Вода, замерзающая среди скал

Существуют истории, которые живут в нас самих. И когда мы слышим их в чужом пересказе, то улавливаем суть повествования ещё до начала развития сюжета. Одна из таких историй, задевших глубины моего сердца, была перенесена на большой экран Голливуда девятнадцать лет назад. Но впервые я посмотрела картину «Легенды осени» только в 2008 году. С тех пор что-то произошло. Внутри раздался щелчок. Закрутился механизм колеса переживания и серьезного осмысления.

После очередного пересмотра фильма, который случился на днях, поняла, что должна обязательно написать о нём. Пусть это будет необычная рецензия, без уделения внимания личностям актёров и режиссёра, без детального описания произведения, взятого за основу. Всё это можно с лихвой отыскать в интернете. Меня же в первую очередь волнуют сами персонажи, воплощённые Брэдом Питтом, Джулией Ормонд, Энтони Хопкинсом, Эйданом Куинном, Генри Томасом, Гордоном Тутусисом, Кариной Ломбард и другими. Волнуют судьбы и взаимосвязь череды поступков героев, определивших общий финал. Итак, ребята, иногда случаются удивительные вещи, и в Америке неожиданно появляется фильм высочайшего уровня, удостоенный чести называться «мировой классикой». Фильм, в котором осуждается жёсткая политика американского правительства, направленная против коренных жителей континента!

Часть I. Полковник

Когда-то Уильям Ладлоу был всего лишь элементом непримиримой карательной машины США, работавшей на притеснение и уничтожение индейских племён. Но наступает час прозрения, и он полностью осознаёт противоестественность направленных усилий. Испытывая стыд и отвращение к правительству за бесчеловечность в отношении беззащитных аборигенов, он бросает службу и переселяется в глухое живописное место в штате Монтана. С тех пор его близкими друзьями становятся индейцы. Характер у полковника строгий, но сердце, умеет любить и прощать.

Пытаясь уберечь своих повзрослевших сыновей от ужасов войны, он критикует их желание вступить в ряды солдат-добровольцев, прекрасно понимая, чем может закончиться подобное геройство. В итоге он теряет младшего сына, а старший возвращается домой с ранением. Целым и невредимым через некоторое время приходит в родное селенье и средний сын, центральная фигура повествования. Кажется, отец смиряется с потерей младшего ребёнка, ведь в живых ещё остаются Альфред и Тристан. Превозмогая боль от предрешённого удара судьбы, полковник призывает надежду на лучшие времена для своей семьи и делает всё, чтобы она не угасла.

Поражает, с каким достоинством и стойкостью Уильям переживает положение покинутого супругой мужчины, не пожелавшей принять изменившиеся взгляды мужа на добро и зло. Жизнь в удалённой местности среди величественных гор, диких зверей и девственных пейзажей совершенно не впечатляют Изабель. Её привлекает напыщенный лоск светского общества и ни к чему не обязывающие отношения, поэтому она спокойно переселяется в Европу, оставляя троих детей. «В общем, она была странной женщиной», — так отозвался о матери мальчиков бывший вождь племени кри по имени Один Удар, посвятивший себя воспитанию отпрысков Ладлоу. Я думаю, иную характеристику к Изабель подобрать сложно.

Однако к чести обоих разлучившихся супругов, их отношения до последних дней остаются предельно уважительными. И в этом, на мой взгляд, большая заслуга отставного полковника. Ведь, всё-таки, во многом от мужчины зависит репутация соприкоснувшейся с ним женщины. А поскольку, Уильям продолжал любить, с теплотой и нежностью обращаясь в письмах к своей ушедшей в другую жизнь половине, то не мог осуждать её. Осуждение сродни предательству, если любишь по-настоящему. «Легенды осени» открывают зрителю ещё одну малознакомую грань любви. Я бы называла её «джентльменской», не допускающей порочных мыслей к объекту преклонения. Такая разновидность благородства в наши дни встречается крайне редко.

Необыкновенное отцовское чувство связывает Уильяма с Тристаном — самым неудержимым, смелым и свободолюбивым из трёх сыновей. Воспитанный обрядами индейцев (охота, оружие, скальпы, частое пребывание в лесу), мальчик вырастает непредсказуемым, и в некотором роде диким. Он подчиняется зову сердца, исходящему из недр инстинктов. Борьба притягивает его, и он не ведает страха с ранних лет. Сочетание людского и звериного — суть данной натуры. Недаром индейцы всегда считали человека животным, только умным. Мы видим, что Тристан — любимое дитя полковника, его характер близок ему самому. Нарушая общественные запреты, они оба ставят близких людей выше норм гражданского долга.

В противоположность образу импульсивного, крушащего на своём пути врагов брата, выступает Альфред — образец добропорядочности, сдержанности и ответственного поведения. Он старается жить по всем существующим законам, и это раздражает полковника. «Чему я учил вас?» — задаётся риторическим вопросом огорчённый отец, обращаясь к сыновьям, собравшимся идти на войну. И сам же отвечает: «Думать о себе. Вот чему я учил вас!» Но осколки крика души зависают в пространстве комнаты как приговор. Продолжать бесполезно. Становится очевидной предстоящая смерть Сэмюеля. Людям, воспитанным в рамках коллективного сознания может показаться непонятной подобная антипатриотическая мораль. Но с этим стоит отдельно разобраться.

В прекрасном фильме «Гладиатор» после решающего сражения полководца Максимуса, где он погибает ради восстановления справедливости, Луцилла, дочь Марка Аврелия, восклицает: «Стоит ли Рим жизни одного хорошего человека?» «Раньше мы верили в это! Поверим же и на этот раз». Тем не менее, Римская империя развалилась. Не помогли ей и сотни тысяч жизней хороших людей. Та же участь постигла Советский союз. В Афганистане и Чечне молодые люди умирали за идею. Одно и то же происходит повсеместно. Быть может, вы скажете, что так и должно быть, и у каждого явления есть обоснования. А я скажу, что любое государство кровно заинтересовано в патриотах, чтобы они защищали, в первую очередь, систему. Какой бы худой она ни была. Благополучие мирных жителей — дело второе или последнее. И как же трудно не согласится со словами Уильяма Ладлоу, испытавшего перегибы искорёженной морали правительства своим нутром. Фильм предлагает нам задаться вопросом о справедливости обозначенных социумом ценностей. Красной линией сценария выступает неизбежное столкновение честных взглядов простого человека и уполномоченных властью лицемерных игроков, — рабов кровожадного «Большого брата».

Уильям Ладлоу — узнаваемый персонаж современности. Он редок и популярен одновременно. Он живёт в большинстве сегодняшних мужчин, стеснённых обстоятельствами ограниченного выбора и грубыми рамками несовершенного закона. Живёт в душе каждого, кто раскусил жестокие правила игры и мечтает вырваться на свет божий. Глава семейства Ладлоу — это прототип закалённого испытаниями характера, сохраняющего верность принципам чести, идеям семьи и братского равноправия. И не смотря на старость и частичный паралич, такой мужчина продолжает оставаться прочной опорой для родных. Поистине, ничто не способно сломить дух, преобладающий над материей. Полковник. Вот легенда, которая по-настоящему восхищает.

Часть II. Сэмюель

У этого персонажа короткая жизнь, за время которой он успевает раскрыть себя как романтика-идеалиста, безумно влюблённого в свою невесту Сюзанну. Сэмюель — герой откровенно положительный, но нелепо погибающий в чужой войне, куда пошёл, повинуясь наивным представлениям об исполнении мужского долга. Проявляя безудержный пыл к героизму, желая походить на отца, воплощавшего собой пример мужества и воинской доблести, молодой человек игнорирует уговоры родственников и вербуется в полк добровольцев. Вместе с ним идут и братья. Их главная миссия — присматривать за Сэмюелем, чтобы не случилось беды.

Развязка наступает внезапным и роковым образом. Мальчишка, дождавшись удобного случая, отправляется выполнять задание вместо соратника и попадает в западню. Момент гибели парня откровенно болезненный, его слёзы и крики спешащего на помощь Тристана окатывают душу контрастной волной суровой и некрасивой реальности. Зритель начинает понимать, что режиссёр обратился к теме войны как к натуральной зарисовке общечеловеческой истории зла. Это кадры отчаяния, последней борьбы, неверия в неизбежность. Это бесконечно красная, дымящаяся рана выпрыгивающего наружу сердца...

Горе Тристана так сильно, что, кажется, в нём что-то переломилось. Звериная часть сложной сущности выходит на сцену и жаждет отмщения. Ночью, пробравшись в лагерь противника, белый индеец молниеносно отрезает головы двум немцам и снимает с них скальпы. Обмазав лицо кровью врагов, и увесившись самодельными бусами из их волос и кожи, обезумевший от потрясения Тристан, едет на лошади по военному поселению и шокирует сослуживцев своим устрашающим видом. Это был грозный знак предстоящих перипетий для семейства Ладлоу.

Но вернёмся к Сэмюелю. Что это был за характер? Какова его роль в драме «Легенды осени»?

По сценарию — это непорочный юноша, изобилующий великими мечтами и любовью к жизни. Он полон внутренней отваги, об этом говорят его горячие устремления к спасению мира. Но, молодой человек, как говорится, «ещё не нюхал пороху», а оттого его представления об окружающей действительности кажутся наивными. И, увы, многие даже обвинили его в собственной смерти, которая наложила отпечаток на ход развития событий в фамильной истории. Это и так, и не так одновременно. Ведь как раз в картине и ставится вопрос об ответственности — за смерть родных, за сделанный выбор, за свободу быть собой. Нет правых и нет виноватых. Роковая случайность или кармическая цепочка становится наградой со вкусом горечи для одного и сладко-болезненным наказанием для другого.

Как трепетно и возвышенно Сэмюель любит свою невесту. Шлёт нежные письма с фронта, любуется на фотокарточку и разговаривает с ней в окопах. Но сердце длинноволосой красавицы уже принадлежит другому... Он даже не догадывается, что обоих его братьев прибило к Сюзанне волной страстного притяжения... Оттого становится печальней, что мальчик расстаётся с жизнью, даже не успев познать женщины, не успев стать мужчиной. Чтобы подчеркнуть безысходную участь Сэмюеля, режиссёр специально делает акцент на эпизоде с молодым бычком, застрявшим в проводах колючей проволоки. И как бы ни старался Тристан спасти животное, ничто не помогает. Злосчастные цепи оказываются сильнее и удерживают жертву в своих холодных объятьях. Это глубоко аллегоричная сцена, возвращающая мысли зрителя на поле боя, где старший брат отчаянно пытается вырвать младшего из цепких рук проклятого капкана смерти.

Гибель Сэмюеля на экране, казалось бы, мало кого удивляет. Но, какой же до боли узнаваемой кажется его открытая и доверчивая натура! Ведь когда-то и нас самих называли мечтательными идеалистами. По этой причине рок, постигающий младшего из сыновей Уильяма, не трогает наши сердца должным образом. Фразы типа: «Сам виноват, глупый мальчишка!», «Не лез бы, куда не следовало!», «Зря не послушал отца», — так и вертятся на языке. Мы будто ставим точку на собственных светлых мечтах, которыми переполнялись в годы чистого созревания. А теперь, когда стали взрослыми и умными, наш мир превратился в непроходимые джунгли. Мы не сочувствуем «глупости», зато покоряемся лжи и хвалимся успехами в приспособленчестве. Краткость истории персонажа равна длительности тех иллюзий, что обрываются на границе между юностью и так называемой «серьёзной жизнью». В этом заключён особый символизм.

Часть III. Альфред

Герой-отщепенец, выскочка и моралист. Так выглядит этот парень при поверхностном изучении. Тем не менее, Альфред — фигура не менее значимая, чем сам Тристан, ставший легендой. Во многом он — его противоположность. Хотя, все три брата, на мой взгляд — взаимодополняющие части единого целого. И недаром на жизненном пути каждого из них встречается общее объединяющее начало в лице единственной женщины. Сюзанна — олицетворение целостности и разобщённости мужчин, связанных между собой кровными узами, по-разному проявляющими чувства и эмоции, по-разному глядящими на мир, но при этом навсегда остающимися братьями.

Характер Альфреда, привыкшего с детства полагаться на закон и библейские предписания, рассудительный и до поры до времени предсказуемый. Однако зрителю не сразу становятся понятны честолюбивые мотивы поведения этого безукоризненно последовательного джентльмена. На самом деле в душе его кипят страсти, накал которых в редких случаях достигает апогея и приводит к столкновению с братом и отцом. Единственное, в чём он не прав, так это в обвинении Тристана в смерти Сэмюеля. В остальном же, с ним трудно не согласится.

Временами всех раздражает его правильность. Но нельзя закрывать глаза на силу его характера и непоколебимость идеалов верности и веры в любовь. Он далеко не трус, и обретя полномочия власти, не демонстрирует превосходства, даже когда жизнь Тристана зависит от него. Всё, чего он хотел — просто быть похожим на отца и честно служить государству. Альфред не боится высказывать правду, которую видит и которой живёт, что принимается сэром Ладлоу буквально за вызов, а Тристана приводит в бешенство. Их противостояние длится долго и приводит к новым трагедиям. И лишь когда они оба теряют жён, их пути переосмысливаются. Внезапное горе сближает братьев и приводит, наконец, к долгожданному примирению.

Благородство и надёжность чувств унаследована им от отца. Хотя, кажется, что Альфред ближе к матери. По-крайней мере, он общается с ней и даже встречается лично, покинув поместье в индейской деревне. Теперь я понимаю, что Изабель — ключевой момент в семейном Колизее. Поскольку Альфред был во многом похож на неё, а она не терпела жизни, предлагаемой мужем, то можно предположить, что некоторые взгляды матери сильно запали в душу старшему сыну. Отсюда виден корень конфликтов с полковником, находившим опору и радость в Тристане, ни во что ни ставящего систему управления и независящего от неё.

Столкновения Альфреда и Уильяма — это противоположность двух мировоззрений, двух пониманий счастья и принципов принесения пользы обществу. Полковник удалился от «благ цивилизации» и стал бороться за улучшение участи коренных американцев, загоняемых в резервации. И хотя борьба не увенчалась успехом, Уильям доказал своим примером несостоятельность и безумие политики, проводимой штатами. Альфред же уверен, что может повлиять на механизм госаппарата путём личного участия в коррекции принятых законов. С одной стороны, он такой же непримиримый идеалист, каким был погибший Сэмюель, с другой — упорно добивающийся целей грамотный стратег. Ему удаётся набрать голоса и получить законное членство в конгрессе. Невзирая на популярность, он остаётся любящим мужем и достойным уважения человеком. Согласитесь, явление незаурядное? Однако отец на заслуги сына перед обществом, мягко говоря, смотрит недоверчиво, они его не впечатляют. И таким ли в самом деле счастливым кажется Альфред, проклятый родителем и многократно преданный любимой женщиной, живущей в мечтах о недопустимом союзе с его братом?

Личная драма Альфреда не менее выразительна и болезненна, чем рваные раны от пуль, оставленные на теле Изабель второй самодовольным злодеем-полицейским. Страдания его не пугают, он обещал Сюзанне, что не упрекнёт в отсутствии глубоких чувств, если она согласится выйти за него замуж. И честно выполняя данное обещание, он старается осчастливить возлюбленную. Эта благородная черта наносит завершающий штрих на сложный собирательный образ данного героя. Он кажется нам несколько статичным, но оттого непременно надёжным. На Альфреда можно полностью положиться. О таких мужьях, товарищах и братьях можно мечтать. Тристан как никто другой понимает, кому можно доверить заботу о своих малолетних детях. Он доверяет Альфреду, неожиданно преступившему закон ради спасения престарелого отца. Сэр Ладлоу сбрасывает многолетнюю пелену недоверия и радостно плачет, обнимая когда-то отвергнутого сына. В конце концов, любой получает то, что сумел заслужить.

Часть IV. Изабель вторая

Полукровка, наполовину индеанка, наполовину европейка. Девушка, знавшая с детства, кому она принадлежит. Ещё в тринадцать лет она называла себя невестой Тристана, а в двадцать — стала его законной женой. Казалось бы, судьба её была известна заранее, а характер положительной героини не таил в себе подводных камней. Изабель принято считать той, кто сумела усыпить буйного зверя, жившего в душе Тристана, подарив ему недолгие годы домашнего счастья.

Кто же такая Изабель вторая? Это преданность в действии, вера в терпеливом ожидании, врождённая мудрость и образец исключительного понимания собственного предназначения. Возможно, потому, что в её жилах текла кровь индейцев, Изабель обладала духом молчаливого благородства и чуткого разума. Она полностью посвятила себя любимому мужчине. Это было настоящим подвигом даже для начала XX века. Ведь мать Тристана, в честь которой и назвали плод любви межэтнического союза Деккеров, во многом антагонистична Изабель второй. Она являла собой образец самодостаточной эмансипированной дамы, стремящейся в среду интеллектуального, но заражённого самодовольством общества.

Из кратких зарисовок фильма перед нами складывается портрет довольно эгоцентричной женщины, ставящей личные интересы выше семейных. Тристан никогда не поддерживал разговоров о матери. Хотя, это вполне может означать, что он был расстроен из-за её постоянного отсутствия. Однако маленькая Изи как раз и родилась, чтобы компенсировать своему суженому нехватку материнской ласки, заботы и одобрения. Ей очень повезло. Муж высоко ценил тепло родного очага, уют и атмосферу спокойствия, по которым так изголодался в далёких и опасных странствиях. Безусловная любовь и доверие жены, казалось бы, привнесли гармонию в душу непобедимого дикаря. Но история молодой красавицы грубо обрывается, едва начавшись. Ещё одна случайная смерть ещё одного дорогого Тристану человека.

Анализируя роль героини, хочется добавить кое-что ещё. Абсолютно положительные персонажи нередко вызывают у публики ощущение скуки или невольного дискомфорта. Все прекрасно знают, какой должна быть идеальная женщина. Этому образу вполне соответствовала Изабель вторая. На него можно равняться и в наши дни. Но её характер на протяжении всей картины раскрывается лишь через призму взаимосвязи с главной фигурой. При всём уважении, о ней ничего не получается сказать сверх того, что «она любила Тристана и была достаточно хороша собой». В то же время, многие считают основной задачей хорошей женщины — стать придатком своего мужчины. Гарантирует ли это взаимное согласие, понимание и счастье, не известно. Перед нами противоположные примеры двух женщин, носивших одинаковое имя. Какая из них вам ближе — домашняя или независимая? Для себя я не решила этот вопрос.

Часть V. Сюзанна

Когда я думаю об этой героине, передо мной рисуется чёткий образ элегантной, хорошо воспитанной и образованной девушки, наделённой открытым сердцем и любознательным умом. Её ранимость и чувствительность граничат со страстностью и широтой души. Зная, как она любила жизнь, конец её может показаться хоть и логичным, но противоестественным. Загнанная в угол не более приличиями, чем равнодушным отношением любимого, Сюзанна принимает решение застрелиться. Её поступок вызывает искреннее сожаление зрителя. Казалось бы, теперь, когда Тристан снова один, появляется шанс долгожданного воссоединения. Но обстоятельства зловещим образом сгущаются над раненым женским сердцем. Точно также как это было несколько лет назад, когда внутри Тристана заговорил голос зверя.

В драме поднимается вопрос о предательстве и прощении на примере главных героев. Сюзанна стала частью Ладлоу и вошла в историю семьи стремительным потоком горного ручья. Наполнив собой, словно живительной влагой дом холостяков, она изменила привычный ход вещей. И каждый, включая полковника, ощутил это. «Дорогая Изабель. Как странно снова видеть в доме образованную женщину», обращается Уильям к супруге, делясь в письме впечатлениями о Сюзане. «И как это волнительно.... В самом деле, присутствие всех моих сыновей в родном доме вызывает у меня чувство такого глубокого покоя, что я благодарю Бога».

Кто бы мог подумать, что наступит момент, и умудрённый опытом сэр Ладлоу проклянёт Сюзанну за несчастья и разлады, сменившие недолгую атмосферу домашнего благополучия и радости. Но Один Удар в своих повествованиях скажет следующее: «Её нельзя обвинять. Она была словно вода, которая замерзает среди скал. И тогда скалы трескаются. Она была не виновата, как и вода не виновата, что скалы трескаются». Все братья поголовно прильнули к свежему источнику питающей женской энергии, неизвестно, каким чудом притёкшей в суровые пределы Миссури. Слабое без боя покорило сильное. Очарование девушки столь убедительно, что ему не в состоянии противиться даже непоколебимый Тристан.

Но почему же злой рок преследует нежнейшее создание и тех, с кем связана её судьба? Почему удел сироты — пожизненное внутреннее одиночество? Аналогичные вопросы уместны и по отношению к голубоглазому сердцееду. Он был в одном лице отрадой и проклятьем, надеждой и разрушенной мечтой, возвышающей силой и смертельным падением для близкого окружения. Он был скалой, о которую разбилась вода-Сюзанна, превратившись в лёд, замёрзнув от предательства и страха. Была ли она всего лишь игрушкой в его в руках или расплачивалась за грехи, совершённые в прошлых жизнях? Автор сюжета не готов нам полностью развязывать глаза. Ведь мы не дети и имеем представление о воле случая и последствиях выбора, иногда выходящего за границы разума. Именно это и произошло с Сюзанной. Мятежный дух белокожего индейца пленил прекрасную деву непредсказуемостью, натуральностью и отсутствием маски надуманного благообразия. Ей стоило бы знать, что расплата за любовь к Тристану — это утрата покоя, уверенности и постоянная опасность, вплоть до расставания с жизнью.

Сюзанна многогранна. Мы наблюдаем за её неукротимым движением по линиям братьев. Кто она такая? Невеста Сэмюеля, любовница Тристана, жена Альфреда. Женщина, вызывающая жажду преклонения и временами пробуждающая ненависть избранника. Пылкая натура, подбитая птица, солнце, уставшее светить. Она отличается от Изабель более сложным характером. Но жребий, выпавший на долю каждой, был один. Любимый ими мужчина привёл обеих подруг-соперниц к могиле. Неизвестно, кому повезло больше. Той, что стала первой любовью Тристана, или той, что вышла за него замуж и родила ему детей. В любом случае, похоронили их рядом, как членов одной неразрывной семьи.

Часть VI. Тристан

Ну, вот мы, наконец-то добрались и до основной легенды экранизированного произведения. А что же в нём, собственно, такого легендарного? Жил как хотел, нарушая порядки, украл возлюбленную у брата, потом бросил её, подставил жену, занявшись контрабандой, довёл отца до удара.... Уходил и возвращался, когда вздумается. Разногласия устранял кулаками или оружием, не отказывал себе в связях со случайными женщинами, охотился на животных, и вообще, был неравнодушен к насилию. Всё это правда, только неполная. Не таи в себе Тристан выдающихся качеств, никто бы не стал за него умирать.

Смысл драмы заключается в конфликте между правами и обязанностями, между совестью и удержанием статуса, между любовью, ненавистью, желанием остаться и необходимостью уйти. Наш герой обладает какой-то необыкновенной первобытной энергией, не дающей покоя, прежде всего, ему самому. Он противоречив и одинаково привлекателен изнутри и снаружи. Эта гремучая смесь разрушительно действует на дамское сознание. Забывшись от страстной любви, они готовы принести себя в жертву самодостаточному охотнику, доверившись его воле и своеобразным взглядам. Но он ничего не может поделать с собой. Не в его силах изменить свою раздвоенную природу. Сегодня он счастлив и проецирует на окружающих покой, а завтра охладеет к ситуации, в которой существует, и умчится прочь, куда глаза глядят. Именно о таком типе мужчин влюблённые в них женщины вздыхают: «Ты мой спаситель, мой палач». Тристан — безусловный, но далеко не бесчувственный сердцеед. Забыть его нельзя. Расстаться с ним невозможно.

Я долго думала над тем, любил ли он Сюзанну. Наверное, всё-таки, любил. Но умершего брата, судя по всему, любил больше. Поэтому, чувства вины за смерть Сэмюеля и за обладание его невестой давили на душу тяжёлым камнем. Неблагословлённое церковью супружество Сюзанны и Тристана завершается, едва начавшись. Могла ли она его удержать? Нет. Могла ли она его дождаться? Да. Несмотря на то, что он исчез на долгие годы и посоветовал ей выйти за другого? Возможно. Становится очевидным, что он, всё-таки, собирался на ней жениться, когда возвратился на ранчо. Но стоит ли женщине рисковать в том случае, если видимых признаков надежды уже не остаётся? И снова перед нами страшная дилемма, от которой зависит человеческое счастье.

Сюзанна вступает в союз с Альфредом, который её обожает. И тут я хочу обратиться к поклонницам Тристана, осуждающим героиню за этот поступок. Во многих рецензиях, размещённых в интернете, дамы отзываются о роли Джулии Ормонд отрицательно. Но как бы поступили вы, если бы задерживаться в доме избранника больше не оставалось оснований, а его отец возненавидел вас? Как бы вы повели себя, если бы не имели родителей, чтобы обратиться за помощью или советом? Если бы у вас не было своего дома и средств на достойное существование? Отказались бы от предложения любящего человека, добившегося материального успеха и высокого социального положения? Отказались бы от утешения и возможности прожить свои дни под защитой надёжной опоры? Отказались бы от попытки создать семью, когда молодость уходит, а возлюбленный не спешит к вам на встречу?

Почему-то все эти детали не учитываются, когда речь заходит на тему: «дождалась — не дождалась». Наш герой поставил женщину в недвусмысленное положение, за которое взял на себя ответственность старший брат. Тристан должен испытывать благодарность, а его задевает, что Сюзанна отныне принадлежит сопернику. Этот факт как нельзя лучше подтверждается действиями, направленными любимцем Уильяма против карьеры Альфреда, ставшего конгрессменом. Мне кажется, Тристаном в это время движет скрытый зов мести. Однако точку в этой жёсткой баталии ставит сама Сюзанна. Ценой самоустранения. И что удивительно, её смерть помогает братьям осознать, насколько они дороги друг другу. Общее горе освобождает от непробиваемого панциря, ставит взрослых мужчин в равные условия младенческой беззащитности. Они будто перерождаются, и, оценив потери, становятся солдатами одного гарнизона.

Каким бы несовершенным с точки зрения моральных принципов ни был Тристан, он олицетворяет собой бунтующую жажду справедливости и чистокровный пример неудержимой внутренней свободы. Таких людей сегодня «не отыщешь днём с огнём». Его любили за искреннее следование голосу души. За храбрость, самоуважение и попрание авторитетов. За красоту и силу, непобедимый дух и яркие чувства, которыми он дышал. Стоит признаться, что перед таким человеком крайне трудно устоять. Непросто выйти за него замуж. Но гораздо сложнее стать дамой его сердца. Сюзанне это удалось, несмотря ни на что.

Часть VII. Вместо эпилога

Так много было сказано и так много остаётся невысказанным в этой и без того объёмной статье. Решила вместо эпилога вынести стихотворение, родившееся в ходе моего творческого процесса под названием «Легенды осени». Я вложила в него своё видение драматических перипетий, произошедших с Тристаном и Сюзанной. Я примерила на себя её чувства, и они оказались мне знакомы. С помощью воображения я посмотрела на свет глазами этой женщины. И тогда появилась особая легенда, посвящённая последнему трепету любви.

Легенда Сюзанны 

Я твой покой не сберегла,
Хотя мечтала лишь об этом.
Как долго я тебя ждала!
Зимой холодной, жарким летом,
Весной, когда ручьи текут,
И пробуждается природа,
Ты тот, кого веками ждут,
И призывают год от года.

Но осень — грустный хоровод,
Тебе пишу я эти строки,
В тот час, когда реки потоки
В душе моей застыли в лёд.
О нет, тебя не проклинаю,
И даже больше, не виню.
Я об одном теперь мечтаю,
Что боль смиреньем покорю.

Ты написал: «Прощай, Сюзанна!
Не жди напрасно мертвеца,
Не тешь себя самообманом,
Не быть нам вместе до конца...»
Я не святая, Боже правый!
Но сердце страстное моё
Тебе принадлежит по праву,
А ты вонзил в него копье...

Тристан. Меня ты отдал брату,
Что делать было мне тогда?
Я стала жить на автомате,
Ходить босой по проводам.
Моя улыбка, как гирлянда,
Украсить силилась мой путь,
Но всё равно мне было надо
В твои глаза ещё взглянуть,
И в чувствах прежних утонуть
На мягком платье листопада...

Мой муж безмерно благороден,
Я благодарна за любовь,
Упрёки — не в его природе,
Прощать он будет вновь и вновь.
Но как забыть тебя, не знаю!
Теперь и сам-то ты женат.
Я вас, конечно, поздравляю,
И счастья вечного желаю,
Но погружаюсь глубже. В ад...

Мне страшно. Вы родили сына,
Потом у вас случилась дочь....
Ты стал совсем чужой мужчина,
И я не в силах превозмочь,
Тревог и слёзы без причины.
Никто не может мне помочь.
А помнишь, мы с тобой хотели
Растить вдвоём своих птенцов...
Но на вручённом тебе теле
Остались шрамы от рубцов.

Я никогда не стану мамой
Твоих детей, любимый мой!
Судьба сметает наши планы,
Зачем мне быть ещё живой?!
Твоя жена, моя подруга,
Погибла, ты меня прости.
Мы заменяли с ней друг друга,
Деля с тобой свои пути.
Теперь моё настало время,
Ведь мне так долго не везло.
Как раньше обопрусь на стремя,
И сяду в прочное седло.

Пускай галопом мчит гнедая
От жизни той, что я вела
Без ласки милого страдая.
Потери страх превозмогая,
Поверить в чудо я смогла!
Как стук глухой по нервам тонким,
Как резкий тепловой удар,
Задевший пульс душевной кромки,
Разжёгший внутренний пожар.
Меня впустить ты отказался,
В свой гордый мир добра и зла.
Наш диалог не завязался, -
Ты брату навредить боялся,
Я неохотно, но ушла.

Нет сил терять тебя повторно,
Прости мне слабость, ухожу
Туда, где буду жить покорно,
Где нас друг к другу привяжу.
Однажды я пообещала,
Что буду ждать тебя всегда.
Судьбу себе напредвещала
На безутешные года.
Так знай, я слова не теряла,
Ты предал. Я опять прощу.
Пусть счастья было в жизни мало,
Но я об этом не грущу.

Люби меня, свою Сюзанну,
Люби такой, какой была.
Я повторять не перестану -
Я поклялась и я ждала!
Твои глаза ножом холодным
Сверкают в зеркале моём,
Возможно, зверь опять голодный?
Сегодня кровь ему нальём.
Беру оружие я в руки
И подношу к своей груди.
Ни от безумья, ни от скуки
Ко мне в постель не приходи.

Любимый, этот час последний.
Прощай и помни, я твоя.
Пришла к тебе в одежде летней
Уйду в легенды бытия.
Расти детей, живи спокойно,
Как если б были мы с тобой,
Пусть будет смерть твоя достойной,
Как весь твой путь, любимый мой.
Моё дыхание с тобой.

© NZ.


Рецензии