Кнут Гамсун. Часть вторая

Кнут Гамсун родился в 1859 году в многодетной семье. Когда ему исполнилось три года, семья взяла в аренду небольшую ферму Гамсунд, название которой в дальнейшем стало его псевдонимом.


Здесь мальчик шесть лет пас коров, дышал чудесным приполярным воздухом, впитывал все прелести свободы и первозданной природы.


Кнута Гамсуна формировали его первые впечатления от природы и работы на земле, они питали всю его долгую последующую жизнь, здесь были заложены основы его мировоззрения, и здесь он искал решение многих своих и общечеловеческих проблем.


Но семья вскоре обеднела, мальчик вынужден был пойти в батраки к собственному дяде, в 14 он уже начал вести самостоятельную жизнь, зарабатывая на пропитание учительством, работой каменщиком, грузчиком, помощником полицейского и еще Бог знает кем. Но блуждания, скитальческая жизнь и поиски себя раскрыли в нем талант писателя.


Он стал писать уже в семнадцать,  в 18 лет напечатано его первое произведение («Загадочный человек»), еще через год - роман «Бергер». Любимым писателем Гамсуна всегда был Федор Михайлович. Однажды норвежца даже обвинили в плагиате романа Достоевского «Игрок».


В 22 года он уезжает в Америку, где по рекомендательным письмам рассчитывает устроиться на работу, но сложилось так, что он стал батраком на ферме, потом - секретарем проповедника из Норвегии. Болезнь возвращает его на родину, но спустя некоторое время он снова уезжает в Америку и работает там то кондуктором трамвая, то батраком на фермах.


В Америке ему приходилось голодать и описание того, что чувствует человек во время голода, какие мысли приходят ему, что он ощущает и переживает, какие силы выступают из подсознания в этот момент, послужили основой романа «Голод». Роман вышел в Осло, тогда Кнуту Гамсуну был всего 31 год, и книга сделала его знаменитым. Многие считают этот роман лучшим романом писателя за тонкость описания внутренней жизни героя, его чувств и стремления к цели - писать.


Он встал в один ряд с Шопенгауэром, Ницше, Гартманом, другими философами и писателями, которые пытались понять влияние подсознания человека на его мотивы и поведение. Вскоре выходят романы «Пан» и «Мистерии», в которых также тонко описывается природа и чувства человека. Это становится его стилем.


Женился Гамсун поздно. В это время он пишет замечательный роман о любви «Виктория». Но через девять лет брак распался. Второй раз Кнут Гамсун женился в 50 лет и прожил в нем счастливо до конца жизни. В этот период он отходит от социальности вообще, весь погружаясь в семейный уют и любовь. Новая любовь позволила ему сделать и новый творческий рывок: он пишет свой замечательный роман «Соки земли».


В 1920 г. за этот роман, в котором писатель отстаивает патриархальный уклад жизни и труд на земле, выступая против города, цивилизации, мелкой буржуазии и интеллигенции, он получает Нобелевскую премию. Гамсун всегда утверждал, что у человека должны быть корни, без них он бродяга, странник, без дома и семьи. Но именно это обнажает его духовную сущность.


Но был в его семейной жизни тяжелый период: когда Гамсуна судили за сотрудничество с фашистским режимом, жену посадили на год в тюрьму и вынудили под предлогом, что Гамсуна отпустят, рассказать интимные подробности их семейной жизни. В результате Кнута Гамсуна поместили в психиатрическую больницу, потом в дом престарелых. Но они все пережили и закончили жизнь вместе, пусть и почти в нищете, одиночестве и непонимании. Гамсун скончался в 94 года, рядом была только она, его верная жена.


Чтобы почувствовать любовь Кнута Гамсуна к природе, хочу закончить двумя стихотворениями писателя, которые полны  гамсуновским настроением тоски и одиночества человека, который может найти покой только в единстве с природой и Богом.


" Сидя на опрокинутой лодке "

Ты думаешь, что милосерден Бог…
Я знаю: меня Он создал,
Но Он же ко мне жесток.

Все Он ведает - ты рекла.
Так значит, Он также знает,
Как много мне сделал зла.

Он сердце вложил мне в грудь.
Но Он же и остановит
Удары когда-нибудь.

Ты думаешь, что милосерден Бог…
(Перевод Аллы Шараповой)

 

" Место погребения "

Не дай мне, Боже, последних дней
Среди подушек и простыней,
Среди слез, скорбей и унынья.
Заблудиться дай мне в лесу густом
И упасть бездыханным в месте таком,
Где никто не бывал доныне.

Я сын твой, лес, и уж как-нибудь
Меня ты проводишь в последний путь,
Устроишь мне похороны.
Я тебе оставляю тело мое.
Пусть сойдется меня помянуть зверье,
Да жуки, комарье, вороны.

Хорошо они попируют там!
Будет дело клювам их и когтям,
Все накинутся на объедки,
Мурлыча, воя, рыча, кряхтя…
Одна только белочка, как дитя,
Мне в глаза смотреть будет с ветки.

Вот уж празднество для лесной родни!
А когда, пресыщенные, они
Разбредутся в родные чащи,
К скелету обглоданному прильнув,
В костный мозг мой стервятник просунет клюв –
Для него нет лакомства слаще.

И хочу, чтобы в ночь и о новом дне
Соловьи и пичуги пропели мне
Вместо заупокойной в храме,
И воздастся тогда мне сполна почет,
Только сыч не подгадил бы, старый черт,
Так он скверно ноет ночами.

= Ну, прощайте, друзья! – объявлю гостям, -
Дайте отдых бедным моим костям,
Пусть приляжет былое тело
Под стволы, под лиственный бугорок.
= Кто же листья притащит? – Настанет срок -
Ветер сделает это дело.
(Перевод Аллы Шараповой)

Автор публикуется в блоге
http://sotvori-sebia-sam.ru/knut-gamsun-dvojnik-munka/


Рецензии