Не растерял он кровных уз

(Размышление о поэтическом сборнике Александра Федькина "С душою о вечном")

Знакомясь внимательно с содержанием сборника «С душою о вечном», можно с уверенностью сказать, что не ради «красного словца» так по-философски емко назвал Александр Федькин свою первую лирическую исповедь. Это мудрое, выстраданное им название книги, объясняет нам, уважаемый читатель, должную суть нашего нынешнего духовного и исторического бытия, включает в себя глубокие раздумья автора над его долгим житейским мытарством на пути нравственного прозрения и принятия им однажды православной веры. Свидетельством этому служат строки стихотворения:

ПОМОГИТЕ МНЕ К ЖИЗНИ
      ВЕРНУТЬСЯ

              Посвящается настоятелю храма
              Успения Богородицы отцу Павлу

Помогите мне к жизни вернуться, –
Быть послушным я Вам обещал, –
Чтобы смог я душой потянуться
В храм, что в детстве своем посещал.
И я знаю, Вам это зачтётся, –
Добрым словом судьба помянёт,
Коль в душе моей снова прочтётся
Вера в Бога и в русский народ.

И все же оглядывая свой долгий и непростой путь к Богу, А. Федькин не забывает об этом, а чистосердечно, как на «таинстве исповеди» кается в своих грехах и сомнениях:

Полжизни стрелой  пролетело
В метаньях меж злом и добром.
Слегка борода поседела
И беса печать под ребром.
Искал я спасенья у Бога, –
В молитвах прощенья просил.
…Но бес меня ждал у порога –
И сладить с ним не было сил.

                Стих. «Бес в ребро»

Но, пройдя через тернии «в метаниях меж злом и добром» в поисках высшего, духовного смысла жизни и однажды обретя его, поэт с чувством гордого самосознания доверительно признается нам:

Я в храм не ходил и молился не часто:
Дорогу свою всё пытался найти,
И храм воздвигал я в душе не напрасно:
Чтоб Бога внутри у себя обрести.

                Стих. «Я с мненьем сородичей спорить не буду…»

Это свидетельствует не только о мудром житейском опыте Александра Федькина, приобретенного им за сорок лет жизни, но и во многих стихах мы видим его трепетное почитание с самого детства того уклада жизни, который был ранее присущ его близким сородичам. Подтверждением тому служит стихотворение «Сны о детстве»:

Детство видится во снах,
Помнятся осколки…
В бане я лежу в слезах,
Красный весь на полке.
Батя жару поддаёт,
Веником стегает,
Пар вокруг меня поёт,
Хворь остерегает.
…Детства счастья нет конца:
На блины к мамане
Я на шее, у отца,
Еду после бани.

Много и часто путешествуя по различным регионам России и по живописным экзотическим странам зарубежных государств Средней и Восточной Азии, Федькин пытается сохранить в своей памяти и донести до читателя в стихах первозданную, божественную красоту уникальных ландшафтов, созданную Всевышним во благо человека.
Рассказывая об этом в своих произведениях, он эмоционально возвышен и ярок. Его слог живописен и образен. Подтверждением сказанному свидетельствует целый цикл лирических стихов, одними из которых и наиболее запомнившимися мне в данном сборнике, хочется назвать стихотворения: «Цветут поля в Тункинской долине», «Встреча в Зун-Мурино», «В саду где сакура цвела», «Танец скрипки и любви», «Не печальтесь: ведь я – не скиталец…» и др. Например:

Любовались суровые скалы,
Как играла в изгибах река.
Ей простора меж скал не хватало –
И неслась она с гулом в века…
Я, увлекшись, не сразу услышал,
Как из мари на каменный плёс
С удилищем рыбак ко мне вышел
И, кивнув на блесну, произнёс:
«Ты, родился, наверно, мордвином, –
Коли в омут бросаешь блесну.
Ну а я – бурундук с Зун-Мурино –
Не одну здесь рыбачу весну».
…И замолк, наслаждаясь закатом,
Восхищённо на реку смотря,
Где среди золотых перекатов
На воде догорала заря…

               Стих. «Встреча в Зун-Мурино»

Но и там, на природе, среди всего многоцветья окружающего мира и разноголосицы звуков, поэт не забывает прислушиваться своим чутким сердцем к красоте божественного мироздания:

На миг останови мгновенье,
Презрев мирскую суету, –
И даст Господь тебе прозренье –
В духовном видеть красоту. 

                Стих. «Раздумья о вечном»

И хотя по своей жизненной сути – он человек бывалый, таежный – но ни охотничий азарт, ни рыбалка, ни что иное – не смогут застить теперь его духовного зрения перед свершением приближающегося божественного начала:

Ветерка лишь шёпот дуновенья
Нам напомнит Библии слова…
Всё готово к божьему Крещенью
После дней Святого Рождества.

                Стих. «Накануне Крещения»

Вчитываясь в содержание книги Александра Федькина, мы видим, что она тематически и жанрово разноплановая: от элегических стихов о любви к женщине, к родителям, к малой родине до строк с глубокими философскими обобщениями.
Цельным историческим полотном представлена здесь автором поэма «Колоски» о той трагической жуткой эпохе, особо жестоко коснувшейся своими репрессиями жителей деревни середины 20-х начала второй половины 30-х годов прошлого столетия. Но об этих событиях читатель узнает чуть позже, почитав в книге это эпическое произведение.
Не растерял Александр Федькин и своих кровных уз. С чувством глубокого почитания он относится к родным и близким ему людям, посвящая самые теплые и по-сыновьему трогательные стихи маме, своему отцу, – рано ушедшему из жизни, – и другим сородичам. К таким стихам можно отнести следующие: «Захотелось выпить с батей», «Заветная мечта», «Бати стало не хватать», «На могиле отца», «Мама», «Мама, я твой сын навеки», «Малая родина» и др. Иллюстрацией этому служат строки:

Ты ушел очень рано из жизни, –
Я в то время был хилый малец, –
Помню только, как плакал на тризне
И молил, чтобы жил ты, отец.
…Раны все исцеляются в детстве –
И моя затянулась рубцом.
Жаль, что уз в родословном наследстве
Мало мне передалось отцом.

                Стих. «На могиле отца»

А вот строки, трогающие нас до слез, о старенькой маме:

Из машины утром маму вижу.
Посигналил  –  машет мне рукой.
Вырос я, а мама стала ниже,
Голова покрылась сединой.
… Выпал снег и долго не растает.
Она рада как дитя ему.
Не спеша, лопатой расчищает
Тропку к дому детства моему.

                Стих. «Мама, я твой сын навеки»

…Особым солнечным лучом освещены в книге стихи о любви. Здесь душа Александра очень деликатна и нравственно чиста. Слог стихотворений, посвященных возлюбленной, в своем звучании поднимается до элегических высот, где ложный пафос и фальшь неуместны. И тогда сам поэт выглядит незащищенным юношей перед мелкими капризами своей избранницы. Как исповедально светло и трогательно звучат тогда его признания:

Недосказанное слово…
Недопитое вино…
Завтра Вас увидеть снова
Мне судьбою не дано.
… Мне б заветные три слова
Услыхать наедине –
Я бы к Вам примчался снова
На своем стальном коне.
Но в душе моей тревога,
Гордость всё затмила вдруг.
И машина у порога
Вновь грустит, как верный друг.

        Стих. «Недосказанное слово…»

Заканчивая краткие размышления о первой книге Александра Федькина «С душою о вечном», хочется отметить не только высокое лирическое и гражданское начало в его стихах и поэме «Колоски», но и глубокие наблюдения за жизнью, – которая подарила ему троих замечательных сыновей и дочь, –  а также необходимо подчеркнуть стремление поэта философски осмыслить и донести до читателя исторические корни своей родословной. И в целом ему это удается.
Я думаю, что книга найдет понимание и отклик среди любителей русской поэзии…
А самому Александру хочу пожелать новых творческих свершений и еще более требовательной работы над стихом, образом, деталью.


Рецензии