Воспоминания - Рассказы о нашей семье-2

      Итак,в Литве дядя Герман остался один.Пошёл батрачить.В середине двадцатых годов женился на помещице и у них родилась дочь Ирэна.Переписывался с матерью,помогал кое - чем.Письма свои писал стихами.Бабушка читала их мне,но,к сожалению,архив достался другому лицу и у меня ничего не имеется...В тридцатые годы жена у дяди Германа умерла и он женился на другой.У них родился сын Александр...
      Когда пришла советская власть в 1940 году,то дядюшку раскулачили,а самого репрессировали и сослали в Коми АССР в лагеря,на болота...Там он пробыл 10 лет.За это время дочь в 1945 году покончила жизнь самоубийством В Риге из-за несчастной любви...
      Я всего один раз видел дядю Германа в жизни,а именно в 1950 году,когда он возвращался из лагерей.Он поменял свою фамилию на Рышко,прибавил десяток лет жизни и таким образом направился в Польшу ещё с одной женщиной (я их видел в Москве,в Измайлове,где я жил один)...По пути он забрал сына...В шестидесятые годы он умер,а что сталось с сыном,моим двоюродным братом,одному богу известно...
      В 1970-е годы,находясь в Литве в командировке,я услышал,что главный инженер завода "Промсвязь" Кулбокас учился в институте в шестидесятые годы с Рышкусом Александром,но этому сообщению я не придал направленного действия...Да,теперь мне сказали,что в Литве фамилия Рышкус (Rischkus,Rychkus) - не редкость...
      Другим моим дядей был дядя Аркаша,который работал в Министерстве Путей Сообщения после окончания соответствующего учебного заведения.Он был начальником отдела.Женат.Имел дочь Мирру.Это был такой разговорчивый отзывчивый весёлый человек,он сыпал шутки на любом шагу,в то же время был очень скромен,не пил,не курил,но оказался на пути проходимца-товарища,который пошёл и донёс,что не следовало,и дядю арестовали...
      Бабушка ездила в Москву к прокурору,сестёр вызывали к прокурору,не считая жены,но никто не мог ничем помочь и дядю сослали в лагеря в Карелию,на канал...Жена и дочь подверглись репрессиям благодаря его лучшего друга...
      Во время войны дядя вышел в штрафной батальон,командовал (ведь он инженер) наводкой переправ для войск,наступавших на Запад...
      После войны был демобилизован,но ему не разрешили жить с семьёй,а только за сто километров,работал,заезжая ненадолго к семье...Но тяжёлая лагерная жизнь и лишения во время войны подорвали хрупкое здоровье инженера и он скончался от желудочных болезней..,но успев похоронить свою мать - мать бабушку - на Глуховском кладбище в Ногинске...
      Третий дядя Виктор был чрезвычайно музыкален,играл на гитаре,пел песни,дружил с будущим артистом Михаилом Хрусталёвым,играл с нами,ребятами,в футбол,любил Тобика,нашего дворянина,жил с гражданской женой Аськой,в начале войны ушёл добровольцем на фронт,воевал под Ленинградом(был в блокаде),под Сталинградом,в Польше и дошёл до Праги...Мои тётки и моя матушка,его сёстры,хотели,чтобы он усыновил меня,но после войны он законно женился,у него родился сын Александр,правда,глуховатый и с дефектами...Работал,поехал в командировку в Коми АССР рыть артезианские колодцы,но там так и погиб в одном из них...Семья распалась...Мальчик тоже умер и жена с горя погибла...

                2013 
      
      


Рецензии