Хвала папуасу
Все стало для нас непонятно.
Сигнал посылаем: "Вы что это там?"
А нас посылают обратно.
(В. Высоцкий “Тау Кита”)
Начальником штаба Космодрома, где я служил в самом начале 90-х, был полковник Стасюк – один из умнейших и порядочнейших мужиков, с кем мне в моей жизни когда-либо приходилось сталкиваться. Обладавший острейшим умом и феноменальной памятью, он был непревзойдённым и уникальным матерщинником на космическую тематику. Ругался он с невозмутимым лицом и абсолютно ровным голосом, но витиевато, на чём Вселенная стоит, практически всегда, но очень смешно, совершенно естественно и не обидно. И зачастую было не понятно, воспринимать это, как его желание пошутить, или он действительно выговаривал тебе… Если рядом оказывалась женщина, например, начальница машбюро, он давал команду:
– Назаровна, отойди к окну и закрой уши – и шпарил дальше без всякого смущения или напряжения.
А Назаровна, пристроившись где-нибудь в уголке и делая вид, что зажала уши, естественно подслушивала и втихаря укатывалась.
В то же время наш Начальник штаба был добрейшим человеком, всю свою жизнь посвятивший Космодрому и знавший его как свои пять пальцев. Чудом выживший в катастрофе 1980-го года, он пользовался непререкаемым авторитетом и всеобщей любовью. Лично я обожал его ещё и за то, что когда кто-то, неважно кто, приходил к нему решать какие-то вопросы и звонил телефон, он или вообще не брал трубку или поднимал её и говорил:
– Я занят, перезвоните позже.
Исключение делалось только для прямой линии Управления Военно-Космических Сил. Тогда он, представившись, закрывал трубку рукой и извиняющимся шёпотом произносил:
– Погоди маленько – Москва б…!
То есть для него любой живой, находящийся рядом с ним человек, был важнее голоса в телефоне. Согласитесь – небывалое у нас качество…
После того, как в результате Беловежского сговора Россия осталась без республик, во время “активного становления российской государственности”, нас переименовали в Первый Российский Космодром и, в связи с этим, потребовалось переделывать всю служебную документацию, а некоторые документы, о существовании которых мы даже и не подозревали, создавать самим.
В связи с этим, как-то с утра, Стасюк пригласил к себе начальников всех служб Управления Космодрома и сообщил о срочной необходимости разработки основополагающего, совершенно нового для нас, документа, о котором ни я и никто из моих товарищей-сослуживцев никогда раньше слыхом не слыхивали. Он рассказал, что это за документ и что там должно быть отражено. Потом, что бы не оставалось вопросов, старательно разъяснил всё ещё раз и поинтересовался – всем ли всё ясно? Осмеливающихся переспрашивать не нашлось, и он отправил офицеров, попутно распорядившись собраться в его кабинете сразу после обеда.
Я пришёл к себе в отдел, достал секретную рабочую тетрадь и, просидев с полчаса, понял, что ничего не понял. Сунул тетрадь в секретную же папку и пошёл к друзьям подсмотреть, что это за штука такая. Оказалось, что никто ничего не понял и офицеры бегали из кабинета в кабинет, переспрашивая друг у друга и советуясь.
В назначенное время собрались у Начальника штаба и, когда он почитал нашу “бредятину”, всех витиевато, по внеземному, обматюкал и стал объяснять заново. Несколько раз разжевав, как ему казалось, содержание требуемого документа он выгнал из своего кабинета офицеров, потребовав, чтобы через два часа мы все были у него с готовыми разделами – каждый должен был написать что-то по своей службе. Но и следующее совещание и ещё одно, промежутки между которыми всё сокращались, никак не сдвинули это дело с мёртвой точки. Начальник штаба начал терять терпение и выходить из себя, чего ранее за ним никогда не наблюдалось… Он злился, стучал костяшками пальцев по столу и сообщал витиеватым матом, что всех нас разжалует в Возничие*1 и сошлёт на Уран*2 в ЗабВО, или отправит без пенсии на Меркурий*2, пасти Волопасов*1.
– Товарищ полковник, а почему на Меркурий? – жалобно спросил кто-то.
– Сейчас как возьму Дубину Ориона*3, Ригель*4 твою в Минтаку*4!! А потому, е... вас в х..., что без пенсии, вы, Тельцы*, ударенные Тунгусским метеоритом, жертвы Алголя*5 и Венеры*2, нигде не выживете, только б… на Меркурии, там крутиться надо!! Имейте ввиду, что раньше Рак*1 свистнет Лебедя*1, чем кто-то уйдёт отсюда не сдав мне свой раздел.
В это время в кабинет зашёл Начальник Космодрома и поинтересовался, как идёт разработка документа? Вошедший в раж Начальник штаба, как ни в чём не бывало, продолжал на повышенных тонах:
– Никто ни Хирона*6 не хочет думать. Какой-то Мирак*7!! Это же просто, как альфа и бета Малой Медведицы*8. Бродят по кругу, как ё… луноход в кратере!! На каком Нептуне*2, б…, таких Альдебаранов*9 зачинают!? Плеяда*1 зодиакальных Водолеев*1 из Созвездия Птолемея, ё… твою мать!! Тау-Китяне*10 п…е!! В башке, б… одна Туманность Андромеды*11 в апогее*12 и гравитационный коллапс*13!! Титаны*14 и Ганимеды*15 военной мысли, мозги в скафандрах, жиром заплыли, уволить всех в п… Космонавты с х… орбиты! Лично бы расстрелял б… и каждому Тукану*16 пульсар*17 в Сириус*18 затолкал и третье кольцо Сатурна*1 в придачу…
Начальник Космодрома, который с ним не один пуд соли съел, улыбнулся, миролюбиво махнул рукой:
– Работайте… – и вышел из кабинета.
Придя к себе, я какое-то время посидел над пустой тетрадью, соображая с разных сторон – чего же он всё-таки от нас хочет и вдруг, как будто в голове что-то щёлкнуло. И снизошло какое-то озарение. Зная практически наизусть все свои руководящие документы, я взял ручку и за пять минут написал то, чего от нас весь день добивались. Причём, на интуитивном уровне, я был почти абсолютно уверен, что сделал всё правильно.
Когда все поздно вечером собрались у Начальника штаба, тот пошёл вдоль противоположной от меня стороны стола, беря по очереди секретные рабочие тетради, читая, что в них написано и свирепея ещё больше. Он изощрённо матерился, изо всех сил, в сердцах, бросал тетрадь об стол и переходил к следующей. Офицеры сидели опустив головы, похоже, становилось совсем не до шуток…
Просмотрев несколько конспектов, Стасюк замолчал и обреченно вернулся на своё место, во главу стола. Обведя тяжёлым взглядом подчинённых закурил, откинулся в кресле. Лицо его стало серо-зелёным, сжалось и на скулах от злости ходили желваки. В воздухе повисла безысходность…
– Товарищ полковник – робко подал я голос, – а мою… почитайте…
Начальник штаба долго и жутковато сверлил меня, прищурив от дыма один глаз, и устало выдавил:
– Давайте…
По мере чтения его лицо вдруг начало разглаживаться, отмякать и розоветь. Выражение стало таким, как будто ему в душу маслица налили.
Сижу, ни жив, ни мёртв от счастья: и у него “кондратий” не случился (за что я больше всего переживал), и я “на коне” – авторитета себе прибавил, да и другим теперь смогу подсказать, что и как писать надо. Я тут уже третий год, стараюсь изо всех сил, ни одного замечания. Свою службу с нуля создал. А недавно московскую проверку сдал блестяще и председатель комиссии, по секрету, сообщил мне, что моя служба оказалась лучшей в ВКС. Наверняка он об этом командованию доложил. И ведь ни одной благодарности, даже спасибо никто не сказал, вроде как всё само собой разумеется… Ну, думаю, наконец-то дождался, СЕЙЧАС ОН МЕНЯ ХВАЛИТЬ НАЧНЁТ!!
Начальник штаба с блаженной улыбкой оторвался от чтения и поднял вверх указательный палец:
– Слушайте сюда, Капелла*19 недоумков, инопланетяне ё…тые, е... вас в х...!! Даже этот, самый узколобый из вас, не знаю, как ему это удалось, допёр своим марсианским мегаскудоумием до того, что каждому папуасу с Луны и так ясно…
*1 Возничий, Волопас, Телец, Рак, Лебедь, Плеяды(Стожары), Водолей – созвездия северного
полушария
*2 Уран, Венера, Меркурий, Сатурн, Нептун – планеты солнечной системы
*3 Дубинка Ориона – часть созвездия Ориона
*4 Ригель, Минтака – звёзды из созвездия Ориона
*5 Алголь – двойная звезда в созвездии Персея
*6 Хирон – астероид группы Кентавров
*7 Мирак – звезда в созвездии Волопаса
*8 Альфа и бета М. Медведицы – Полярная звезда и звезда Кохаб
*9 Альдебаран – звезда в созвездии Тельца
*10 Тау – звезда в созвездии Кита
*11 Туманность Андромеды или Галактика Андромеды – спиральная галактика, единственная
в северном полушарии, видимая невооруженным глазом.
*12 Апогей – наивысшая точка орбиты
*13 Гравитационный коллапс – сжатие в точку, под действием сил внутренней
гравитации, межзвёздного газа или выгоревшей звезды
*14 Титан – самый большой спутник Сатурна
*15 Ганимед – седьмой спутник Юпитера, самый крупный в Солнечной системе
*16 Тукан – созвездие южного полушария
*17 Пульсар – нейтронная звезда
*18 Сириус – самая яркая звезда созвездия Большого Пса
*19 Капелла – звезда в созвездии Возничего
P.S. Через много лет, увольняясь со службы, в свой последний оплачиваемый отпуск, я поехал на Космодром, где у меня оставалось огромное количество друзей. Иду как-то по городу в районе пересечения улиц Мира и Ленина и вдруг слышу: – Володя, Володя! Меня – не меня – не знаю. И тут: – Владимир Павлович! Озираюсь по сторонам и замечаю своего Начальника штаба. Проезжая мимо, он увидел меня, обрадовался, остановился, вылез из машины и счастливый, как если бы нашёл своего сына, машет мне!! Я подошёл к нему, и мы обнялись. Стасюк потом долго катал меня по Мирному, мы делились произошедшим за те годы, что мы не виделись, вспоминали совместную службу. Потом он спросил – куда меня отвезти. Видно было, что он искренне рад нашей встрече и это была самая-самая лучшая, самая памятная в моей жизни “Благодарность”.
M.V.
Иллюстрация из Интернета
Свидетельство о публикации №213040501190
Мне понравилось.
-----------
С уважением.
Александра Вежливая 28.05.2016 22:34 Заявить о нарушении
С теплом - M.V.
Владимир Мацко 28.05.2016 22:57 Заявить о нарушении