Не будь вороной...

Я всегда любила наблюдать за птицами, узнавать об их характерах и повадках. И то, что узнавала, порой удивляло и восхищало меня. Растрогала, например, такая вот интересная подробность из жизни аистов: когда старый аист ослабевает от долговременного полёта, то молодые по очереди кладут его к себе на спину, и таким образом летят вместе с ним.
А вот что мне удалось узнать о кукушке, о которой ходят слухи, будто она плохая мама, детей своих не любит, по чужим гнёздам рассовывает. Оказывается, ей ничего другого и не остаётся, потому как сама природа выбора не оставила: определила птице нести семь яиц – по яйцу каждые шесть дней. Оставь кукушка в гнезде всех кукушенят – первенец погубит тех, кто слабее его. Вот и получается, что кукушка не отделывается от птенцов, а спасает их, подыскивая им приёмных родителей.
Как видно из примеров, птицы не глупее нас, людей. Кроме того им свойственны и сердечные переживания, присущие людям: они так же радуются и страдают, ненавидят и любят. Но гением среди птиц является обыкновенная серая ворона. Она не просто умна, а чертовски умна! Ещё в древние времена люди удивлялись тому, как ворона, желая пить и найдя на дне дупла немного воды, принималась бросать туда камни – чтобы поднять уровень.
Но и в наши дни ворона не менее мудра, чем её предки.
Один мой знакомый, очень уважаемый человек, вспоминая своё детство, повинился в том, что мальчишкой стрелял по воронам из рогатки и разорял их гнёзда, и рассказал, как птица наказала его за это. Обиженная каркуша украла у него редкую библиотечную брошюру по авиастроению, которую он оставил на лавочке. Вернулся – брошюры нет. Заглянул под скамейку, походил вокруг да около – книгу как ветром унесло! И тут он увидел ворону на крыше. В клюве она держала книжку. Мальчуган запустил в воровку палкой, но она сорвалась и улетела, унеся с собой трофей.
Как-то с балкона я наблюдала следующую картину. У подъезда встретились две соседки. Одна из них несла из магазина лоток яиц. Женщины остановились, чтобы поболтать. Та, что несла яйца, поставила лоток на скамейку. Внимание моё привлекла ворона, которая тут же устроилась на ветке рядом стоящего дерева. Улучив момент, она схватила из лотка яйцо и нырнула с ним в крону дерева. Там расклевала скорлупу и выцедила содержимое яйца. Видя, что женщины по-прежнему увлечены разговором, проныра снова молниеносно слетела вниз и – снова удача! Однако на этот раз одна из женщин заметила охотницу и сказала об этом подруге – та зашумела, замахала руками, но ворона преспокойно полакомилась яйцом и улетела восвояси.
Не раз я слышала о воронах самые разные истории, в которых птицы представали то шутницами и пересмешницами, то хулиганками и разбойницами. Например, вороне ничего не стоит подделать свой голос под собачий лай, они умеют кашлять по-стариковски, даже разговаривать! Особенно распотешил меня рассказ жителя Севастополя о том, как ворона влетела к нему в открытое окно и сказала: «Пойдём в камбуз, а то жрать охота!» Мужчина, если выразиться «вороньим» жаргоном, просто обалдел от такой наглости. Как потом выяснилось, болтунья была ручной, жила на корабле, и матросы обогатили её «словарный запас» несколькими ядрёными фразами...
Расскажу ещё об одном забавном эпизоде из вороньей жизни, который мне посчастливилось подсмотреть.
Помнится, был весёлый солнечный денёк, и я прогуливалась по набережной Волги, как вдруг заметила ворону, снующую вокруг брошенной кем-то баночки из-под пива. «Зачем ей понадобилась эта пустая банка?» – подумала я, решив понаблюдать, что будет дальше. Вскоре стало понятно, как ворона собиралась использовать свою находку. Склон реки был угористым и выложен бетонными плитами. Вороне удалось подцепить банку клювом, и она важно понесла её вверх по склону. Поднявшись, опустила банку на плиту – и жестянка тут же с шумом скатилась вниз. Ворона слетела следом, и всё повторилось снова: она подняла банку и пошагала в гору. На полпути банка выскользнула из клюва и покатилась по бетону. Очередная неудача не остановила ворону. Подобрав банку, упорная птица затащила её наверх, опустила и, придержав клювом, вскочила верхом. «Каток» заскользил по гладкой плите, и «наездница», издав победный крик, лихо скатилась вниз!
Я смотрела, как ворона вновь и вновь поднималась на склон с банкой, и затем съезжала на ней, ликуя так, как ликует ребёнок, мчащийся с горы на санках, и сама от души веселилась вместе с ней.
Была я однажды свидетелем и вороньего горя, когда ворона-мама, «голосила», кружась над сбитым машиной воронёнком. Тут же прилетел и папаша. Подцелив момент, когда не было машин, родитель схватил птенца когтями и поднялся в воздух. Птицы улетели, унося с собой погибшего малыша.
Расскажу ещё об одном случае, который оставил неизгладимый след в моей душе.
В тот день я должна была проведать своего бывшего учителя, с которым меня связывали долгие годы дружбы. В последнее время он плохо себя чувствовал, и я, как могла, поддерживала его. По дороге пришлось забежать в магазин, чтобы купить кое-что из продуктов. Отоварившись и расплатившись за покупки, я направилась к выходу.
Была оттепель на раннем зазимье. Парусило безоблачное синее небо. Лёгший было снег таял, и кругом блестели лужи. Выйдя на улицу, я остановилась, чтобы достать из кармана солнцезащитные очки, как вдруг откуда-то сверху слетела ворона и, чётко печатая шаг, пошагала прямо на меня. Я замерла в удивлении. Дело в том, что ворона осторожна и недоверчива и не подпускает человека близко. А тут она подошла ко мне, как старая знакомая, и, взявшись клювом за угол пакета, принялась его тормошить.
– Ты что? – испуганно отвела я руку. – Голодная?
Решив, что это может быть единственным объяснением столь необычного поведения пернатой, достала батон и оторвала кусочек. «Экая носина!» – подумала, глядя на мощный клюв, и с опаской протянула руку.
«Носатая» аккуратно взяла подношение, отошла, размочила батон в лужице и нехотя принялась за еду. Пока клевала, я рассматривала её. Крепкие голенастые ноги, большая круглая голова, мощные крылья – сомнений быть не могло: это не глупый птенец. Не похоже было и на то, что птица больна или ранена: оперение опрятное, блестящее; не хромает, с крыльями тоже всё нормально. Чудачка тем временем всё съела и вернулась ко мне – смотрит, а глазки острые, проницательные.
Отломала ещё кусочек батона, подала.
– Подозрительная какая-то... – услышала я за спиной и, оглянувшись, увидела, пожилую даму, наблюдавшую за мной. – Вы осторожнее, всё-таки ворона... – предупредила она и пошла своей дорогой.
Я поняла, что имела в виду доброжелательница, сделав упор на «всё-таки ворона». Издавна эта мрачная птица считается предвестницей несчастья и смерти. Существует даже легенда, что вороны произошли из щепок, когда дьявол создавал волка, вытёсывая его из горелого дерева. Согласно другой легенде Сам Господь проклял ворону за то, что она хотела пить кровь распятого Христа.
Меня и саму удивляла смелость птицы, и я искала ей объяснение. Может, она ручная? Живёт у кого-то дома и вылетела через форточку, случайно открытую ветром. Я подумала о том, что, придя к учителю, обязательно расскажу об этой странной попрошайке. «Только вряд ли он поверит, – мелькнула мысль. – А что если захватить её с собой? Она меня совсем не боится. Возьму под мышку, как берут кур, когда покупают на рынке, и понесу».
Я осторожно поднесла руку, но ворона, покосившись, отодвинулась на шажок.
– Не бойся. Я только поглажу, – ласково проговорила я, почти касаясь вороньей спины, но недотрога отстранилась и, хмуро глянув на меня, издала хрипловато-приглушенный звук, похожий на человеческий «э-э-э». Я торопливо убрала руку, подхватила пакет и, в последний раз глянув на чудо в перьях, поспешила к болящему.
Спустя несколько минут, я взахлёб рассказывала учителю о том, что произошло. В конце рассказа спросила:
– Как вы думаете, я не умру? О воронах ходит много зловещих слухов. Говорят, она – вещунья беды. Даже голос у неё какой-то набатный, настораживающе-тревожный.
– Ничего плохого не будет, всё это предрассудки, – успокоил он.
Однако я не могла освободиться от тревоги: неспроста ворона так вела себя. Чего мне ждать?
А ждать пришлось недолго. Через несколько дней по случившемуся недоразумению я в пух и прах рассорилась с человеком, которого глубоко уважала и считала своим другом. Переживая и даже плача, сразу вспомнила злосчастную птицу и обвинила её во всём: «Накаркала!» Но потом, когда отболело, перегорело сердце, подумала: «А причём тут ворона? Разве она виновата в том, что у нас чугунные характеры – гордые и обидчивые, вспыльчивые и непростительные; что забываем мы слова апостола: “Мирись с соперником твоим скорее, пока ты ещё на пути с ним...”. Может, мудрая ворона просто хотела предупредить: «Мир вечен, да жизнь коротка. Не теряй понапрасну дни, не будь вороной!»

Апрель 2013 г.


Рецензии