Время Кандинского в Ханты-Мансийске

Заметки зрителя с художественной выставки

3 апреля 2013 г. я получил изящно оформленный пригласительный билет на открытие выставки «ВРЕМЯ КАНДИНСКОГО». Выставочный проект посвящен году Германии в России.
Сегодня, 4 апреля 2013 года в Государственном художественном музее ХМАО-Югры  (г. Ханты-Мансийск) открылась выставка работ Василия Кандинского из коллекции Ирины Стежка.
Отступление № 1.  Меня всегда интересовало, как люди, получившие юридическое образование (и часто ставшие хорошими юристами), начинают (или продолжают) художественно творчество и достигают вершин мастерства, порой оставляя след не только в истории России, но и в мировой культуре.  Пушкин, Чайковский, Лев Шестов… примеров можно привести великое множество и не только из отечественной истории. Например, романтик Гофман  - в начале и в конце жизненного пути судейский чиновник.  Про юристов вспомнил не случайно – заглянув в биографию Василия Кандинского, узнал много нового.  В. Кандинский окончил юридический факультет Московского государственного университета. В 1893 году он становится доцентом юридического факультета и остается там преподавать, а в 1896 году Дерптский университет предлагает ему место профессора юриспруденции. Но он выбирает живопись… Надо внимательно прочитать материалы его биографии…
Выставка. На третьем этаже музея в круглом зале оформлена сравнительно небольшая подборка работ, среди которых не только графика и фотографии В. Кандинского, но и произведения Василия Масютина (иллюстрации к пушкинской  «Сказке о Золотом петушке» 1950-е гг.), Франца Марка («Легенда о животных» 1912 г., «Мечта» 1912г.), Анри Руссо («Побег из курятника» 1908 г.), Эриха Хеккеля («Больная девочка» 1913 г.), Оскара Кокошки («Предок рыбы» 1961 г.). Эти работы хранятся в частных немецких коллекциях.
На отдельном стенде расположены фотографии украшений из коллекции «Кандинский» от Ювелирного дома «MOISEIKIN». Да, действительно прав художник, утверждавший, что «дух определяет материю…».
Перед открытием публики еще не много, поэтому относительно спокойно (без толкотни) брожу по залу и рассматриваю работы. Местные тележурналисты активно снимают Ирину Стежка, рассказывающую о творчестве Кандинского, своей коллекции и о выставочном проекте. Одновременно я листаю прекрасно изданный каталог выставки.
Отступление № 2. Предки Василия Кандинского происходили из княжества Кондинского, располагавшегося на земле древней Югры. В Ханты-Мансийском округе и сейчас есть Кондинский район. Довольно символично, что работы далекого потомка увидели современные югорчане.
Выставка. Публики заметно прибавилось, началось официальное открытие выставки. Проект состоялся благодаря усилиям Ювелирного дома «MOISEIKIN» и его руководителя Виктора Моисейкина, Европейского культурного клуба «Ферайн» (Германия), арт-консультанту и коллекционеру Ирины Стежка, коллективу Государственного художественного музея ХМАО-Югры и его директору Светлане Зониной. Звучат приветственные речи, благодарности, поздравления, вручаются букеты.
Отступление № 3.  Вот и меня представители местной телекомпании просят сказать несколько слов: нужны ли такие выставки в Югре, привлекает ли дизайн современных ювелирных украшений с использованием мотивов В. Кандинского, купил бы такие украшения для своей женщины? Кратко отвечаю, что, безусловно, в нашем северном крае подобные арт-проекты нужны и Ханты-Мансийск в последние годы обоснованно претендует на роль культурного центра. Творчество художника востребовано и продолжает жить в сознании потомков, если его идеи находят выражение в новом творчестве. В этом отношении дизайн ювелирных украшений, фотографии которых представлены на выставке, прекрасно передает дух и стиль В. Кандинского. Такие изделия украсят любую женщину. Напоследок вспоминаю, как в молодости в мастерских ювелиров и художников, видел рождение изделий.
Выставка «Время Кандинского» работает с 4 апреля по 5 мая 2013 г. В выходные дни схожу еще раз и без толпящейся публики (не торопясь) другим взглядом посмотрю работы… искусствоведческий анализ – это не мой профиль, но впечатления надо в памяти закрепить.


Рецензии