Пишем любовные сцены

Странствуя по просторам интернета, мы столкнулись с очень непростой ситуацией: среди огромного числа статьей для начинающих писателей, практически нет информации о том, как писать любовные сцены. Худо-бедно освещена тема секса в литературе, но ведь любовь этим не ограничивается. Даже более того, эротические сцены, в идеале, должны быть каплей в море сцен о любви.
Посудите сами: предложение руки и сердца, первый поцелуй, расставание, свидание, свадьба, романтический ужин, даже первая встреча – все это любовные сцены, все это приходится время от времени описывать, и хотелось бы делать это красиво, ярко и уместно.
Однако автор сталкивается с тем, что его готовы учить писать только о сексе. Не раз наблюдала ситуации на форумах, когда человек просит подсказать куда и как лучше вставить любовную сцену, именно в такой формулировке, а ему советую сначала подумать, нужен ли ему секс в произведении. И лишь пару раз находился человек, который уточнял, какая именно сцена имеется в виду.
У этой ситуации два очень неприятных следствия. Во-первых, авторы могут учиться только на практике, да по сценам в чужих книгах, тоже, кстати, не всегда совершенных, а во-вторых, неокрепший автор проникается идеей о том, что любовная сцена и постельная сцена ; это почти одно и то же.
И так, пишем любовную сцену. С чего стоит начать? Напрашиваются разные решения: выбрать место действие, героев, повод… Но это все не то. Сначала нужно решить, насколько вообще необходима любовная сцена? А в этом конкретном месте? Какие цели она преследует? Конечно, многие жанры просто требуют наличия таких сцен, и авторы щедро рассыпают их по тексту, не задумываясь о том, что вставленная для красного словца сцена любви выглядит пустой и не нужной. Каждое слово в тексте, каждая сцена, в том числе и любовная, должны иметь свое назначение, а не просто подчеркивать жанр произведения или намекать на целевую аудиторию.
Какие задачи может выполнять любовная сцена? Вариантов масса: раскрыть характер героев, отношения между ними, создать атмосферу, отвлечь читателя от более существенного происшествия для сохранения интриги, они могут быть началом или концом полноценных сюжетных линий или ключевыми точками их развития. Все зависит от фантазии автора и конкретного сюжета.
Вполне логично, что расположение любовной сцены  также определяется сюжетом и целями, которые преследует конкретная сцена. Универсальных правил здесь нет и быть не может. Единственное, что хочется сказать, совмещение боевых и любовных сцен, вроде венчания героев в ходе битвы на корабле в очередной части «Пиратов Карибского моря», уже примелькалось. Так что, если хочется чего-то яркого и оригинального, стоит придумать что-то свое.
Кстати об оригинальности. Эту проблему смело можно назвать второй по значимости в написании любовных сцен. Все-таки о любви пишут с начала времен, а значит, все уже сказано и пересказано. Однако необходимость написать сцену ярко и самобытно, так, чтобы она привлекала внимание и отличалась от сотен и тысяч других любовных сцен, никто не отменял. Вот и стараются авторы, пишут, ищут, придумывают. И иногда, к сожалению, в ущерб правдоподобности сцены. Тут очень важно увидеть эту грань, понять, с какого момента происходящее становится слишком вычурным, наигранным, искусственными. Нарочитость  портит впечатление гораздо больше, чем обыденность. К тому же, от старых добрых слов «Я люблю тебя» вам все равно не уйти.
Отдельная тема ; это поведения героев в рамках любовных сцен. Именно оно, чаще всего, становится первой жертвой стремления к оригинальности. В общем, это не плохо ни в литературе, ни в реальной жизни. Самое главное, как всегда, знать меру.
Сложнее всего в этом плане приходится молодым писателям, которые не имеют достаточного жизненного опыта. В итоге даже взрослые герои в их исполнении ведут себя также как подростки, и на примере любовных сцен это особенно заметно, так как подросток, переживая свою первую любовь ведет себя несколько иначе, чем сформировавшаяся личность, к тому же имеющая опыт любовных отношений. Совет тут можно дать только один: наблюдать. За родителями, за соседями и прохожими, героями фильмов и книг.
Что еще можно сказать о поведение героев? Все мы знаем, что любовь часто меняет мироощущение, взгляды на мир и окружающих людей, на события и вещи. Часто поступки таких людей выглядят преувеличенными, временами, даже избыточными, если смотреть с точки зрения человека, данного чувства не испытывающего.
Человек может совершать абсурдные поступки, но это не значит, что в этих поступках совсем нет логики. Просто логика эта несколько извращена, изменена. И, конечно же, она должна прослеживаться. Не обязательно сразу, это вполне может быть дополнительной интригой, особенностью сюжетной линии.  Но рано или поздно читатель должен увидеть мотивацию всех участников.
Не меньшего внимания достойны детали. Строго говоря, детали важны всегда, как и все, о чем шла речь в этой статье, однако любовная сцена и здесь имеет свои особенности. И заключаются они в том, что для героев сцены детали не всегда значимы, и лучший способ продемонстрировать это – снизить детализацию до необходимого минимума. Что может заметить влюбленная пара на свидании? Милующихся кошек, лужу в форме сердечка, два дереве, переплетающиеся ветвями: то есть, все то, что может напоминать им об их чувстве. В остальном на внешний мир влюбленные вряд ли обратят внимание. 
Избыточная детализация будет сбивать читателя с нужного настроения, разрушит атмосферу уединенности, которая характерна для любовной сцены. Впрочем, не стоит забывать, что именно таким образом можно раскрыть некоторые особенности именно вашего произведения. Например, если речь идет о не взаимном чувстве, то обилие деталей может удачно подчеркнуть эту особенность: пока один герой находится во власти своих чувств, второй активно взаимодействует с миром.  Такой контраст продемонстрирует читателям чувства каждого героя лучше, чем любые слова автора.
Ну и последнее, что хочется сказать ; это соотношения действий и эмоций. Ядром любовной сцены должны быть именно эмоции. В некоторых случаях любовная сцена может в состоять только из описания мыслей и чувств героя, например, если он просто издалека любуется предметом страсти или смотрит на фотографию. Но это, конечно, частный случай, и даже тут важно не перестараться. Излишняя приторность и розовые сопли в шоколаде уместны далеко не везде.
Обратные ситуации, когда абсолютное первенство держат события и действия, не желательны. Любовь ; это в любом случае эмоции, чувства. Другое дело, что этих самых эмоций может быть совсем не много, порой хватает одного слова или жеста, чтобы читатель понял, что речь идет о сильном чувстве. Так что  вам снова придется ловить баланс, мифическую и вечную золотую середину между тем и другим: между действием и эмоциями.


Рецензии
Спасибо за полезную информацию! Сейчас как раз работаю над любовной сценой, но постоянно что-то не нравится, что-то переделываю. А вы подсказали, на чем лучше сосредоточить внимание при написании.

С уважением, Татьяна Купор.

Татьяна Купор   22.07.2016 13:47     Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.