Гитара музыкальная 9. Иоганн Себастьян Бах

Гитара в музыке барокко.

35.
Иоганн Себастьян Бах (нем. Johann Sebastian Bach, 1685-1750) — немецкий композитор, представитель эпохи барокко, органист-виртуоз, музыкальный педагог.

За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы; он обобщил достижения музыкального искусства периода барокко.

Баховское созерцание.

1. Главный принцип

Пожалуй, самой естественной формой связи человека с Богом является созерцание, позволяющее почувствовать неотразимую притягательную силу Отца Небесного, приобщиться к Его величию, ощутить Его Мудрость и Совершенство.

Приходилось ли вам в детстве, сидя на дереве, всматриваться в причудливые контуры облаков, в бескрайнюю высь неба, переходящую в далекую линию горизонта? И, посмотрев вниз, увидеть снующих взад-вперед озабоченных людей?

Буквально то же происходит в духовной сфере. В нас, бесспорно, есть что-то абсолютное, вечное, но суета жизни заставляет думать о бренном, временном. Мы рождены для космоса, а пребываем в ограниченном пространстве домов, улиц, площадей. Мы созданы для творчества, а мельтешим, как мошкара в лучах ночного фонаря.

Однако давайте вернемся к музыке, к этой неизменной спутнице времени.

У Иоганна Себастьяна Баха, как искренне верующего человека в центре внимания всегда находится Творец. И стоит ли удивляться тому, что композитор возносит Ему хвалу, восторгаясь Его деяниями?

Таким образом, главным принципом музыкальной эстетики Баха является духовно-религиозное созерцание Божьего мира, всеохватывающее видение земного бытия – того, что открывается творческому взору гениального музыканта.

Без понимания этого исполнитель не сумеет разгадать тайну баховской музыки, теснейшим образом связанную с обликом Всевышнего.

Впрочем, нам ли недооценивать того очевидного факта, что талантливый музыкант стремится идти в ногу со временем, а значит, мыслить широко, не ограничивая свой репертуар баховскими сюитами для лютни, скрипки и виолончели, несколькими клавирными произведениями? Перед артистом стоит более сложная задача – обратиться к органному, кантатно-ораториальному, оркестровому творчеству композитора, сделать транскрипции всего того, что можно сыграть на гитаре. Если уже сегодня имеются удачные переложения для этого инструмента симфонических и фортепианных произведений, то почему бы новатору не познакомить публику с вокальной или инструментальной музыкой немецкого гения?

Именно для вдумчивых музыкантов предназначены эти мысли.

Что характерно для художественного стиля Иоганна Себастьяна Баха?

Квинтэссенция, аттическая соль его музыки – это всеохватывающий взгляд мастера, который ставит Баха вровень с такими гениями, как Леонардо да Винчи, Микеланджело и Шекспир.


2. Гений трех эпох

Оригинальность образов и стиля музыки Баха состоит в том, что она объединяет средневековое романско-готическое растворение личности в Боге и ренессансные попытки отобразить внутренний мир человека. Последовавшее за этими эпохами искусство барокко ставит перед собой задачу раскрыть духовный мир человека нового времени.

Творчество Баха стало лабораторией для мощного художественного синтеза всего того, что было создано до него, и предвидением дальнейших путей развития европейской музыки.

Вы спросите: какое имеют отношение к гитаре эти теоретические выкладки?

Самое непосредственное. Баховское созерцание – это наше прошлое, настоящее и будущее восприятие Отца Небесного, это неразрывная триада: Вселенная – Бог – человек, позволяющая говорить, что частица нашей души, согретая любовью Всевышнего, есть Вселенная, и, наоборот: Вселенная, созданная Творцом – есть частица нашей души.

Ничего мудреного здесь нет, все просто и вместе с тем величественно, как у Баха!

У композитора синтетический склад мышления, который наиболее полно отражает целостное эмоционально-духовное восприятие мира.

В музыке Ренессанса герой почти всецело отдает себя Богу и лишь отчасти раскрывает свой внутренний мир. В эпоху барокко эта пропорция изменяется: созерцание Творца мира уравновешено с самовыражением личности. Только к моменту расцвета классицизма личность становится полностью свободной, принадлежащей самой себе.

В контексте этой историко-эстетической ретроспективы гитарист поймет, как нужно играть старинную, то есть добаховскую музыку. Ему станут ясны творения самого Баха, принадлежащие к эпохе барокко. Он так же уяснит для себя музыку переходного периода, в частности, четырех сыновей немецкого гения и сочинения венских классиков.

Эпоха Возрождения знаменует собой путь от средневекового христианства к Реформации. Спрашивается, можно ли музыку Иоганна Себастьяна Баха считать ренессансной, если центром его творений был Отец Небесный? Ответ положителен: Бог композитора – не прежний католический Создатель мира, а новый, лютеранский Иисус Христос, с умным и сострадающим человеческим сердцем.

Это отчетливо слышится в музыке Баха.

Не надо забывать, что баховский ум, созерцающий Вседержителя, активен, ибо он нерасторжимо слит с верой и жизненным опытом лютеранина, творящего искусство во славу Божию. Эта созерцательно-нравственно-религиозная установка делает героя музыки Баха реальным человеком с полной гаммой земных чувств и переживаний.

Гитаристу, исполняющему произведения Иоганна Себастьяна Баха, нельзя поддаваться соблазну уноситься в блаженные Небеса, забыв об авторе гениальной музыки, о канторе Бахе, об отце многочисленного семейства, о глубоко верующем человеке со всеми его достоинствами и недостатками, присущими каждому из нас.

В баховском видении мира человек и Бог находятся в гармонии. В старинной музыке Всевышний господствовал над личностью, после Баха она обрела независимость.

Зная это, гитарист уже не заблудится в трех соснах.

Гений Баха впитывает в себя разнородные исторические и национальные влияния. Его музыка поражает слушателей всеохватывающей широтой и бездонностью.

В творчестве Баха старое и новое – романское и готическое, ренессансное и барочное – органически соединяются в некий величественный храм музыки.

Иоганн Себастьян Бах наполняет музыкальные конструкции прежних эпох новой, отзывчивой, «галантной» музыкой.

Музыка композитора вырывается из тесных временных рамок, несет в наш мир духовную красоту прошлого и будущего.

Способность Баха долгое время пребывать в одном эмоциональном состоянии позволяет ему созерцать: непреходящее, вечное, истинное. Исторические координаты как бы расширяются и события теряют свои временные границы. Это дает возможность создавать эпическую величественную музыку.


3. Вселенная

Бах высоко ценит поэзию Пауля Герхардта, дьякона одной из берлинских церквей, которого органист, богослов и философ Альберт Швейцер называет «королем духовных певцов». На его слова Бах сочиняет двадцать хоралов. В них заключена сущность воззрения композитора на мир: «Нам предназначив крестный путь, / Чтоб души нам исправить, / Господь не думает отнюдь / Навеки нас оставить. / Мученья наши – оттого, / Что мы покинули Его! /И мы к нему вернемся! / Так верь же, верь же в торжество / Его всесветлой власти, / Чтоб милосердие Его / Вкусить лихой напасти. / Земля погибнет, мир падет. / Но только тот не пропадет, / Кто не утратит веры».

Так Бах вместе с поэтом осмысливает мир во всей его полноте.

Всевидение может быть пассивным и умиротворенным, либо активным и волевым.

Когда мы говорим о созерцательности Баха, то надо иметь в виду именно второй тип раздумий – чувственную и волевую форму восприятия бытия. Великий немецкий композитор, будучи протестантом, был приверженцем Мартина Лютера Кинга, чьи проповеди дышат неприязнью к папству и католицизму. Бах – спокойный мудрый человек с твердыми нравственными устоями, искренне верящий в Отца Небесного.

Гармония Вселенной для Баха – это не «предустановленная гармония» Лейбница, не «гармония мира» Кеплера, где существует параллелизм между тем, что происходит в человеческой душе, и тем, что совершается во Вселенной.

Внимая красоте Сотворившего мир сей, Бах, как искренне верующий человек, осознает греховность нашего бытия, вызывающего «страдание, душевную боль, быть может, даже отчаяние, что в свою очередь еще острее возбуждает потребность в утешении, увещевании, уверенности в осуществлении надежды» (музыковед Михаил Друскин). В человеке одновременно присутствует земное, и Небесное, мирское и духовное, но не в виде извечной предопределенности. Внутри него происходит борьба двух начал с тем, чтобы, преодолев свою греховную природу, в конце концов, предстать перед Очами Творца.

И.С. Бах, как верующий человек, обращается к Богу – к тому центру мира, куда устремлены человеческие мысли и чувства. Он видит перед собой Отца Небесного и поверяет Ему свои тайны, одновременно спрашивая себя, праведно ли он живет.

Тем не менее, этого мало, чтобы понять природу баховского всеобъемлющего чувства.

Есть еще одна грань, которую исполнители, в том числе гитаристы, не берут в расчет. Это то, что относится к Вселенской гармонии.

Вот, как написал, великий немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете своему другу о первом впечатлении от музыки Баха: «Я так подумал тогда: словно вечная гармония беседует сама с собой, как то было, наверное, в душе Бога незадолго до сотворения мира. И так волновалась и моя душа, и мне казалось, будто не было у меня и не нужно мне было ни ушей, ни тем более глаз и прочих органов чувств».

Следовательно, баховское мировосприятие – это и гармония бытия, и сам Творец, и наша к Нему признательность, наши чаяния и надежды. Каждому человеку хочется, чтобы его душа обрела вечную жизнь после смерти, и он подсознательно стремится к Творцу мира, к первозданному бытию. Так круг телесного и духовного замыкается внутри человека.

Ни один композитор это не понимает так просто и ясно, как Иоганн Себастьян Бах. Именно поэтому он и велик.

Музыку Иоганна Себастьяна Баха невозможно постичь, если не прочитать «Божественную комедию» Данте и философские труды Гегеля. Гениальный итальянец пишет так: «Но если правде грудь твоя открыта, / Знай, что, едва зародыш завершен / И мозговая ткань вполне развита, / Прадвижитель, в веселии склонен, / Прекрасный труд природы созерцает, / И новый дух в него вдыхает он...»

А теперь обратимся к Гегелю: «Пространственная и временная единичность, здесь и теперь, которую в «Феноменологии духа» я определил как предмет чувственного сознания, – все это относится собственно к созерцанию. Объект здесь следует брать, прежде всего, только по тому отношению, которое он имеет к сознанию, а именно как нечто для него внешнее, но отнюдь еще не как нечто внешнее в нем самом или как то, что должно быть определено как вне-себя-бытие». Нельзя не увидеть в этой емкой, хотя и тяжелой для восприятия фразе, философское обоснование того феномена, которое мы назвали «баховским созерцанием».

Вдумчивая трактовка музыки Баха требует от исполнителя высокого религиозно-духовного развития!

В лучших своих творениях Бах предстает истинным религиозным мыслителем. Кто из гитаристов сумеет найти и выразить порыв человеческого духа к Творцу Небесному, тому откроется подлинная суть музыки Баха.


4. Отец Небесный

Творчество Баха требует от гитариста мудрости. Надо уметь войти в образ обычного земного человека, мечтательного и одновременно мужественного, чей мысленный взор обращен к Творцу с надеждой на Его всемилость.

Бах ведет диалог с Богом - вот то главное, что должен осознавать гитарист, исполняя произведения немецкого композитора.

Бах искренне верит в предустановленную Богом гармонию Вселенной, в высшую упорядоченность бытия. Это основа бюргерского лютеранского самосознания.

В музыке Баха душевные движения подвижны, они находятся внутри неизменных законов мира и Высшего Закона в лице Отца Небесного.

Главное свойство музыки Баха – это мировосприятие, основанное на духовном общении с Отцом Небесным. Все его сочинения, как пишет Альберт Швейцер, – это «проповедь композитора о жизни и смерти», и в первую очередь – вера в главенство духа над телом. Если проще сказать, – это свет и тепло мироздания, исходящее от Бога к людям.

Божественность мира для Баха – это блаженный покой, светоносная гармония, наслаждение Божьей красотой, вселенская мудрость, готовность внимать голосу Всевышнего, олицетворяющему все грани бытия, так сказать, альфу и омегу высшей духовности.

Если гитарист уяснит, что Иоганн Себастьян Бах – это музыкант и глубоко верующий человек, исполнитель будет на верной стезе. Он сможет отобразить самые высокие переживания человеческого духа. Видимо, не случайно композитор родился в Эйзенахе близ Вартбурга, где в средние века собирался на конкурсы весь цвет миннезингеров, а позднее звучали страстные реформаторские проповеди Мартина Лютера!


5. Сын Божий

Если гитарист задаст себе вопрос, что, прежде всего, является предметом баховского всевидения, то это будет сам Бог и Его дивное творение, наш земной мир, и Голгофа, где был распят Иисус Христос.

В баховском созерцании всегда незримо присутствует идея жертвенности, воплощенная в образе распятого Христа, Сына Божьего, чувствующего и сочувствующего, страдающего и сострадающего. В этих сложных переживаниях автора содержится двойной подтекст: человеческий и Божественный, земной и Небесный.

И всякий верующий, будь то сам Бах или гитарист-исполнитель, взявшийся играть его музыку, неизбежно сталкивается с такими сложными, многосоставными эмоциями.

Ключ к верной интерпретации баховской надмирности можно отыскать в словах этого композитора: «...Я рад уйти и быть подле Христа». В каждой музыкальной фразе великого немца присутствует тот могучий религиозный оптимизм, который делает его музыку величественной.

Не осознавая этого, гитарист не сумеет достичь художественных высот.


6. Человек

В музыке Баха радость возникает от общения с Богом, страдание – приближает к Нему. Между этими двумя полюсами - бесконечное разнообразие человеческих эмоций. Поэтому Высший Закон или Всеобщая Гармония, созданные Творцом, незыблемы в своем внешнем бытии и подвижны внутри.

Следовательно, Вселенная неадекватно отражается в душе верующего человека. Это асимметричное соотношение.

Сердцевина художественного образа музыки Баха представляет собой душу верующего человека, которая обитает между Небом и землей, между Вечным и мимолетным. А что может еще делать наша душа, как не чувствовать и не созерцать?

Музыку Баха насквозь пронизывает религиозное чувство, посредством которого композитор созерцает мир и выражает сострадание к людям.

В баховском всеохватывающем видении мира, словно в зеркале отражается человек со своими чувствами и переживаниями – теми, что вечны, и теми, что напоминают нам о бренности земной жизни.

Гитарист, исполняя пьесы немецкого композитора, должен увидеть Божественный свет, на фоне которого автор обозначает контуры глубоко верущего человека.

Баховское восприятие вселенной предполагает такое религиозное состояние души, когда чувство исполнено сострадания к людям. Тогда конфликт между эгоистической плотью и альтруистическим духом может быть разрешен. Этот божественный свет для человека, как горный воздух для жителя мегаполиса.

И гитаристу, прежде всего, нужно наполниться духовностью музыки Баха, чтобы затем отдать ее людям.

Баху чужды душевные драмы, как мудрецу – плотские страсти. В баховском созерцании запечатлен образ обыкновенного земного человека, наделенного глубокой верой.

Все его чувства исполнены духовного света, о чем не следует забывать гитаристу.

Баховское всеобъемлющее чувство включает в себя и проповедь, и молитву автора, создававшего музыку, проникнутую религиозным духом. Это, как верно замечает музыковед Михаил Друскин, «заинтересованное созерцание» глубоко верующего человека. Бах поучает, наставляет, зовет к добрым деяниям, отвергая людской эгоизм и сочувствуя распятому Христу, искупившему своей кровью грехи мира.

Такова глубинная суть творческого метода немецкого гения.

Лирика Баха приобретает трагический, даже трагедийный характер, когда проникает в глубины страдающего человеческого сердца, и становится повествовательно-эпической, когда прославляет Творца.

Гитаристу необходимо найти соответствующие выразительные средства, чтобы верно передать, в каком направлении движется мысль автора, каков ее оттенок в том или ином фрагменте. Баховское созерцание изнутри активно и целенаправленно.

Женщинам легче распознать именно лирическую, а не драматическую или изобразительную природу его музыки. Именно это и сделала Тамара Николаевна Ливанова в капитальном двухтомном труде «Музыкальная драматургия И.С.Баха и ее исторические связи». Она предлагает очень емкий и содержательный термин «единовременный контраст», без которого трудно постичь, что такое «баховская погруженность в мироздание».

Татьяна Ливанова отмечает, что лирика Баха не личностна, не индивидуализирована, она звучит как бы от баховского сердца, испытывающего религиозный трепет перед Очами Творца. При этом «она преисполнена такой силы чувств, такой их остроты и напряженности, какие были тогда совершенно недоступны даже лирике личностной, лирике в узком смысле слова». Далее искусствовед выделяет еще одно характерное свойство, умение композитора «создавать общезначимое, высокообобщенное, непреходящее как свое, поднимающееся из глубины потрясенного сердца».

Вот насколько широк диапазон эмоций баховского лирического созерцания, о чем должно быть известно каждому гитаристу, решившемуся исполнять его бессмертными произведениями.

В музыке Баха земные человеческие чувства гитарист может усилить или ослабить, выдвинуть на передний план или убрать за кулисы, но они всегда будут излучать Божественный Свет.

Поэтому, играя пьесы великого композитора, музыкант не должен акцентировать собственные эмоции. Напротив, от них нужно всячески отстраняться, чтобы достичь убедительности своей интерпретации. Такова природа музыки Баха.


7. Гармония человеческого и Божественного

Вот самая краткая формула баховского созерцания: а) Бог; б) Священное Писание; в) духовный мир верующего человека и г) его стремление к нравственному идеалу, воплощенному в образе Христа, Того, Кто пожертвовал Собой ради спасения людского рода.

Если гитарист отыщет в исполняемой пьесе следы библейской мудрости, он будет на верной стезе.

В музыке Баха духовная составляющая – это гимн Всевышнему, эмоциональная составляющея – это земные переживания верующего человека. Вот почему баховское вселенское чувство нуждается в красоте, радости и покое.

Нередко в музыке Баха под внешним спокойным слоем созерцательности пульсирует напряженный драматизм, который сменяется лирической напевностью или взволнованной патетикой.

Можно сказать, что всякий вдумчивый гитарист должен иметь в виду, что под безмятежной гладью морской поверхности таятся бурные подводные течения.

Баховская музыка – это одновременно и внешняя статика, и внутренняя динамика, преднамеренная сдержанность и развертывающийся конфликт.

Если гитарист сумеет соединить воедино эмоциональное и духовное, земное и Небесное, он достигнет убедительных художественных результатов в интерпретации музыки Баха.

Чтобы добиться выразительности исполнения гитаристу надо соединить воедино трепетное чувство и величавое звучание музыки Иоганна Себастьяна Баха.

Душевный мир творений Баха далек от современного человека. Эмоции немецкого композитора имеют, так сказать, духовную ауру. Его земные переживания и тревоги охвачены лучами Божественного света. Ни одной мелодии, ни одной ноты автор не написал вне этого эмоционально-духовного настроения.

Глубинный смысл баховского созерцания раскрывают слова замечательного пианиста Генриха Густавовича Нейгауза, который подчеркнул непреходящее значение творчества немецкого гения. В его музыке «музыкальными средствами отображается высшее единство личного и общего, индивидуума и массы, человека, и вселенной, и выражено звуками все заключенное в этом единстве философское, эстетическое и этическое содержание».

Это совершенно точная формулировка. Она позволяет гитаристу найти ключ к музыке Баха.


8. Библейское Слово

В своей музыке Бах воплощает Божье Слово. Инструментальными средствами композитор проповедует идею жертвенности, присущую заповедям Христа, принявшего мучительную смерть во искупление людских грехов. В его гениальной музыке отображен эмоционально-духовный мир верующего человека, для которого высшая истина сокрыта в Священном Писании. Один из учеников музыканта вспоминает: «Что касается до игры хоралов, то мой учитель, господин капельмейстер Бах наставлял меня, чтоб я играл эти песнопения не просто так, между прочим, а сообразуясь с аффектом слов». Из этого видно, что для композитора библейское Слово остается важнейшим смысловым подтекстом на протяжении всей его творческой деятельности.

Помня об этом, гитарист будет стоять на твердой почве в осмыслении пьес Баха, которого с полным основанием можно назвать незаходящим солнцем мирового музыкального искусства.

Каждое инструментальное произведение Баха несет в себе дополнительную образно-смысловую нагрузку, связанную с протестантской верой.

Гитаристу необходимо выяснить, есть ли в пьесе внутренняя связь с каким-либо хоралом или она навеяна теми или иными страницами Священного Писания, определить, какое место в баховском созерцании занимает духовная составная, согласуется ли она с жертвенной идеей и миссией Христа на земле. Бах – больше чем гениальный композитор, как Гегель – больше чем создатель диалектики. Оба они – религиозные проповедники Божественной истины и красоты.

В баховском возвышении над миром наблюдается неразрывное единство идеи, образов и авторских эмоций.

Уяснив себе, что Бах никогда не был «чистым» музыкантом, точнее, исключительно музыкантом, гитаристу требуется найти те зашифрованные символы и знаки протестантской веры, которые негласно присутствуют в его инструментальной музыке и одухотворяют ее.

Главное для Баха – логос, слово, смысл, идея, и лишь потом он, как выражается Альберт Швейцер, «живописует звуками». В инструментальной музыке слово находится в ее глубине и гитарист будет отдавать себе отчет, какой смысл скрывается за интонациями и мотивами в произведениях Баха.

Баховскому многогранному художественному образу соответствует многоголосная музыкальная ткань.

Гитаристу не следует упускать из виду связь между интонационным и словесным содержанием, между мотивами-символами и сюжетами, навеянными Святым Писанием.

Насыщая полифоническую ткань мотивами-символами, Бах подчеркивает образную идею, которую закладывает в структуру композиции. Он перебрасывает мост между музыкой и Словом, музыкой и евангельскими сюжетами, что крайне важно для баховского всевидения мира и непременно должно учитываться гитаристом-исполнителем.

Баховское созерцание (как, впрочем, и вся его музыка!) опирается на хорал, на молитвенное обращение верующих к Творцу.

Религиозное песнопение для вдумчивого гитариста будет серьезным подспорьем, чтобы достичь высшей гармонии между временным и Вечным, тленом и Бессмертием, - и, тем самым, быть убедительным для слушателей.

Баховское созерцание концентрирует в себе различные формы восприятия Бога верующим человеком, характерные для мессы: смиренное обращение к Господу в Kyrie, восхваление и благодарность в Gloria, непоколебимая вера в Credo, мистическое чувство и преклонение в Sanctus, молитва и сострадание в Agnus Dei.

Бах мудр и всеобъемлющ. Его шедевры – это Библия, пересказанная музыкальным языком!

Исследователи творчества Иоганна Себастьяна Баха Андре Пирро и Альберт Швейцер выделяют в многоголосной ткани музыки группу тем, мотивов, ритмических формул, передающих состояние тревоги, скорби, испуга, блаженства, радости и так далее. В результате возникает целостная система музыкальных символов, соответствующих определенным идеям и понятиям баховского протестантского мировосприятия. Данная классификация во многом похожа на лейтмотивную структуру, разработанную Вагнером в своих эпических операх. Следовательно, Бах оказался предтечей байрейтского реформатора в том, что сумел поднять музыку до высот философского восприятия мира.

Конечно, гитаристу воздастся сторицей, если он сделает попытку трактовать пьесы Баха именно таким образом.

Вряд ли он добьется высокого художественного результата при интерпретации музыки Баха, если не осознает преемственной связи тех столетий, когда формировался григорианский и протестантский хорал; не поймет эпоху Баха, на творчество которого старинные песнопения оказали значительное воздействие, и не сопоставит свое восприятие прошлого с нынешним временем, в котором живет. Эти исторические разработки, наряду с эмоциональным и духовным опытом, следует привести к общему знаменателю.

К какому?

Какой свойственен исполнителю высокого интеллектуального и нравственного уровня.


9. Многоголосная ткань

Полифония – это звуковой базис баховского созерцания. В ней есть ведущий голос (тема хорала или фуги) и средние голоса, исполняющие роль «психологического комментария» (термин музыковеда Ю.К. Евдокимовой). Таким образом, многоголосная музыкальная ткань функционально разделена на отдельные, относительно самостоятельные мелодические нити, оставаясь при этом целостной.

Любой вдумчивый гитарист, изучая музыку Баха, непременно убедится, что у композитора нет ни одного произвольно взятого мотива, ни одной случайной ноты.

Нередко у Баха средние, «комментирующие» голоса являются производными интонационными образованиями от ведущей темы или главных мотивов-символов. Так создается драматически насыщенная и вместе с тем монолитно-целостная многоголосная ткань. Прежде чем выносить то или иное произведение на суд публики, вдумчивый гитарист должен выявить, какую функцию выполняет каждый голос и в каком направлении он движется. От остроты интеллекта и чувства стиля артиста всецело зависит художественный результат исполняемой им пьесы.

Гитаристу важно понять, какую функцию выполняют средние голоса полифонической ткани Баха: то ли они являются «комментарием» к ведущей теме, то ли они относительно самостоятельны и даже контрастируют с нею. От этого зависит, насколько динамично баховское созерцание изнутри.

Баховский объемный музыкальный образ складывается из одновременного звучания нескольких мелодических линий: ведущей темы, средних голосов и остинатных басовых педалей.

Многосоставные образы Баха возникают из очень сложной интонационно-мотивной драматургии голосов, каждый из которых имеет свой индивидуальный облик. Средние голоса, как правило, более подвижны и контрастируют с верхней темой и нижним басом. При этом многоголосие Баха, несмотря на внутренний динамизм, на редкость гармонично.

Огромная выразительность музыки Баха достигается за счет чрезвычайно насыщенных интонационных смыслов между голосами полифонической ткани, а также за счет внедрения в нее образов-символов, которые занимают важное место в структуре его композиций.

Анализируя каждую ноту многоголосной фактуры, гитарист сможет расшифровать скрытую идею того или иного произведения Баха.

Объект баховского созерцания – красота Божьего мира, радость и покой в душе верующего человека.

Если гитарист сможет наполнить инструментальную мелодию именно таким эмоционально-духовным смыслом – он донесет до слушателей истинного Баха.

Баху свойствен богатый, эмоционально насыщенный и вместе с тем строгий мелодизм. Без него баховское созерцание было бы поверхностным.

Но как гитарист сумеет передать авторскую глубину чувств при сдержанной манере исполнения – это зависит от его художественного вкуса и творческой интуиции.


10. Храм звуков

Играя Баха, исполнитель превращает сердце слушателя в величественный собор, в котором нет места мирским делам и заботам.

Музыка Баха – это величественный храм, построенный из звуков. Камерные же пьесы – его отдельные части: порталы, нефы, анфилады, арки, росписи, витражи.

Гитарист достигает огромной выразительной силы, когда при исполнении Баха использует тембровую палитру органа. Во всяком случае, незримое присутствие «короля инструментов» вводит слушателей в духовную атмосферу протестантской церкви.

Бог, история и личность в музыке Баха – неразрывны.

Поэтому гитаристу следует проникнуться мировосприятием композитора, озаренного светом Божественной любви.

Глубинный смысл произведений Баха состоит в открытии Божественного начала в человеке.

Гитарист приблизится к истине, если уяснит себе, что Бах в своих бессмертных творениях не драматичен, не живописен, а прежде всего лирико-созерцателен.

Сдержанность – вот основной принцип исполнения на гитаре шедевров Баха.

Музыке Баха свойственны: оптимизм, радость, праздничное настроение. Она возвышает и укрепляет дух человека.

Гитара так же очень проникновенно передает и баховские интонации скорби.

Музыка Баха, исполненная на гитаре, привносит в сердце душевный покой.

Музыкальные образы Баха необыкновенно содержательны: они исходят из глубин души и поднимаются до вершин духа.


11. Черты стиля

Бах выработал совершенно новую образность, опирающуюся на сложную, многосоставную музыкальную речь. Богатство его полифонии воистину неисчерпаемо!

Бах стремится максимально полифонизировать музыкальную ткань, укрепляя ее мотивно-вариационными связями. Это главнейшая отличительная черта его композиторского стиля.

В музыке Баха идея не бросается в глаза. Она невидимо созревает внутри музыкальной ткани и цветет духовной красотой.

Альберт Швейцер прав, говоря, что Бах «изображает идею в статичном состоянии, не развивает ее в становлении и изменении». Однако внутри авторского созерцания некоей высшей сущности происходят динамические процессы роста нового духовного качества. «У Баха каждое мгновение интенсивно, - пишет Михаил Друскин, – между собой они, эти мгновения, взаимосвязаны, а рядоположение их статично».

Абсолютно справедливая мысль! И очень верен его броский афоризм: «У Баха в миге – вечность».

В созерцательной музыке Баха таится «кинетическая энергия», которая постепенно высвобождается из жестко регламентированной полифонической формы.

Текучесть и плавность переходов от одних эмоциональных состояний к другим – это основное свойство музыки Баха. Контраст таится внутри многоголосной музыкальной ткани, и обнаруживается лишь между частями произведения.

Бах обогащает полифонию тонально-гармоническими фактурами и, в свою очередь, полифонизирует гомофонию. В результате старинные формы музыки обретают новые средства выразительности. В этом его величайшая заслуга перед музыкальным искусством.

Особенности баховского клавирного и органного стиля состоят в том, что композитор нередко переносит в инструментальную музыку фразировку и интонационные обороты скрипки, игре на которой он учился в молодости. Принципы его музыки сложились под воздействием артикуляции струнных инструментов, «дыхания» смычка. Бах мыслит не иначе как по-скрипичному.

Почти все произведения Баха отличаются мотивной вариационностью. У немецкого гения необычайно яркая музыкальная речь.

Понятие «религиозный рационализм» вполне применимо к творчеству Баха. Его эмоции насквозь пронизаны искренней верой в Отца Небесного, хотя методы построения музыкальной речи были в значительной степени интеллектуальными.


12. Как исполнять Баха

Современные гитаристы имеют свои сложившиеся традиции, у них бывают взлеты и падения в трактовке произведений Баха. Однако, многие ли понимают музыку великого композитора? Нужно расставить вехи на извилистом фарватере баховского исполнительства.

а) Как нельзя играть Баха:
– через призму романтической эстетики;
– переносить на классический репертуар современную виртуозную манеру игры;
– прибегать к причудливой пестроте оттенков;
– придавать музыкальной речи характер интимно-лирического высказывания;
– подчеркивать мелодическую линию или выделять музыкальные фразы;
– «выговаривать» каждый звук;
– любоваться «райскими кущами».

Еще один пласт неприемлемого:
– подниматься до чрезмерной экспрессии;
– демонстрировать энергию и волю;
– исполнять с ярко выраженными контрастами;
– добиваться чрезмерного динамизма в раскрытии сквозного драматического действия;
– выявлять глубочайший трагизм произведения;
– пытаться отождествить баховский пафос с бетховенской героикой.
– должна быть отвергнута и всякая импровизационность, желание выставить на первый план инструментализм народно-бытового происхождения или же многоцветную красочность звуковой палитры;
– модернизация и экспериментаторство с баховской полифонией;
– с другой стороны, крайне опасна стилизация с намерением выявить «академические тенденции», что, в конце концов, приводит к музейной «застылости» живых баховских творений;
– порочна и практика подражания клавесину с его отрывистостью звучания. Гитарист должен решительно отречься как от «рассудочного академизма», так и от романтизированных транскрипций его музыки. Обе эти крайности ни к чему хорошему не приведут.

б) Как можно играть Баха:
– с импровизационным дыханием
– с лирической медитацией;
– поэтично, благородно, возвышенно;
– строго и мужественно;
– демонстрируя величие образов;
– приподнято и масштабно;
– с эпической повествовательностью;
– глубоко погружаясь в образный строй произведения;
– с предельным интеллектуальным напряжением;
– с исключительной содержательностью и высоким духовным накалом;
– проявляя нетрадиционное мышление в поисках новых глубинных пластов;
– стремясь достичь неповторимой стилистики своего репертуара;
– выступая в роли интерпретатора, свободно владеющего манерой игры разных эпох и стилей, в результате чего может появиться на свет вдумчивый артист-исследователь, имитирующий звучание тех инструментов, которые были распространены во времена композитора.

в) Как надо играть Баха.
– тепло, просто, искренне;
– с высоким этическим началом;
– с величайшей душевной собранностью;
– с безупречным вкусом, благородством и сосредоточенностью мысли, что позволит артисту добиться мудрой простоты;
– c внимательным прочтением нотного текста;
– с глубоким проникновением в стиль музыки, чтобы достичь полнокровности образов, сочности жанровых красок, прозрачности полифонической фактуры и ясности голосоведения;
– с длительным погружением в одно эмоциональное состояние, как это было принято во времена Баха; не развивать его музыку, а постепенно взращивать ее.
– необходимо воспользоваться опытом романтической и реалистической исполнительских школ;
– взять самое ценное и разумное из исполнительской практики великих музыкантов.

Только в этом случае возникнут предпосылки для универсального стиля, основанного на объективности и подлинности трактовки, для бережного отношения к автору и его произведениям. Такая глубоко содержательная концепция будет лишена предвзятости и догматизма, она станет стилистически точной и уравновешенной.

А что значит «историческая достоверность» применительно к Баху, который был искренне верующим человеком? Он, этот гений и земной человек, обращал свои взоры к Небу и поверял Творцу сокровенные помыслы и надежды.

Все это поможет гитаристу сделать Баха живым и понятным для современников, раскрыть в нем человечность, искренность, красоту души, силу духа, нравственную чистоту.


13. Гитара и музыка Баха

Прежде всего гитаристу нужно искать простые выразительные решения, исходящие из души и сердца, из желания целиком, без остатка раствориться в океане баховских эмоций.

В то же время ему нельзя ни на миг забывать, что он гитарист, и поэтому обязан играть «по-гитарному». Что ни говори, современная гитара и баховская музыка принадлежат к разным эпохам, и это следует принимать как безусловный факт и живую художественную реальность.

Гитара – самобытный и вполне самодостаточный инструмент. Ей подвластна любая музыка, разные стили и направления. Сохраняя свою специфику, она, на редкость богата тембровыми красками, способна имитировать звучание клавесина и органа, инструментальных ансамблей и оркестра, человеческого голоса и хора (в сопровождении органа или оркестра). И в этом нет ничего противоестественного: ей совершенно не чужда та звуковая мозаика, которая характеризовала эпоху барокко.

Более того, гитара ищет опору в жанрах, связанных со словом (кантатах, пассионах, мессах, мотетах, органных хоральных обработках).

Она обращается к произведениям программным, прямо или косвенно отображающим евангельские сюжеты.

Гитаре как воздух необходима религиозная символика, чтобы раскрыть слушателям внутреннее содержание музыки Баха. Вместе с тем содержание баховских произведений безгранично и бездонно, проникнуто искренней верой в Творца Небесного и озарено жертвенной миссией Иисуса Христа.

Это надо непременно понимать, видеть, что заложено в эмоционально-духовном баховском созерцании.

Знаменитый виолончелист Святослав Кнушевицкий писал: «Если ты, музыкант, играешь Баха, ты обязан быть духовно зрелым артистом».

В баховском созерцании достигается полная гармония между внутренним и внешним, эмоциональным и духовным, земным и Небесным.

Чтобы добиться впечатляющих художественных результатов в исполнении музыки Иоганна Себастьяна Баха, гитаристу необходимо быть верующим человеком. Тогда ему станет понятен внутренний мир баховского лирического героя, размышляющего о величии Творца Небесного. Артист сумеет найти соответствующие выразительные средства для отображения главной идеи автора, равно как и подобрать верный музыкальный строй. Только в этом случае можно достичь единства содержания и формы, что в полной мере свойственно Баху, которого не случайно именуют «отцом музыки».


Рецензии