Уважение

В 19 лет мне предложили поработать в пионерском лагере. Я всегда была неплохим организатором, но тут детки, и их нужно было «строить».

Я побежала в библиотеку набираться педагогических знаний. Из всех выбранных книг, мне понравилась одна затертая брошюрка 50-х годов с разными советами коллективной организации, с играми, тестами и, самое главное, с пионерской лесенкой.

Пионерская лесенка – это расчерченный в клеточку лист бумаги с фамилиями детей отряда по низу листа. За каждое положительное участие в жизни отряда (в конкурсах, спортивных мероприятиях, уборке территории, стенгазете и т.д.) вверх от фамилии заштриховывалась очередная клеточка. Первые десять человек, у кого к концу смены оказывалось больше всего клеточек-«подвигов», получали грамоты или подарки. Все было честно.

Вожатой я была в первом и во втором отрядах. Детки от 11 до 15 лет. Попробуй таких «построй» за 20 дней да еще в 19 лет. Спала я тогда не больше пяти часов в сутки (а я люблю спать), но вспоминаю тот период как один из самых счастливых в своей жизни.

Конечно, педагогический прием под моим условным названием «справедливое поощрение» я применила. От пионерской лесенки я и сама не ожидала такого эффекта у великовозрастных деток с меня ростом, однако он был и еще какой. Назначать никого не приходилось, сами просились участвовать во всех мероприятиях и тащили меня к стене с лесенкой, чтобы не забыла отметить их пионерские дела.

Кроме того, я воспользовалась еще двумя приемами.

В председатели отряда выбирала самых «активных» детей и не всегда положительных. Главное, с самого начала определить лидера. В одной из смен была у меня в отряде девочка Лизочка – четырнадцатилетняя нимфетка с определенным опытом. Мальчики отряда ходили за ней загипнотизированными кроликами. Ну, кто еще лучше организует отряд? Она тихонько так колокольчиком говорила: «построились все в столовую». Мне ничего не нужно было больше делать, только, за Лизкой следить, чтобы не совратила желторотиков и сама не вляпалась в скверную историю. Но, за одной-то следить легче.

Также, необходимо было ввести элементы самоорганизации, что тоже оказалось не сложно. На первом же тихом часу, я предупредила, что спать не обязательно, но должно быть тихо в палатах. Ну, кто же так быстро послушается? И тогда, я взяла книжку о вреде курения и алкоголя и читала им весь тихий час. После второго тихого часа лекции, которую я стала читать с самого начала, в палатах была тишина до конца смены. Зашла на третий тихий час проверить, все ли в порядке и увидела картину: два мальчика один за другим ползут под кроватями с проговариванием: «я луноход-1, я луноход-2». На мой немой вопрос, был ответ: «больше шуметь никто не будет, не надо нам больше читать». Странным образом это подействовало и на другие вопросы самоорганизации.

Вообще же, с большим удовольствием занималась с ними всеми запланированными в лагере делами и даже больше: зря что ли книжки читала. От футбола, когда играла с мальчишками, до сих пор пятна от шрамов на локтях.

Знаете, чем я горжусь?

Первое: каждый мой отряд всегда был на первом месте в соревнованиях между отрядами.

Второе: мне самой выдали грамоту как лучшему вожатому лагеря.

Третье, самое ценное и не забываемое. Подходят как-то ко мне двое 15-летних пионеров и спрашивают: «Наталья…, а вы нас любите?». «Конечно, люблю», - отвечаю. И слышу в ответ: «Мы вас тоже любим и уважаем. А уважение – это больше, чем любовь».

Мало, что сравнится по силе эмоции, которую я испытала тогда, и от которой у меня комок в горле сейчас )


Рецензии
Поздравляю!)
Тоже знакомо... Только я в первом отряде воспитателем был.))

Алексей Кривдов   21.12.2015 12:57     Заявить о нарушении
Спасибо, Алексей )
Вы меня понимаете :)

Наташа Шевченко   21.12.2015 13:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.