Крест, как символ

   Мне уже приходилось ранее писать о символах и их роли в духовной жизни. Вот к какому пониманию символов я тогда пришёл:
Символы – это объекты нашего духовного мира. Материальные символы – это предметы, которым мы придаём в нашем восприятии духовные измерения. Символы образуют контекст наших духовных взаимодействий. То есть они играют для людей объединяющую роль. Рассмотрим это положение на примере важнейшего христианского символа – креста.

   Крест играет огромную роль в духовной жизни православных христиан. Каждая молитва сопровождается крестным знамением, верующие люди носят, как правило, нательный крест. Крест венчает наши храмы, освящает вечный покой усопших. Он играет важнейшую роль в церковных таинствах и в службах. В честь Животворящего Креста установлен двунадесятый праздник Воздвижение Креста Господня, в его честь служатся торжественные службы, он поминается во многих молитвах. Его значение хорошо просматривается на примере ежевечерней молитвы Кресту:

Молитва Честному Кресту

   Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его все ненавидящие Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй беси силою на тебе пропятого Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшего и поправшего силу дьяволю, и даровавшего нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякого супостата.
О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожою Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.

   Помнится, что когда я впервые прочёл эту молитву, то меня поразили слова «да воскреснет Бог». – Как это воскреснет!? Разве же Он не воскрес? – Это заставило меня глубоко задуматься. И я пришёл к выводу, что да, – во мне Христос ещё не воскрес … То есть, эта молитва выявляет мои собственные, личные отношения с Богом. И пробным камнем этих отношений является Крест Господень, моё отношение к нему.
   ЧестнЫй Животворящий Крест Господень предстаёт в этой молитве как некий живой образ, как объект поклонения, обладающий самостоятельным могуществом. Людям, далёким от христианства это может показаться каким-то фетишизмом, обожествлением неодушевлённого предмета. Но в контексте христианской веры это совершенно не так. Потому что Крест, являющийся орудием спасительной жертвы Господа, выступает здесь не как неодушевлённый предмет, а как символ Любви Господней к людям. Крест олицетворяет здесь самого Иисуса Христа, который предстаёт человеку как Любовь. То есть, Крест, к которому мы обращаемся с молитвой не пуст, на нём  духовными очами зрим мы Самого Спасителя мира!
   Поэтому, мы и поклоняемся Кресту Господню не как материальному предмету, а как символу Любви Христовой. Это не имеет ничего общего с поклонением язычников материальным предметам, которые они наделяют магической силой. Магия – это привнесение прагматичных принципов материального существования в духовные отношения. Это, по сути, реализация принципа обмена: «ты мне, а я тебе». Люди приносят языческому божеству ценные в мирской жизни предметы, а божок дарует им свою поддержку и покровительство. Размер помощи определяется величиной приносимой жертвы. Постепенно наращивая ценность жертвы, язычники доходят до того, что начинают приносить своим божкам чужие жизни. Надо ли говорить, что за материальными фетишами и божками стоят бесовские силы, стремящиеся таким образом подчинить себе душу человека?
   Любовь же Господня не имеет ничего общего с этими низменными и гибельными отношениями. С Богом никакой торг не уместен. Мы все недостойны милости Его, и спасти нас может лишь бесконечная Любовь и Милосердие Господа, если мы вполне вверяем себя Его Воле. Богу ничего не нужно от нас, кроме искреннего обращения и покаяния. Никакое лицедейство и материальные затраты не заменят любви к Богу и искренней покаянной молитвы. «Милости хочу, а не жертвы» – сказано людям ещё в Ветхом Завете. Это и есть подлинная, спасающая вера.
   Хочу ещё добавить о смысле этой молитвы, как я его понимаю. Смысл её в том, что мы выбираем благой мир. Это восприятие мира обратно тому, которое мы реализуем, творя всякие мерзости. Своими грешными делами и мыслями мы становимся преступниками перед Богом, мы вновь и вновь распинаем Христа и не даём ему воскреснуть в нашей душе. А в этой молитве мы выбираем для своей души тот мир, в котором воскрес распятый за нас Христос. В моей душе он воскресает в этот момент, как и в каждой душе, искренне верующей в Него. Этот же мир Воскресения мы выбираем и каждый раз, когда осеняем себя крестным знамением, или когда вспоминаем о кресте, который у каждого из нас на груди. Ведь не амулет же это в виде креста, а символ Воскресения Господня! – Это тоже выбор реальности…

Другой аспект поклонения Кресту Господню приведён в тропаре Кресту, который мы читаем каждое утро.

Тропарь кресту:

СПАСИ ГОСПОДИ ЛЮДИ ТВОЯ И БЛАГОСЛОВИ ДОСТОЯНИЕ ТВОЕ, ПОБЕДУ НАД СУПРОТИВНЫМИ ДАРУЯ И ТВОЁ СОХРАНЯЯ КРЕСТОМ ТВОИМ ЖИТЕЛЬСТВО.

   В этом кратком тропаре заложен глубочайший смысл. В первой строке:
«Спаси Господи люди Твоя» я вижу молитву о спасении всего мира, в то время как во второй строке : «… и благослови достояние Твоё» показано спасительное направление развития. Благословляется Божье достояние, т.е. Церковь Христова и верующие люди. Именно они являют собой спасающийся мир. То есть, благой выбор каждого члена церкви сливается в общую реальность спасенного человечества.
   «Победу над супротивными даруя…» имеет для меня смысл не только прошения о победе над врагами отечества и над всеми врагами христианства. Эти слова снова возвращают меня к моему выбору и к моей борьбе с осаждающими душу бесовскими силами. Залог этой победы – Крест Господень, осеняющий утверждённое Спасителем Царство любви. Об этом говорится в завершающей строке: «… и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство». И здесь Крест Господень выступает как символ Любви Господа и как символ моего и всеобщего спасения…

Нюрнберг. Март – апрель 2013.


Рецензии