Романтика души и песни сердца Размышление о творче

      Как это было давно… и вроде бы совсем недавно, когда я впервые познакомился со стихами бывшего моряка Тихоокеанского флота Сергея Прохорова, прочитав их  в Нижнеингашской районной газете «Победа» в конце 60-х. Сколько в них было поэтической мощи и юношеского романтизма, которые сразу же покорили меня, начинающего в то время стихотворца!.. Какой незаёмный, самобытный язык!.. Я на всю жизнь запомнил те его строки:

                Не говорите, что море — романтика —
                С криками чаек, с безбрежностью сини.
                Море, как высшая математика,
                Которую слабому трудно осилить…
                …Море — движение, море — работа.
                Ему не присуще спокойствие старости.
                Море есть формула соли и пота,
                Упорства, отчаянья и усталости.

     Как поэтически верно и философски метко нарисован образ морской стихии! И читатель, думаю, с первых же строк стихотворения на слово поверит душой поэту о тяготах морской службы, о кровном братстве единой корабельной команды…
    Было в той газетной подборке много и других, запоминающихся своей поэтической свежестью стихов.
Кроме газетных публикаций,  имя Сергея Прохорова, как поэта, было уже известно далеко за пределами родного района. Его стихи и песни неоднократно звучали в то время по Красноярскому краевому радио.
   Вскоре состоялось и наше знакомство с Сергеем, связавшее нас на долгие годы творческой дружбой. В то время я служил в рядах Советской Армии, сочинял стихи. Узнал о том, что в Нижнем Ингаше  при редакции «Победа» существует литературное объединение «Родник». Моя часть располагалась в пятнадцати километрах от поселка. В редакцию меня отпускали не более чем на 1,5 – 2 часа, включая дорогу туда и обратно. Но до чего же интересно было хоть ненадолго встретиться с замечательными поэтами Николаем Ереминым, Сергеем Прохоровым, Екатериной Данковой, Николаем Никоновым и Григорием Желудьковым! Я погружался в мир духовности вместе с талантливыми людьми, создававшими литературные странички в газете «Победа».
С тех пор в Красноярске у Сергея Прохорова вышло около десятка поэтических сборников, которые сразу же обратили на себя внимание критиков и известных в литературном мире корифеев, таких как Николай Ерёмин, Анатолий Буйлов, Олег Шестинский, Валерий Сдобняков, Анатолий Третьяков  и других.
    Анализируя поэзию Сергея Прохорова, вижу, как много в ней поэтических исканий и раздумий о жизни.  Как образен и напоен поэзией язык его стихотворений о красоте сибирской природы, о неповторимости времен года. Иллюстрацией этому служит великолепное стихотворение «Зимний вечер»:

        Метет метель, не ленится, —
Сугробы там и тут.
Березовой поленницей
Спасаюсь от простуд.
Огнем веселым плещутся
В моей печи дрова,
И чудится, мерещится
Зеленая трава,
Усыпанная росами
Предутренней зари...
По ней ногами босыми
Шагают косари...
                               
      Не менее интересным в смысле мировосприятия поэтом  является и стихотворение «Лесной художник»:               
               
         Январский лес такой белёсый, —
Опять смалярничал мороз,
И даже белые берёзы,
Белей, чем мой замерзший нос.
        ...Но зачарованный красою
Картины мастера-творца,
Я постою. Пусть дорисует,
Всю дорисует до конца.

    А как гармонична в поэзии Сергея Прохорова душа простого труженика, которая помимо восторга от окружающей ее красоты, не забывает и о насущных житейских проблемах. Характерным в этом плане является стихотворение «Какие нынче выпали снега!»:

        Какие нынче выпали снега! —
За три зимы не навалило б столько.
Стоят сугробы высоко и стойко,
Как пирамиды, вперясь в облака.
А снег идет и нет ему конца.
Он завалить собой всё угрожает.
Вздохнет мужик: «Быть нынче к урожаю»
И заскрипит лопатой у крыльца.
               
    Дух романтики, о котором говорилось вначале, у Сергея не выветрился с годами, а стал в его более поздних книгах еще обострённее.  Душа поэта, познавшая за жизнь романтику нелегких дорог и бездорожья, наполнилась особым звучанием, вобравшим в себя все непреходящие ценности, такие понятия как Родина, отчий порог, простое человеческое счастье и радость земного бытия… Как удивительно об этом сказал он в стихотворении  «Банное счастье»:
               
Как много я в жизни бродяжил по свету,
А где, не припомню порой.
Но точно я знаю — дороже мне нету,
Чем с детства родимый порог.
Откроешь калитку — душа оборвется,
А в горле от радости ком.
И лаем собачьим округа зальется,
И банным потянет дымком.
… А ну-ка, бездельник, березовый веник,
Пройдись по моим телесам.
Есть счастье без денег,
И в это я верю,
Как многим другим чудесам…

   Не  растеряв  веры  в  светлый  грядущий  день,  в  торжество  жизни,  Сергей, однако, не остается этаким романтическим созерцателем, а с тревогой и неизгладимой болью рассуждает о своей многострадальной Родине, сумевшей освободить Европу от ига мирового фашизма. Но и после Великой Победы, по сей день, ее народ влачит нищенское существование, несмотря на огромные человеческие и природные богатства. И это мы наглядно видим из его стихотворения «Как живешь ты, Россия-матушка?»: 

        … Как живёшь ты, Россия-матушка, —
Победительница всех врагов?
Только слышится голос матерный
Разобиженных мужиков:
— Вся Европа пышнеет бёдрами,
Краснощёкая, как заря.
Видно кровь проливали вёдрами
Мы зазря…
Проливали (пенять здесь нечего)
За чужие мы города.
Знать, судьба у России вечная —
Среди сытости голодать.
   Особым светом озаряется душа поэта при воспо¬минании им своего отчего дома. Тепло и по-сынов¬нему трепетно звучат тогда его строки:

Как часто в снах я возвращаюсь снова
В мир детских грёз, где сказка не обман,
Где теплой пеной молока парного
На землю сходит утренний туман.
Где в тополином пухе дремлет домик,
В тени ветвей присевший отдохнуть,
Где вся земля — огромнейший подойник,
Куда весь день струится что-нибудь.
               
   В эти годы по-особому воспринимает Сергей Прохоров и приход весны. Смолоду он, по его собственным словам, «немножечко баловался карандашом и кистью. Но путним рисовальщиком не стал — не хватило терпения и желания». Но, тем не менее, замечу, что в электронном журнале «Лексикон» (г.Чикаго, США) на вернисаже есть выставка его работ.
   Как художник слова для выражения своих чувств он не позволяет себе использовать уже готовые образы и краски, применяемые мастерами отечественной поэзии, а густо замешивает их в своем неуемном сердце, находя единственно точные для этого слова, высветляя строки стихов лучезарным весенним светом. Примером тому служат замечательные по художественной выразительности стихотворения «Рассвет. Весна. Любовь»,  «Опять Весна вошла в кураж» и многие другие. Одно из таких  стихотворений хочется проиллюстрировать:

         ПОЗЫВНЫЕ ВЕСНЫ

Еще в снегах хозяйство всё лесное,
Блестит на солнце свежая лыжня.
А уж земля больна, больна весною
День ото дня.
Еще февраль не раз себя покажет:
И дикий нрав свой, и крутой каприз.
Но в полдень вдруг сосулькою оранжевой
Расцвёл карниз.

   Не менее поэтично воспеты автором и иные времена года, в чем читатель сам сможет убедиться, открыв его книгу и найдя в ней стихотворение  «Златоосень»:

        То ли лебеди летели.
То ли гуси,
То ли ветры в поле пели,
То ли гусли.
Но неведомые звуки
Волновали,
И деревья, вскинув руки,
Танцевали.
И кружилась, и ложилась
Тихо оземь,
Обнажив златую жилу,
Златоосень.
   
    Но из разнообразных своих увлечений главными Сергей Прохоров считает музыку — гитара и фортепиано. У него великолепный голос, которым он исполняет песни собственного сочинения и созданные в содружестве с другими композиторами. Поэтому, помимо   лирических  стихов Сергея Тимофеевича,  составляющих   основу   всех его книг, особо хочется отметить песенные циклы, написанные им за долгие годы (их у него около сотни), а также небольшие миниатюры, отражающие  его взгляд на многие явления из нашей сумбурной жизни. С каким искромётным юмором, а порой и беспощадной сатирой, высмеивает он в них сегодняшние пороки нашего бытия, зачастую не щадя и своего лирического героя. Каждая такая миниатюра – законченное ироническое или лирическое произведение, емко раскрывающее авторский замысел. Например:

           Зима. Мороз с утра колдует,
Во двор не тянет нос совать,
А я иду с семьёй за Думу —
За власть иду голосовать!

    Или:

Мой дед был скромным, знал предел,
Когда с гульбищ являлся:
Сморкался, кашлял и кряхтел,
        И долго извинялся.

    А вот блестящий образец миниатюры, в которой угадывается гармоническое единство физического состояния лирического героя и радостного предощущения им животворящей  весны:

Всю  ночь  ломило  кости,
Приметы все к теплу.
Весна стучится в гости
Дождинкой по стеклу.

    Как я отмечал выше, особый колорит его поэзии придают песенные мотивы. Их задушевный настрой созвучен с песенной душой русского народа. Ярким подтверждением тому служит  «Песнь о ждущей матери»:
             
Провожала матушка
Сына за порог,
Пожелала матушка
Сыну сто дорог.
Все дороги светлые —
К счастью и добру,
А одну дороженьку —
К отчему двору.
Провожала — плакала,
Не жалела слёз,
Заклинала памятью
Голубых берез…
...Ждет, как утра светлого,
Сына у дверей…
Сколько же по свету вас,
Ждущих матерей!            

   Заканчивая свой короткий рассказ о жизни и творчестве Сергея Прохорова, я радуюсь за тех читателей, которым открыл уже давно в своих статьях поэта неординарного таланта - и, конечно, за тех, кому из них открою этой статьёй его неповторимую самобытность.. Книги поэта не должны затеряться среди огромного книжного вала нынешней литературной безвкусицы и безграмотности, эротической разноголосицы и пошлого словоблудия. Произведения Сергея Прохорова займут достойное место в современной словесности. Их тонкий лиризм и душевная искренность, объединенные глубокими философскими наблюдениями за жизнью, уверен, не оставят равнодушными своих собеседников и принесут им немало приятных, незабываемых минут от общения с прекрасной поэзией мастера Слова.

     Владимир Корнилов - член Союза писателей России, член Международной Гильдии писателей и Международной Федерации Русских писателей, член Союза журналистов России, Лауреат Международной Гомеровской премии и мн. др. Международных литературных премий
фестивалей.
               
               


Рецензии