Проблема - понятие относительное

                "Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения"
                (Книга Притчей, гл.13, ст.1)


Не далее как вчера, совершенно случайно стал свидетелем неприятного происшествия. Возможно для кого-то случившееся вообще не заслуживает внимания, но я в течении оставшегося дня не мог отойти от впечатлений.

Опуская ненужные детали, состоящие из вопросов "при каких обстоятельствах?", "где все случилось?", "назовите фамилии участников!" и "какая была погода?", я перейду к главному.

При подходе к одному городскому зданию, вижу знакомого сторожа из данного учреждения, за которым понуро бредет паренек. Как мне показалось, лет эдак 16-18, но я запросто могу и ошибиться. Почему? Трудно рассчитать возраст со спино-профильному ракурсу. Вот хранитель открывает железную дверь и... мигом начинает заталкивать туда малолетку, нарываясь на ожесточенное сопротивление. Закрыть дверцу не получается и тогда здоровый мужик возвращается и несколькими боксерскими ударами отправляет юнца на пол, после чего бойко захлопывает за собой дверь.

- Что такое? Что за цирк?! - я аж оторопел от происходящего.

Двинулся к вахтеру с целью выяснения смысла баталии. Вахтера этого я знал давненько, хотя и шапочным образом, но ощущения злодея он во мне никогда не производил. Может даже не столько сам тарарам, сколько это обстоятельство меня и вогнало в ступор. Ладно, если бы дебошир махал кулаками, а то вроде степенный дядька. Примерно и моего возраста. Ну, не тянул сударь на роль маньяка. Никак не тянул.

И тут у меня мелькнула догадка. Поздоровавшись, я спросил:

- Что происходит? ...Сын?

- Сы-ы-ын... - тяжело перевел дыхание страж.

Видно было как дрожат его руки, а сам он был вне себя от негодования. Шаги у него нервные и сам он не находил себе места, крутясь то и дело по сторонам.

- Представляешь, какая тва-а-арь... Выносит из дома все... Деньги, карточки пополнения... Скотина!! Все продает, а потом пропивает с дружками... Мало того, что мать матом посылает, так еще и руки стал на нее поднимать... Урод! Не обращай внимания. Пусть немного посидит... Подумает...

Вот первое, что пришло на ум:

- Если в столь юном возрасте такие финты выбрасывает, то гауптвахтой в виде темного помещения с железной дверью его уже не выправить. Поезд уже ушел. Лет так 15 назад. Заноза в родительском заду обеспечена на всю оставшуюся жизнь. Будут папа с мамой ругаться, возмущаться, а деться некуда! Негодное, противное чадо, но все-таки их отпрыск.

По человечески мне было жаль и этого отца и никогда мной не виденной матери, которая еще не одну литру слез выплачет по непутевому сыночку. Может и передачки еще придется ему возить на зону. Не дай Бог! Не берусь судить насколько в случившемся их вина, но перспективы малоутешительные.

Я знаю не единичные случаи, когда вера в Христа меняла таких вот оторви-и-выбрось-товарищей с бедовой судьбинушкой. Однажды пойдет юнец не по той стезе, залетит на тюремные нары, порядком огрубеет, зачерствеет и до невозможности попортится душой. Уже и крест на нем поспешат поставить. Куда дальше? Так, никчемный отброс, неведомо как сохранивший остатки человеческого лика. А коснется Бог и, словно травинка через асфальт, пробивается-таки наружу ожившая душа. Долгим же получается путь возвращения в полноценную жизнь. Да еще и не у всех получается...

Лучше бы не заходить так далеко: долго придется возвращаться. Что-то упущено было в воспитании, коль понесло отрока по подворотням к сомнительным дружкам. Свобода - это наивысший дар Всевышнего людям, да только без предварительной дисциплины неокрепшая малолетняя душа идет от нее в разнос. Хорошие вещи тоже нуждаются в дозировании и кому, как не родителям положено разумно контролировать жизнь детей?

- Не было возможности следить за детьми!

- Уж не из-за работы ли?

- Из-за нее самой! Хлебушко, маслицо, а там надо и джинсики с курточками! А еще выучить в ВУЗе надо... Уж, никто кроме меня не заработает!!

Хлеб нужен и одежда тоже, но ведь "не хлебом единым жив человек". Еду для желудка можно заработать на стройке или около станка, а вот пищу для души ребенка мы должны выдавать лично. Иначе другие посеют плевелы в их сердца, когда нас по привычке не будет рядом с нами. Что же обижаться на дурную жатву, если таков был и посев?

Не берусь судить о конкретных причинах трагедии в рассказанной в самом начале истории, но процентов девяносто проблем с детьми точно от родительского недосмотра. И я как-то по другому посмотрел на своего сына Александра. Ему почти 16 лет. Мы с супругой стараемся вникать в его жизнь как можем. Здесь нет и намека на его идеализацию. По жизни то и дело всплывают затруднения разного плана. Периодически "пилим", "строгаем", "шлифуем", желая в чем-то его усовершенствовать, чтобы в большую жизнь наш Саша вошел достойным человеком.

Иногда мне кажется, что наши воспитательные меры не дают должного эффекта:

- Эх! Хотелось бы лучше! Вот здесь не до конца правильно! Здесь бы надо подтянуть... Не нравится мне как ты тут справился...

Не подумайте, что все наш патронат исчерпывается лишь беспрестанными нравоучениями, способными вызвать эффект зубной боли. Естественно, есть место для поощрений и одобрений, но я сейчас говорю о неудовлетворенности, которую иногда испытываю от результатов обучения.

После увиденного скандала наши трудности показались мне сущими пустяками:

- Слушай! - обратился я к самому себе - Так у меня нет никаких проблем! Вот у этого человека они есть, а у меня только жалкий намек на оные. Спасибо, Господи, что хранишь нашу семью...

Когда мой Александр пришел домой со школы, я попросил его зайти ко мне в комнату. Сначала он даже как-то напрягся, не понимая от чего у меня такой серьезный вид. Рассказав ему о печальном происшествии, закончил так:

- Санек! Прости меня, если я где-то грубо с тобой обошелся. Где-то несправедлив был. Ты у меня золотой сын! Послушный и никогда не воруешь, не тащишь ничего из дома. Будь всегда таким!

В заключение краткой беседы, крепко обнял его и дал 50 гривен, чтобы он что-нибудь вкусненькое себе купил. Знаю, сигарет, водку и наркотики Саня точно не купит. Храни тебя Бог, Александр!
http://www.proza.ru/2012/12/11/1830 - статья "Несколько мыслей о детских проблемах"


Рецензии
Уважаемый Василий!
У меня на эту тяжёлую тему есть рассказ
"Спаси Господи!".
http://www.proza.ru/2012/10/06/390
Найдите время.
Буду признателен Вашей оценке.
С ДНЕМ ПОБЕДЫ, ВАСИЛИЙ!
Здоровья и исполнения надежд!!!

Яков Капустин   10.05.2013 09:09     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.