Ради жизни на земле

   Сталинград и Ростов отметили  70-ю годовщину изгнания немецко-фашистских захватчиков, у таганрожцев этот праздник впереди. 680 дней в нашем городе хозяйничали враги, и всё это время с ними вело борьбу партизанское подполье.   
Сегодня, чествуя защитников Отечества, мы отдаём дань уважения и нашим землякам, в меру сил приближавшим День освобождения.
Из нашего «сегодня» попробуем увидеть Таганрог военной поры.

      ОККУПИРОВАН, НО НЕ ПОКОРЁН
Флаги со свастикой на фасадах: в здании колледжа морского приборо-строения - комендатура, в чеховской школе - Зондеркоманда СС-10а, во Дворце пионеров - полиция, в 32-й школе - конюшня, в 15-й - не-мецкий госпиталь. Чужие слова: бургомистрат, биржа, аусвайс, новые названия улиц: Петровская, Александровская, Греческая, скамей-ки «Только для германских военнослужащих» в парке и скверах.
Аллу Фёдоровну Жданову от ареста спасли соседи - отвели к своим родственникам в деревню, там она и дождалась прихода Красной Армии. Хорошо помнит то время:
   - Вошли немцы, сразу вывесили приказы: сдать радиоприёмники, пишущие машинки, советские книги. Немедленная регистрация коммунистов и комсомольцев, за уклонение расстрел, за укрывательство военнопленных расстрел, введён комендантский час, за появление на улице после пяти вечера расстрел. Расстрел, расстрел, только одно слово: расстрел. Какое-то время мы вообще старались не выходить из дому, не попадаться немцам на глаза. Но нужно было идти на колонку за водой…
   Город наводнён спецслужбами: СД, СС, Зондеркоманда 10А, подгруппа Абвера, тайная полевая полиция, армейская контрразведка, гестапо, русская вспомогательная полиция со штатом 550 человек… Можно ли в таких условиях бороться с врагом!
    И всё же через пару месяцев в городе появляются листовки. Парти-занское подполье возникло стихийно, - не по заданию, без заранее подготовленной конспиративной базы: прорыв нашей обороны на мариу-польском направлении спутал все планы. В «Боевом расписании парти-занских отрядов Таганрогского округа» сказано: «При отступлении наших войск личный состав отряда вынужден был отойти. Партизаны, оставшиеся на занятой противником территории, значительно постра-дали, некоторые повешены на городской площади. Оставшиеся ушли в глубокое подполье». Начинать пришлось с нуля – не было ни оружия, ни боевого опыта, ни связи с родиной. Но было главное: желание бороться с врагом. В первой, ещё рукописной справке «Таганрогский партизанский отряд» указано: «В конце февраля 1942 г. на квартире у В.И. Афонова состоялось первое заседание членов отряда». Первые листовки, расклеенные на базаре, написаны от руки. А к маю 1943 г. в подпольной организации было более 250 человек (17 групп), имелось 28 пулемётов, 19 автоматов, 210 винтовок, около тысячи ручных гранат, - достаточно, чтобы при подходе Красной Армии ударить в тыл немцам.

        ТОЧКИ СОПРОТИВЛЕНИЯ
Но ещё до создания отряда, командиром которого стал Василий Афонов, по той же справке, «самостоятельно, вне организации действовали партизаны т.т. Плотников, Подолякин, Сусенко, Качура». Действовала ячейка Семёна Морозова. Первыми в неё вошли Лёва Костиков, Женя Шаров, Пётр Турубаров и его сёстры Рая и Валя, а дом Турубаровых в конце Исполкомского переулка, у спуска к морю, стал штаб-кварти-рой. «Точки сопротивления» возникли независимо друг от друга: люди искали возможность противостоять оккупантам.
    Из «Боевых характеристик» партизан.
Максим Плотников, слесарь. В декабре 1941 г. под его руководством подожжены на заводе «Гидропресс» немецкие машины и мотоциклы около 40 шт. 
Пётр Турубаров, рыбак. В 1942 г. в октябре с группой товарищей участвовал в крушении вражеского эшелона, путем развинчивания рельс между Вареновкой и Приморкой эшелон был пущен под откос, уничтожено много танков, машин и боеприпасов.
Владимир Шаролапов, учитель 28-й школы. В декабре 1941 г. организо-вал партизанскую группу. Имел радиоприёмник, принимал сводки Сов-информбюро, писал от руки сам и с помощью группы листовки, распро-странял среди населения. Зимой 1943 г. организовал с товарищами недоброкачественный ремонт паровозов, в результате выведены из строя 2 паровоза и 10 вагонов.
     Разрозненные подпольные ячейки постепенно устанавливали кон-такты и координировали свои действия. Крали у немцев оружие, резали полевую связь, фиктивными справками спасали людей от угона в Гер-манию, добывали медикаменты для раненых советских военнопленных, помогали им бежать из лагеря и переправляли через залив. Группа на заводе «Гидропресс» (Георгий Тарарин, Климентий Сусенко, братья Афоновы, Василий Гисцов) залила кислоту в радиаторы тягачей. Паро-возная бригада Юрия Лихоноса, перегрев котел, блокировала движение эшелонов на перегоне Таганрог – Батайск. На инструментальном заводе группа Степана Мостовенко ухитрялась ремонтировать немецкую технику так, что она не добирались до пункта назначения. На комбайновом за-воде подорвали опору линии электропередачи, завод стоял два дня.
Но навыки конспирации приобретались высокой ценой. В январе 1942 г. погибла группа Толи Толстова, - ребят из 15-й школы схватили за рас-клейкой листовок. В феврале 1943 г., когда все надеялись, что вслед за Ростовом будет освобождён и Таганрог, арестована группа Семёна Морозова, в ночь на 23 февраля после допросов и пыток расстреляна в Петрушинской балке. Оказалось, предатель выследил Лёву Костикова, и у него при обыске нашли список отряда…

      ДЛЯ ЧЕГО ЖИЗНЬ ДАНА
Значительную часть подпольщиков составляли недавние десятиклассники (или старшеклассники). Обычные ребята и девчонки: кто-то поступал в институт, кто-то решил податься в «летчики-моряки», кто-то писал стихи, Сергей Вайс увлекался авиамоделизмом, Толя Назаренко пришёл в городскую газету, Женя Болдырева хотела стать врачом. Совсем недавно они получили аттестаты зрелости, недавно со школьной сцены Рая Капля читала сверстникам стихи: «Для чего жизнь дана? Чтоб с ней шутить, не ведая ни сути, ни конца пути, который нам отме-рен?», - у всех были совсем не героические жизненные планы, да они, наверно, и не числили себя героями. Вспоминает Раиса Семёновна Чиш-кова (группа Н.А. Кубаревой):
    - На Марцево старая водокачка была, там в условленном месте – мне один раз показали – я забирала листовки. Кто их клал, я не знала, а я уже ходила расклеивала. Страшно было, конечно. Страшно так, что ноги прямо подкашивались, ватными становились… А всё равно шла. Месяца два я так листовочки и брала, а потом как-то пошла, а  их там не стало…
Галина Антоновна Чепило, дочь партизана А.М. Серебрякова:
     - Хотели спасти одного пленного, и нам поручили его укрыть. Хотели его спасти, а он оказался провокатором. И когда я вернулась, папы уже дома не было. Его арестовали…
    В недельном обзоре Управления полиции 22-29 мая 1943 г. записа-но: «В течение этой недели проводилась ликвидация крупной партизан-ской большевистской организации. Изъято много огнестрельного оружия и патронов, а также пишущие машинки, взрывчатые вещества, лозунги советского содержания и т. д.»
  ...Комсомольские билеты Турубаровых, листовки, дневник Раи Капли, школьные сочинения Толи Назаренко… раскладывая их под объективом ки-нокамеры, мы в 67-м году впервые прикоснулись к истории подполья. И пришли домой к Толиной маме, стесняясь своей благополучной юности. В строгой тишине тикали часы-ходики, нам было неловко говорить о её сыне, бередить старые раны. Тогда на Спартаковском ещё не было па-мятника юным подпольщикам, а в актовом зале чеховской школы висели портреты выпускников, среди них и портрет Толи. Такое же фото в рамке стояло на этажерке. В голосе Клавдии Ивановны была потаённая, выстраданная, наверно, бессонными ночами печаль, и всё же нам показалось, что она обрадована нашим вторжением - обрадована тем, что её Толю помнят, расспрашивают о нём. Она не спросила, зачем мы пришли, - да и что мы могли ответить?! Как были бы тогда кстати слова генерала В.И. Варенникова, Героя Советского Союза, участника Парада Победы:
     - Я ровесник ребятам-подпольщикам -  в 41-м году окончил шко-лу, в 42-м после пехотного училища - Сталинград. Обороняли каждый дом, понимая, что за Волгой для нас земли нет… Может, я и мои фронтовые друзья остались живы как раз потому, что немецкий танк или артустановку таганрогские подпольщики повредили, или эшелон подорвали, и они до Сталинграда не дошли. Я понимаю этих ребят, душой и сердцем понимаю: не могли они сидеть сложа руки. Страну уберегли, а себя не сохранили, собой нас заслонили от пули…
   Вот уж который уже год наш однокашник приходит в Балку на сви-дание с отцом… Часы-ходики отмеряют седьмое десятилетие, рдеет букетик тюльпанов на памятной доске с именами подпольщиков-выпуск-ников школы. Здесь они учились, шалили, строили планы на будущее, дружили и влюблялись, отсюда ушли в самостоятельную жизнь.
А теперь навсегда вернулись в свою школу - и с фотографий на стенах актового зала испытующе смотрят нам в глаза: Для чего жизнь дана?

                Геннадий  Чумаченко

Опубликовано: газета «ТАГАНРОГ»  22.02.2013


Рецензии
Встреча с режиссером-документалистом Геннадием Чумаченко в рамках киноклуба «Окно в Росси. Связь времен»

14 октября Московский клуб документального кино имени Джеммы и Владислава Микоши («Окно в Россию. Связь времен») открывает 9 сезон.

Как и прежде, клубные вечера будут проходить в 19-30 в Малом зале Дома кино Союза кинематографистов РФ (ул. Васильевская, д. 13, метро «Белорусская»).

Тема первого вечера – «Госпожа природа и угроза цивилизации» из новой рубрики «Среда обетованная».

Будут показаны фильмы и сюжеты:

«Физифов труд, или Хроника объекта 108» — премьера

26 мин., реж. Геннадий Чумаченко, редактор Валерий Савчук, Свердловская киностудия, ТПО «Надежда», 1995 г.

История эта могла бы показаться чем-то вроде фэнтэзи о сталкерах — людях, рискнувших проникнуть в эпицентр запретной зоны — в штольню, где четыре года ждёт своего часа подготовленный к испытанию термоядерный заряд. И всё же это – реальный случай, который произошёл в 1995 г. на бывшем Семипалатинском полигоне. Распад Союза, «парад суверенитетов» и прочие катаклизмы постсоветского периода превратили «объект 108» — предмет гордости советской науки — в атомную занозу, которую одинаково опасно и оставить в толще скальных пород, и извлекать оттуда. Физики-ядерщики вынуждены пойти на беспрецедентную в мировой практике атомных испытаний операцию, чтобы ликвидировать угрозу несанкционированного термоядерного взрыва.

Этот кинофильм – в некотором смысле «полочный»: он отпечатан всего в двух копиях.. Зрители впервые увидят картину, сделанную 20 лет назад.

Несколько сюжетов о том, как можно строить взаимоотношения с природой по принципу: сохранять, используя — и использовать, сохраняя. Особенно это важно для легко ранимой, суровой и неповторимо очаровательной северной природы, – будь то тундра, скалы или дрейфующие льды…

20 мин., реж. Геннадий Чумаченко,

«Госпожа тундра»

21 мин., реж. Сергей Мирошниченко, Свердловская киностудия, 1986 г.

…Раненый волк бежит по заснеженному полю, за ним — вертолет, в вертолете автоматчики. Вдруг волк останавливается, оборачивается и в последнем отчаянном рывке бросается на вертолет… Ненависть, боль и мука — все в этом предсмертном прыжке и глазах затравленного зверя…

Фильм об истреблении диких животных Таймыра, санкционированных государством, которые привели к экологическим нарушениям Северной природы.

Вечер ведёт киновед Ирина Николаевна Гращенкова. Встреча с режиссёром Геннадием Чумаченко и героями фильма.

Вход свободный

14 октября в 19-30

Малый зал Дома кино Союза кинематографистов России

(ул. Васильевская, д. 13, метро «Белорусская» или «Маяковская).kinoproektor

Более подробную информацию можно получить:

http://doc-kino-club.livejournal.com/,

+7 (915) 155-4764 (Мила Космочевская)

Жанна Лабутина   10.09.2020 02:31     Заявить о нарушении