Второй великий композитор Василий Иванович Агапкин - автор марша "Прощание славянки". Эту музыку играли на всех вокзалах.

 Чтобы не удлинять статью, я не буду описывать их биографии, кто заинтересовался, может легко найти в интернете. Моя статья о памяти земляков двух великих композиторов.

 А памяти, откровенно говоря никакой. Невозможно представить, чтобы например в Ереване не было улицы Хачатуряна, хотя такая улица есть и в Москве. А вот улицы Агапкина, или Александрова нет ни в Михайлове, ни в Захарово, ни в Рязани, ни в Москве.

 До революции современный Захаровский район входил в состав Михайловского уезда. Композитор Александров родился в селе Плахино ныне Захаровского района.

 Композитор Агапкин  родился в селе Шанчерово недалеко от Михайлова. В Рязанских новостях промелькнуло сообщение о выделении денег на памятник композитору Агапкину в его родном селе.

 До революции в Михайловском уезде было население 189 тысяч человек. Район очень благоприятный для проживания - чернозём, река Проня. После 1917 года население стало резко сокращаться, однако с 1923 по 1929 годы, т.е. во времена НЭПа опять прибавилось, и район был разделён на Михайловский и Захаровский. После наступления колхозного строя в 1929 году население резко пошло на убыль. Теперь в Михайловском районе 30 тысяч человек, в Захаровском 9 тысяч человек, итого убыло на 150 тысяч! Это притом, что во всём мире в 20-21 веке идёт громадный прирост населения.

 А зачем же советские историки стонали о тяжкой участи крестьян до революции!? При такой громадной убыли населения в советские годы, значит жизнь до революции крестьян была во сто крат лучше.

 Оккупация во время войны была в 1941 году в течении двух недель. Но с войны не пришли 90% призванных мужского населения. Мужчины погибли в 1941 году, а ребятишки призывались в 1943 году, и сразу же погибали.

 После войны ничего не строили, хотя в Михайлове во всю мощь работал кирпичный завод, цементный завод, но всё куда-то увозили. Сёла приходили в ветхость и исчезали, рабочие ютились в общежитиях в комнате 15 квадратных метров по три семьи!

 Кому приходилось ломать постройки времён с 1924 по 1958 годы знают, что все гвозди в те времена были кованными, а значит дорогими. Сельский кузнец отрезал от толстого железного листа полосу, и выковывал остриё и шляпку. Вот она хвалёная сталинская индустриализация! Не было даже досок, хотя на востоке Рязанской области знаменитая Мещёра. Стропила для соломенных крыш - это были осиновые жерди, далеко отстоящие друг от друга, обрешётка, тоже жерди. Вот как-то умудрялись укладывать солому на этот шалаш. Огороды селянам обрезали, обрезали и довели до 10 соток, но ведь больше не было никаких доходов!

 Учителя ничего нам не говорили, что такие великие композиторы, Александров и Агапкин - наши земляки. Да и теперь 90% населения Рязанской области этого не знают. А разве можно представить, чтобы в Армении не знали Хачатуряна!? Конечно же все знают.

 На этой дореволюционной фотографии два храма, ближе к реке это церковь Святой Троицы с трёхярусной колокольней, а на возвышении Собор Архистратига Божия Михаила с пятиярусной колокольней.

 После революции 1917 года прямо между Собором и церковью разместилось милицейское управление, хотя до революции полицейские управления размещались где-нибудь на окраине города.

 В 1920 году решили Собор закрыть, но церковный народ ценой огромных жертв отстояли свой Собор. Город Михайлов и назван в честь Собора. Собор много раз перестраивался, увеличивался начиная с 1551 года. В 1936 году был частично разрушен и перестроен под школу №2. Но в конце 80-ых годов решили, что такая школа не подходит, нет водоснабжения и канализации. Построили наконец-то в отдалении современную школу. В 90-е годы в здании бывшего Собора вместо школы был уже магазин. Потом какими-то обманными путями магазин стал принадлежать откуда-то взявшемуся якубу юшваювечу черкесову. Магазин он окончательно разрушил, остались только стены. Теперь он требует за то, чтобы отдать горожанам их святое место, новую жертву - действующую двухэтажную гостиницу. Это он называет равноценным обменом. А куда смотрят законодатели? Почему по новым законам человек например оформит в дальней деревне 15 соток, за три года ничего не достроит, так чтобы строение можно регистрировать, и у него отбираются эти сотки без всякой компенсации. А тут с 90-ых годов стоят разрушенные стены в центре города, на которых черкесов должен хапнуть ещё и гостиницу!?  Что за бред!?

 Церковь Святой Троицы, что ближе на фотографии перестроили в школу №1, но сочли, что отдельно стоящая колокольня мешает обучению. Хрущёв перед своим снятием приказал взорвать множество церквей. Колокольню взорвали в сентябре 1964 года. Жители города отказывались ходить на "расчистку завалов". Тогда власти велели  организовать интернатских детей на то, чтобы сначала оттащить железные стяжки, и сложить их вместе, а потом укладывать кирпичи. Старшеклассники отказались, и послали учеников 4-го класса. В 1964 году от взорванной колокольни дети добросовестно по указанию воспитателей складывали железные стяжки диаметром по 15 сантиметров и длиной по 3 метра - отдельно, целые кирпичи - отдельно, битые - отдельно. А уже в 1966 году интернатские девочки, участвовавшие в этих работах, стали тайно ходить на Богослужение в оставшийся в городе Христорождественский храм в Прудской Слободе. Подобно первым христианам дети ходили тайно в храм и ни разу не попались.

 Во время взрыва колокольни был приглашён городской художник - учитель рисования Ю. В. Бучнев. Он сделал "удачные" фотографии - разломившаяся зигзагообразно на три части колокольня, ещё находится в полёте в воздухе. Свои фотографии он показывал ученикам. Но значительно позже, организовав музей, делал много макетов разрушенных церквей и Собора.

 Школу №1, которая ранее была Троицкой церковью в 90-е годы тоже закрыли, потому-что там тоже не было водоснабжения и канализации, и оставили разрушаться.

 В городе Михайлове в своё время царь выстроил мост, железную дорогу с прекрасным вокзалом, и потому город остался городом. Но в  таких городах Рязанской области как Сапожок, Чучково, Гусь Железный, Путятино не успел царь построить железную дорогу, так там во всем районе население осталось по три тысячи человек, города стали посёлками. Александро-Невский район переименовали в Ново-Деревенский - особая подлость властей.

 На Плахинском повороте от Рязани до Михайлова поставили портрет композитора Александрова. В Михайловском музее также  есть статьи о композиторах Агапкине и Александрове и их фотографии. Вот собственно и вся память о наших композиторах.

 Да что говорить, самое крупное воинское захоронение 1941 года под Ряжском власти утеряли, когда в конце ноября 1941 года немцы разбомбили эшелон с раненными солдатами.

 Как можно было партийцам бубнить о патриотическом воспитании молодёжи, когда самое крупное воинское захоронение запахали в поле по их указке, сёла разрушили по плану о неперспективных поселениях. По указке начальников в городах обкарнали всю красоту.

 Композиторы Агапкин и Александров работали на их власть, как же можно в своём же районе ничего не делать, чтобы была память о них. Хотя на музыку Агапкина разные поэты сочиняли марши прямо противоположные по смыслу. Есть даже марш студентов МАИ:"Отгремела весенняя сессия..."

 А теперь немного истории. Вокруг Михайлова в радиусе 25 километров НИКОГДА не было крепостного права. Даже крепостник №1 - Пётр 1 и крепостница №2 - Екатерина 2 не смогли покорить Михайловских стрельцов, пушкарей, селян принадлежавших монастырю.

 Советские историки писали, что если земли принадлежали монастырю, то это плохо. А я скажу, что это очень хорошо. Земли условно принадлежали монастырю. В Михайлове на Чёрной горе жили 300 насельниц, которые себя кормили, у них были огороды, шили себе одежду, украшали свою обитель. Если крестьянка из монастырского села попадала в число монахинь, ей предоставляли отдельную келью, а если не из монастырского села, то койко-место. Монахинь в женских монастырях было намного больше, чем монахов  в мужских, это в основном крестьянки, не сумевшие выйти замуж. Но самым первым монастырём на Руси был мужской - в основном для увечных воинов. Крестьяне на монастырских землях жили намного богаче крепостных, считали себя абсолютно свободными, число их разрасталось по сравнению с крепостными. К сожалению даже часто крестьяне монастырских сёл считали себя выше крепостных, и обижали их. Были молодёжные драки, угон скота, потрава лугов. Даже крепостным крестьянам приходилось обращаться за защитой к своим боярам.

 Когда Екатерина 2 одаривала приезжавших из-за границы новых графов и баронов монастырскими землями, крестьяне противились этому. В Сапожковском районе в одном селе крестьяне были перепороты, за то, что они называли себя церковными, и не хотели идти под власть новых баронов. Чтобы купить в Париже платье для одной баронессы, или графини, требовалось вывезти за границу урожай целой деревни.

 Даже в Англии король-реформатор Генрих 8 (1491г-1547г) отобрал много монастырских земель и отдал эти земли дворянам, тем самым разорил множество величественных  храмов и монастырей. Но в Чехии были самые сногсшибательные результаты гусистских войн 1420 -1434 годов. Священник Ян Гус говорил о тяжёлой крестьянской доле, восстали табориты. Таборитов поголовно истребили их же бывшие союзнички "умеренные". В результате войны все монастырские земли перешли в руки феодалам. Чехия стала самой неверующей и закрепощённой нацией в Европе, хотя когда-то была сильнее Германии, развитее Англии, просвещёнее Франции. Прошло ещё время, и чересчур практичная Чехия надолго исчезла с карты, вплоть до 1918 года.

 А в Михайловском уезде Рязанской губернии, так и не получилось у крепостников захватить монастырские земли. Хотя тут были такие захватчики как Толстые, Кропоткины, Гагарины, Измайловы. Эти даже отбирали земли  у князей  Вердеревских, Барятинских, Лихаревых. Шереметьевы построили много храмов в Рязанской области, а Толстые захватывали землю, вырубали заповедные дубравы, захватывали церковно-приходские школы. Толстые даже захватили церковную власть. Сельские батюшки платили налог со своего прихода, а Толстые распоряжались этими деньгами.

 Моя бабушка с 1903 по 1910 годы работала учительницей в земской школе на окраине Михайловского уезда. Там она подружилась с дворяночками (возможно фамилия дворяночек была - Глинские), которые брали её на Рождественские каникулы в Москву к своим родственникам. Ходили на какие-то чтения в дом Кропоткиных. Когда Россия проиграла войну с японцами, в этих "кружках" выли от удовольствия. Дворяночки повторяли:

 - Чем  хуже, тем лучше для революции. - 

 Когда приехали домой, бабушка рассказала своему отцу об этих разговорах. Отец запретил ей общаться с дворяночками. А после революции 1917 года она нигде не видела своих бывших подружек.

  Что не смогли сделать крепостники, сумели советские колхозы. Число погибших сёл из-за колхозного строя преогромно. Да и  от уцелевших сёл осталось мало домов. Близ Михайлова властвовала председательница колхоза, коммунистка, депутатка многих съездов, и наконец просто хапуга Зуева. Она обрезала огороды селянам до 10 соток. Жить было не на что. Но портрет Зуевой красовался на доске почёта в Михайлове даже в 21 веке. Все председатели колхозов, набычившись в своих кабинетах, бубнили одно:

 - Я страну кормлю. -

 На самом же деле разорили они и распродали по-дешёвке свою Малую Родину.


Рецензии
Благодарю. Музыка Гимна и "Вставай, страна..." звучат в душе, наверное, уже восьмой десяток лет, а "Прощание славянки"... Господи! Я - музыкант, и сколько же раз в юности играл на кларнете в духовых оркестрах "Прощание..." Слезы на глазах... Низкий Вам поклон!..
С уважением - Николай

Николай Аба-Канский   13.07.2019 11:30     Заявить о нарушении
Да, эта музыка вдохновляет.

Валентина Газова   15.07.2019 14:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.