Малоизвестные татарские разности - 103

***
Компиляции
***


САРЫ АЗМАН

 
Как звали первого донского атамана?

***
Был ли Сары-Азман именно первым атаманом у донских казаков? Вряд ли. Лишь первое упоминание в исторических источниках об атамане относится конкретно к нему. Осенью 1549 года ногайский князь Юсуф жаловался на казаков московскому царю Ивану IV и просил пленить казаков и выдать ему, Юсуфу. "И только их нам пришлешь и ты нам братом будешь".

Сары-Азман. Источник kazak.clan.su
В этом послании упоминается впервые атаман четырех казачьих городков на Дону Сары-Азман. Едва ли можно допустить, что это было настоящее имя православного казачьего предводителя. Слово "азман" - бесспорно атаман. Сары в переводе с татарского "песок". Это слово стало корнем в названии волжских городов Саратов (Сары-тау, Песчаная гора), Царицын (Сары-цын, песчаная река).

Сокол. Истчник bird-story.ru
Есть другое, созвучное с этим, но татарское же слово "сарынь". В переводе на русский - сокол. Оно широко бытовало в то время и позже среди казаков. Любимый боевой клич Степана Разина "Сарынь - на кичку" означает что-то вроде "Сокол, в полет" или "Сокол, возьми!" (добычу). Перенято, видимо от соколиной охоты татар.
Вероятно, этот человек получил прозвище Сарынь за мужество, хитрость, отвагу, за боевую смекалку. Настоящее христианское имя его забыто, прозвище же Сарынь-Атаман (Сары-Азман) дошло до нас.
Иван Новосельцев

Источники:
Волго-Донской край. 28 ноября 2002 год




Объявлен конкурс на проект памятника первому казачьему атаману на Дону
29 мая 2009, 17:46

***
Председатель Главного духовного управления мусульман Ростовской области Флюр Арсланов

Главное духовное управление мусульман (ГДУМ) Ростовской области объявляет конкурс на лучший проект памятника первому атаману казаков на Дону Сары-Азману.
……
..…..
…….
Имя первого известного нам донского казачьего атамана Сары-Азмана упоминается в исторических актах 1549 года. Некоторые ученые полагают, что Сары-Азман происходил из червленоярских татар. Н.М.Карамзин в своей "Истории государства Российского" писал: "Казаки гнушались зависимостью от магометанского царства,...и в 1549 году вождь их Сары-азман, именуясь подданным Иоанна (Ивана Грозного), строил крепости на Дону".

В переводе с тюркского языка Сары-Азман означает "жёлтый человек". Вероятнее всего, такое прозвание он получил из-за рыжего цвета волос
…..

http://www.islamnews.ru/news-18943.html



САРЫ АЗМАН

***

САРЫ-АЗМАН Донские казачьи атаманы (1550 - 1920 гг.)
О первом известном нам донском казачьем атамане Сары-Азмане мы знаем немногое. Впервые его имя упоминается в исторических актах 1549 года. Н.М.Карамзин в своей «Истории государства Российского», в частности, писал: «Казаки гнушались зависимостью от магометанского царства,...и в 1549 году вождь их Сары-азман, именуясь подданным Иоанна (Ивана Грозного - М.А.), строили крепости на Дону».
Более подробные сведения о первом донском атамане приводятся в грамоте ногайского князя Юсуфа русскому царю Ивану Грозному. В грамоте, датированной 1550 годом, князь пишет: «Хо-лопи твои, нехто Сарыазман словет, на Дону в трех и в четырех местах городы поделали, да наших послов и людей наших, которые ходят к тебе и назад, стерегут, да забирают, иных до смерти бьют... Этого же году люди наши, исторговав в Руси, назад шли, и на Воронеже твои люди - Сары азманом зовут - разбойник твой пришел и взял их».
Царь Иван дипломатично ответил князю, что «те разбойники, что гостей ваших забирают, живут на Дону без нашего ведома, от нас бегают. Мы не один раз посылали, чтобы их переловить, да наши люди добыть их не могут. Вы бы сами велели их переловить и к нам прислали, а мы приказали бы их показнить. Гостей ваших в своей земле мы бережем, а дорогою береглися бы они сами. Тебе известно, что на Поле* всегда лихих людей мною разных государств, и тех людей кому можно знать: нам гостей ваших беречь на Поле нельзя, а бережем и жалуем их в своем государстве». Далее царь добавлял, что он хотел бы с Юсуфом «дружбу свою крепкую держати», а то, что Сары-Азман с казаками Князевых людей побил, тут государь московский ничем ему помочь не может, но если Юсуф поймает Сары-Азмана и пришлет в Москву, то царь его «велит казнити». В ответном послании Ивану Грозному Юсуф с упреком замечает, что «дружба ли то, что на Дону твои холопи, Сарыазманом зовут, наших послов и гостей разбивают и грабят». Царь ответил дипломатично-неопределенно...
Кто же такой Сары-Азман, откуда родом, как жил и чем известен? На все эти вопросы с полной точностью и определенностью ответить практически невозможно, ибо документы по этой теме исчезли в пламени войн, восстаний и революций. Осталось только имя первого донского атамана - Сары-Азман. Да и имя ли это?..

Донской историк Е.Н. Савельев считал, что "Сары-Азман - слово персидское, ...означающее "удальцы". Другие историки (Н.Коршиков, В.Королев) отмечают, что "Сары-Азман, возможно, был татарином, азовским или мещерским, но мог быть и русским, носившим татарское прозвище».

 Дореволюционный историк С.Щелкунов, опубликовавший в 1914 году основательный очерк о происхождении донского казачества и его взаимодействию с Московским государством, называет Сары-Азмана «татарином-мусульманиным», добавляя, что «...Сары-Азман-личное имя или прозвище».

Можно добавить, что судя по тому, что Сары-Азман перехватывал ногайских послов и купцов на реке Воронеж, то оперировал он со своими сотоварищами на Верхнем Дону. Вот и все, что можно сказать о первом донском атамане...
 
* Поле - Дикое Поле - так назывались донские степи в те времена.
 
по книге М. Астапенко. Донские казачьи атаманы (1550 - 1920 гг.)


САРЫ-АЗМАН

***
- название казачьего племени, возвратившегося на Дон с московских окраин ок. 1549 г. В этом году нагайский князь Юсуф жаловался Ивану Грозному: «Холопи твои, нЬхто Сары Азман словет, на Дону в трех и четырех мЪстех городы послали... да наших послов... и людей стерегут да разбивают». А царь на это отвечал: «А что еси писал, наши холопи Сары Азман ваших гостей побили, и те наши холопи в нашей землЪ много лиха учинили и мы их просто вегтЬ ... убЪжали в поле» Существует также мнение, что С. А. имя казачьего вождя, недавнего царского холопа (подданного, слуги). Так думали Н.М. Карамзин и Н.Д. Сухоруков. Но из приведенных выше отрывков с неоспоримой очевидностью следует, что речь в актах идет не об одном каком-нибудь атамане, а о крупной группе Казаков, которые «городы поделали... людей стерегут да разбивают»; или, как в другой грамоте: наши холопи Сары Азман... лихо учинили... убЬжали в Поле». Для нашего времени неопределенно выглядит только сочетание: «Нехто Сары Азман словет.., городы поделали». Но в русских летописях тоже встречаются случаи, когда племенные прозвища не согласуются с глаголами-сказуемыми. Например, в Ипатьевской летописи о нескольких степных племенах казачьих предков говорится: «Черный Клобоук нами лестить, а не можем «стати противу им» или в другом месте: «Черный же Клобук весь (ед.), съ въ купившеся, ехаша (мн.) по них». У Казаков-Некрасовцев до сих пор сохраняется значение множественности для имен существительных собирательных, а потому у них единственное число подлежащего часто согласуется со множественным числом сказуемого: «бригада поехали», «турецкий ташамент (отряд войска) рассыпались кто куда» (М.А. Полторацкая). Таким образом, грамота Ивана Грозного совершенно отчетливо говорит о крупной племенной группе Казаков, недавно порвавших служебные отношения с московским царем. Перевод татарской грамоты Юсуфа говорит о том же и не должен вызывать сомнений, т.к. находит свое оправдание в древних формах летописной речи. А к тому же имя Азы (Асы, Ясы) и производное от него - Азман не было новым на Донце и на Дону. Оно известно и по старой топонимике в сочетаниях Аскоал (теперь Оскол), Акас (тюрк. - Белый Ас), название старого города вблизи Донецкого устья, а также и в современной: Азов, Азовское море. Возвратившись на Дон, племя С. А. послужило основным ядром населения образовавшейся там вскоре казачьей республики.

Казачий словарь-справочник. — Сан. Ансельмо, Калифорния, С.Ш.А.. Составитель словаря Г.В.Губарев, редактор - издатель А.И.Скрылов. 1966-1970.

http://kazak.academic.ru/1781/-



''Официальный сайт Прихода храма Свято - Никольского''
''Православный берег''.

***
…Это были те храбрецы, которые отстояли себе и жизнь и свободу. Они говорили про себя по-татарски — сары-азман, что значит «мы — удалые головы», и оттого пришельцы называли их и себя сары-азманами. Здесь, в низовьях Дона, жизнь была очень трудная, здесь русские пришельцы, смешиваясь с удальцами сары-азманами, вечно воюя, образовали казачьи поселки и получили название низовых казаков.

http://pr-bereg.narod.ru/info/st_033a.html



***

…В XVI веке городовые казаки, и прежде всего рязанские, стали оседать военно-промысловыми артелями в открытой степи, в области верхнего Дона. Мещёрские (городецкие) казаки упоминаются в документах с 1491 г. Главные их силы были в порубежье с ногайскими татарами, в том числе земля рязанская, верховья Дона. Так, в 1493 г. мещёрцы приходили воевать с турками к Азову. Постепенно выходцы из Рязанской земли, касимовские татары и татары-мещеряки стали селиться на берегах Дона и Волги. Эти люди, называвшиеся казаками, жили в укреплённых городках, построенных ими по берегам рек и на островах. Историки предполагают, что в 1549 г. основателем казачьих городков (станиц) на Дону был выходец из Мещеры Сары-Азман.

Старинный русский историк В. О. Татищев в сообщении о происхождении донских казаков отмечает, что

«начало сих казаков из дву мест: одни жили в Месчере по городкам, и главный город их был Донской (скорее всего, Данков), 16 вёрст ниже Тулучеевой, где ныне монастырь Донской, а когда царь Иоанн IV ногайских татар в Месчеру перевел, тогда оные казаки из Месчеры все на Дон переведены»

http://kazak.academic.ru/503/

http://volchoklars.livejournal.com/23045.html



«Казачья быль»

***

«Казачья быль» — исторический художественный фильм, снятый Николаем Гусаровым в 1999 году на Свердловской киностудии.

http://my-hit.ru/film/11390/online

Сюжет
***
1552 год. Царь Иван Грозный отправляет на Дон гонца, Романа АЛИМОВА, чтобы разведать их планы, и вручает ему пояс с драгоценными камнями, как знак царского отличия.
По дороге на Дон Роман попадает в плен к ногайцам и лишается пояса. Но его выручает подоспевший отряд казаков Данилы АЛИМОВА, который, в свою очередь, пленяет дочь татарского князя АЙГЮЛЬ. Теперь остаётся только вернуть царский пояс, но как? Можно попробовать поменять его на ханскую дочь, но в неё уже влюбился Данила.

В ролях
***
Анатолий Котенёв — атаман Данила Алимов
Венера Сиразиева — дочь татарского князя Айгюль

Сиразиева Венера Бареевна

***
Родилась 11 ноября 1976 года.
Окончила театр. уч-ще (Казань), актер драматического театра и кино (1997 г.), педагог - Хазиахметов Р.Н.
Работала в Казанском гос. Молодежном театре.
Работает в Московском драматическом театре "На Перовской".


Рецензии