Размышление о повести Г. А. Вооржбитова Король Люк

Прежде, чем  начать разговор о героях повести Григория Афанасьевича Ворожбитова, хочу остановиться на биографии самого автора, чья трагическая судьба испытала на себе всю тяжесть той исторической эпохи, что выпала на долю большинства людских судеб в России. Это – и Великая Отечественная война, на которой он в звании гвардейского майора самоотверженно защищал на фронтах рубежи своей истерзанной Родины, и сталинские лагеря, которые не сумели сломить в нем прекрасного русского человека, не убили в его душе веру в светлые чувства.
Результатом той неистребимой веры и явилась в те далекие, 50-е годы, рукопись его первой книги стихов  «Алые слезы», написанной поэтом в Озерлаге и только недавно изданной в г. Братске. Эта книга именно о большой выстраданной Вере, Надежде, Любви, без которых ни одна земная цивилизация, ни одна человеческая душа не смогли бы выстоять, сохранить в себе чувства прекрасного, доброго, светлого.  Да иначе не могло бы быть и поэта Григория Ворожбитова, если бы он сломился душой в гулаговских застенках.
Да!  Он сполна выстрадал это право поэта и гражданина своей Родины – судить об истории не понаслышке… Но даже годы суровых унижений и несправедливости, которым подвергался Григорий Афанасьевич Ворожбитов по вине тогдашнего политического руководства страны, не ожесточили его сердца, не выкорчевали из души памяти, связывающей поэта со многими замечательными людьми, чьи трагические судьбы и светлые образы до сих пор живут в его стихах и легли в основу повести  «Король Люксембургский». Он остался таким же чутким, отзывчивым человеком с нерастраченной душой, в которой навсегда остались  горечь утрат родных и близких ему людей,  неумирающая радость бытия и  неиссякаемая вера в гармонию жизни.
Поэт  тонко чувствует красоту человеческой души и величие картин сибирской природы и, умело используя  богатую фантазиями словесную палитру, создает в своих поэтических произведениях прекрасные светлые образы близких ему людей и неповторимые по художественному очарованию лирические пейзажи.
Глубокий жизненный опыт Григория Афанасьевича Ворожбитова позволяет ему правдиво отражать историю, сопереживая своим героям, которым долгие годы пришлось нести на себе тяжкий крест каторжан советского ГУЛАГа…
Создавая повесть  «Король Люксембургский»  (над которой он работал с 1954 по 1992 годы), автор стремился быть истинным художником слова, воспроизводя реалистически достоверно не только саму историческую эпоху и судьбы  своих героев, но и донести это до читателя в ярких, запоминающихся художественных образах.
Герои повести, о которых речь пойдет дальше, не послушные марионетки в руках полицейского государства, а люди, вступившие с ним в противоречие, мечтающие вырваться на свободу из этой гнетущей системы произвола и беззакония. Многие из них прошли огенными  дорогами Великой Отечественной войны. Таким мы видим Димку Шкарупу – Короля Люксембургского – одного из главных героев повести, который накануне войны, -- оставшись круглым сиротой, будучи совсем еще мальчишкой,-- сбежал из родной деревни на фронт. И там, став сыном полка, вместе со  своими старшими по оружию товарищами воевал с врагом. Но впоследствии, достигнув уже совершеннолетия и служа в армии, был арестован за подготовку к осуществлению своей  заветной мечты – совершить государственный переворот в Люксембургском королевстве и установить там Советскую власть. Отсюда и пристало к нему в лагере  его знаменитое прозвище.
Таков и капитан Советской Армии Аджаров – друг Димки по лагерю, который всю войну провел на фронтах и, имея четыре ордена за боевые заслуги, все же не избежал ложного обвинения в измене Отечеству. Но даже там, в зоне ГУЛАГа, этот сильный душой человек не затаил обиды на Родину, а думает о ней высоко и чисто.  «Родина – понятие огромное, – рассуждает он в разговоре с товарищами. -- И это понятие не втиснешь в рамки одного или нескольких слов. Всё, что мы привыкли видеть с детства, чем любуемся, дышим, живем, что волнует нас и что даже огорчает и разочаровывает нас, -- всё это Родина. И никуда от этого не уйти, как от самого себя»…
Таким представляется нам и Роман Евгеньевич Кондрацкий – бывший морской офицер, с первых же дней революции оказавшийся на ее стороне и только накануне Отечественной войны по состоянию здоровья вынужденный уйти на пенсию… Но во время, гитлеровского нашествия живя в оккупированной врагом Одессе, он с  подобными себе стариками-пенсионерами решили создать Союз демократической России, задачей которого ставилась пропаганда былой славы Отечества и его  национальной культуры… Но дальше разговоров их дела не пошли. И вот за это Комитет Госбезопасности осудил Романа Евгеньевича и его единомышленников на 20 лет каторжных работ.
Подобная участь постигла и Ивана Петровича Зуева, и многих других героев повести. Но не смогли сломить и очернить достоинства народа: ни война, ни тюрьмы, ни лживая пропаганда, призывающая вести непримиримую борьбу с  «врагами народа».
И лишь со смертью  Сталина и арестом Берия начался процесс крушения этой фанатичной системы.  «Смерть Сталина всколыхнула заключенных всего ГУЛАГа. И если с внешней стороны гулаговская челядь на первых порах подрастерялась, опустила головы, то внутри зоны наоборот, головы приподняли. Появилась надежда.
Надзиратели не знали, как вести себя в зоне, как теперь по-новому обращаться с заключенными. А руководство лагеря: всякие там начальники режимов, кумы и прочие – с неподдельным страхом ждали своей участи. Все они хорошо помнили, сколько страданий и горя принесли  ни в чём не повинным людям».
Заканчивая свои размышления о повести Григория Афанасьевича Ворожбитова, хочется подчеркнуть, что  «Король Люксембургский» -- это не только повесть, обличающая геноцид сталинско-бериевского режима по отношению к своему народу, но и повесть, воспевающая высокие человеческие качества души, такие, как мужскую дружбу, достоинство, честь, совесть, извечную любовь к женщине, светлую, выстраданную не одним поколением веру в лучшее будущее  России…
И хотя война и лагеря подорвали здоровье Григория  Афанасьевича, а справедливость не торопилась обелить незаслуженно обиженного фронтовика – лишь в 1989 году он был  полностью реабилитирован и вскоре возвращены ему были все боевые награды, -- все же остался он таким же страстным жизнелюбом, который, часто встречаясь в многочисленных аудиториях со школьниками и студентами, щедро дарит им  тепло своей поэтической души и накопленный духовный опыт.


Рецензии