Недовольство культурой

В последнее время возросла тенденция к тому, что сведущие люди называют – ростом интереса к культуре. Большинство молодежи понимают, что определенных жизненных целей не добьешься, если не будешь владеть познаниями в области литературы, поэзии, живописи и  философии. Популярность Интернета способствует утолению этой жажды, масса «пабликов» с упорными наклонностями к титулу «культиваторов нации» выдают в свет картины великих мастеров с оригинальными комментариями, книжные обзоры и целые сборники популярных стихов – Бродского, Пастернака, Есенина и Ахматовой.
 Поверхностный пользователь с авторитетными нотками в голосе скажет, что это хорошо. Что раса и так деградирует, что пусть лучше читают классиков, а не пьют на стадионах слабоалкогольные напитки. Из двух зол нужно выбирать меньшее. Если нет времени на полное прочтение Достоевского, то вот тебе цитата или короткий обзор. Пользуйся. Но всегда есть «но». За всей этой чехардой из великих людей и ярких полотен стоит определенная цель – сделать взгляд читателей поверхностным, лишить его достаточной опоры и в итоге вытолкнуть за пределы конструктивной критики. В человеке формируют элитарность ума, его зависимость от взглядов тех, кто этот материал публикует. В итоге член сообщества может разбираться в картинах Босха, слушать Альбионе, читать Воннегута, но не понимать до конца, нравиться ему это или нет?
 Чего стоит «популярный» взгляд на картины, где импрессионисты Моне и Мане различаются только тем, что один рисовал пятна, а другой – людей. Тощие люди – Тициан, балерины – Дега. Легко и просто, за 5 минут Вы разучите всех великих художников и сможете блеснуть в споре. Ничего не напоминает? Так в 90-х предлагали быстро похудеть или изучить иностранный язык. За все нужно платить. Вот и за подобные «знания» мы заплатим потерей к ним интереса, сведению огромного пласта к искусства к паре слов, коротко характеризующих весь процесс становления художника, его кропотливые месяца работы над картиной, его не сгибающуюся спину  и вымазанный в краске фартук.
 Философия представляет отдельного титана в этой фабрике «фаст-знаний». Как известно философские знания востребованы в кругу людей, причисляющих себя к эстетам и сведущим в проблемах мироздания, способных давать советы, опираясь на авторитеты мыслителей. Ведь их собственный мозг не способен на более-менее конструктивную деятельность и не в силах превозмочь самого себя для решения жизненных проблем.
 Этим людям просто необходимо разжеванный корм для размышлений, где Цицерон не в оригинале, а Сковорода – не популярный, только потому, что он наш и не исходит от него аромата французских булочных  и загадочных благовоний Аттики. Чаще всего в лидеров выписывают экзистенциалистов, с их  «простыми» проблемами Бытия и Человека. С их интересными биографиями, где безумный Ницше обнимает коня и говорит о том, как ему его жалко, с таинственным Сартром и его «Тошнотой», которая считается практически настольной книгой любого современного «философа». Чем непонятней структура парадигмы, чем больше там мрака и собственных интерпретаций, тем лучше. Чем  дальше место, где он жил и умер – тем лучше.
 Под этикеткой Европы обывателю предлагают те конструкты, от которых в самой Европе уже давно отказались. И он с птичьим щебетом их поглощает, обогащая ростовщиков, удивленных подобным подъемом к иностранной мути. Зачем поглощает? Чтобы щегольнут в своем кругу, удивить окружением глубокими познаниями Шопенгауэра, который, представьте себе, был первым пессимистом, так увлеченно описывавшем отрешенность, забывая при этом не ходить на званые ужины при свечах и с «бургундским» под Кьянти.
 Цитаты, афоризмы, короткие выдержки из текстов. Иногда доходит до абсурда, когда человек, скопировав запись, даже не знает имени, родины и основных трудов автора, а более того, не пытается убедиться, тот ли автор говорил  подобное или совсем другой?
 Причем иногда мысли подаются таким образом, что вполне способны сформировать определенное настроение. Лично мной было замечено, что читая в продолжение дня о смерти, тлене и бессмысленности бытия, невольно скатываешься в состоянии легкой депрессии, когда солнечный свет теряет привычную окраску и грязь на улице особенно грязна. А если подавать такое в течение месяца, то стойкий читатель совсем недалеко от потенциального самоубийства на фоне акцентированного внимания к теме умирания. И пусть не врут, что это прививка, что это помогает проще смотреть на вещи. Ничего доброго в этом нет, так как философия изначально лишена этих  личностных оценок. И, как известно, что русскому хорошо, то немцу – смерть.
  Неприятно восхищает эта размеренность людского бытия, которая определяет сама себя, как желания культивировать в себе ростки к возвышенному и редкому, ловить изумрудных бабочек с Набоковым и слушать карканье черного ворона в дремучих лесах Англии с По. Да так и остается это все бабочкой, с вытертым, жирной рукой, перламутром, и обтрепанным вороном, с выдернутыми из хвоста перьями. Так и представляются замурзанные лютни и скрипки, следы от кофе на древних пергаментах, вырванные страницы вперемешку с салфетками на лужайке в парке, заботливо забытые потребителями искусства, которые, вытирая рот, перепутали одно с другим.
 Будьте бдительны в отношении воспитания в себе культуры. Не обольщайтесь, что все можно понять за считанные минуты. Не гонитесь за тенями и презирайте легкий и, как не жаль это говорить, проторенный путь. Который измеряется уже не в километрах, а в количестве «лайков» и посещений. Если хотите сформировать в себе адекватную и самостоятельную оценку, то сами прочтите книгу, посмотрите картину, послушайте музыку и прислушайтесь к внутреннему голосу, то ли это, что вам нравиться? Ощущения не обманут.


Рецензии