Агриппина Саввична, или Диктанты для народа
Что? Вы не знаете легендарную Агриппину Саввичну?! Ну, это просто безобразие. Это она, взбалмошная, «веснушчатая» ( по утверждению очевидцев) много десятилетий подряд исподтишка проверяет грамотность народа. Предложение это, наверное, многим знакомо. Предложение-шутка, которым можете проверить чью-либо ( да и свою) грамотность, не отходя от кассы. Одним словом, тест на грамотность.
Вариантов в Интернете я нашла множество, один мне очень понравился: заодно я проверила свою грамотность в режиме онлайн – и высоко задрала нос от гордыни, ибо из 42 слов не ошиблась ни в одном. Правда, если по-честному, то «балюстраду» и «оттоманку» в словаре проверила на всякий случай. Конечно, посмеиваясь над собой и над предложением: ни балюстрада, ни оттоманка в реальной жизни не могли подорвать мою репутацию грамотного человека, писать эти слова мне не приходилось ещё ни разу. Бывает такое. Или запамятовала – такое тоже бывает.
Учитывая всеобщий интерес к таким тестам-предложениям и понимая, что без Агриппины Саввичны в моём рассуждении о грамотности и диктантах не обойтись, помещаю это предложение, добытое мною в недрах всемирной сети: « На дощатой террасе вблизи конопляника, напротив гостиной, намедни оштукатуренной и окружённой искусно задрапированной балюстрадой, прелестная веснушчатая падчерица небезызвестного волостного подьячего Агриппина Саввична Земляникина исподтишка потчевала полулежащего на оттоманке коллежского асессора и бескорыстного местного ловеласа Аполлона Филипповича Парашютова изысканными яствами: винегретом с моллюсками, монпансье и можжевеловым бланманже под аккомпанемент аккордеона».
И хоть в этом варианте «виолончель» выкинута, но мне он нравится: Аполлона Филипповича не очень жалко, раз он представлен ловеласом. Конечно, «табель о рангах» у нас нынче другая, можно было А.Ф. дать и другую должность, более современную и не менее заковыристую, например, какой-нибудь «менеджер инновационного предприятия по уровням управления». А что? Солидно, туманно, витиевато – для Агриппины Саввичны просто находка.
А теперь вот вопрос. Где, когда, при каких обстоятельствах можно проверять грамотность таким тестом? С какой целью вообще проверяется грамотность? Ну, контрольные диктанты, от которых все шарахаются, – это одно дело. Никуда не денешься, оценки выставлять надо, приходится проверять. Иногда исправляешь в одной работе до двадцати ошибок – орфографических и пунктуационных, и тогда понимаешь: тут нужны другие методы, не классно-урочная система, не написал-проверил, не работа над ошибками, а нечто такое, что вообще кардинально изменило бы развитие ученика. Но это уже другой вопрос, вернёмся к нашей Агриппине Саввичне. Где можно её использовать?
Многие годы моя подруга-коллега проводила в школе «Конкурс грамотеев», где использовала этот тест. Ребята участвовали в конкурсе добровольно, поэтому диктант приобретал характер игры, весёлого мероприятия, где детям самим становилось смешно: сколько же можно сделать ошибок на одном квадратном сантиметре обычной школьной тетрадки?! «Ничего себе!» – удивлённо восклицали дети и задумывались.
Оказывается, те, которые обычные диктанты писали на «5» и «4», в такой концентрации орфограмм щедро засевали тетрадные поля ошибками.
Ошибкой было бы, с моей точки зрения, подвергнуть экзекуции диктанта, например, родителей в присутствии детей. Особенно если дети ещё в том нежном возрасте, когда свято верят, что мама и папа самые-самые – самые умные, самые добрые, самые красивые. Ну, если покажете ребёнку, что родители сами ошибаются, ещё разочаруете его. Получится вдруг обратный эффект. «Ну, – решит чадо, – да мама вон сама безграмотная, чего мне пыхтеть, стараться, нормально проживу и так, без этих безударных-ударных…» Или ещё страшнее: задумается ребёнок, зачем учительнице нужно было в таком неприглядном свете выставлять любимую маму? Подумаешь, она какого-то «коллежского асессора» неправильно написала! Осторожней, дорогие коллеги, с такими диктантами, чтобы не получился известный сценарий: хотели как лучше, а получилось как всегда. Такие супер-диктанты можно писать только на добровольных началах, – и только в обстановке доброжелательной атмосферы весёлого подтрунивания над своим орфографическим невежеством.
Набирающий ныне всё большую популярность «Тотальный диктант» – это прямой наследник «Агриппины Саввичны». Что такое «Тотальный диктант»?
Привожу комментарий сайта:
«Тотальный диктант – ежегодная образовательная акция, призванная привлечь внимание к вопросам грамотности и развить культуру грамотного письма. Суть акции – добровольный бесплатный диктант для всех желающих, который проходит одновременно в десятках городов России и мира (с поправкой на часовые пояса).
Тотальный диктант – это своеобразный флеш-моб (Вставлю в комментарий язвительное «словечко»: В.И.Даль не знал такого страшного слова, Википедия даёт толкование: флешмоб или флэшмоб (от англ. flash mob – flash – вспышка; миг, мгновение; mob – толпа; переводится как «мгновенная толпа») – это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится. Вот так-то вот…) Незнакомые друг с другом люди узнают об акции в Интернете.
Цель Тотального диктанта – заставить людей задуматься, насколько они грамотны, и привить желание эту грамотность повышать.
Если раньше начитанность и навык грамотного письма были связаны с понятием «высокого», «элитного», «уважаемого», то теперь потребительская культура изменила ориентиры: «культурность» и, в частности, грамотность стали принадлежностью образа «неудачника», «зануды» и связаны в представлении молодежи со скукой и школьной «обязаловкой», в частности, с пресловутой формой диктанта.
Тотальный диктант призван разрушить этот стереотип и распространить моду на грамотность. Мы хотим показать, что писать грамотно – круче, чем неграмотно. Что умение правильно расставить запятые – обязательный признак по-настоящему успешного, уверенного в себе человека.
Задачи проекта:
привлечь внимание СМИ и общества к проблеме грамотности;
дать возможность всем желающим проверить свою грамотность в ходе добровольного диктанта;
повысить уровень грамотности участников с помощью «пятиминуток ликбеза» и разбора ошибок;
повысить статус владения языковыми навыками, распространить моду на грамотность.
Девиз Тотального диктанта: «писать грамотно – это модно!»
Прочитав такую декларацию, я пришла в восторг. Вовсе не потому, что я и есть этот школьный «зануда» с вечными диктантами ( и «своя рубашка ближе к телу»). Я пришла в восторг, оттого что «писать грамотно – это модно!»
В тексте Тотального диктанта-2011 «Орфография как закон природы», составленного Д. Быковым, есть замечательные слова: «У нас сегодня почти нет шансов быстро понять, кто перед нами: способы маскировки хитры и многочисленны. Можно сымитировать ум, коммуникабельность, даже, пожалуй, интеллигентность. Невозможно сыграть только грамотность – утонченную форму вежливости, последний опознавательный знак смиренных и памятливых людей, чтущих законы языка как высшую форму законов природы».
Сколько мне пришлось перебрать разных текстов за свою длинную трудовую биографию филолога: контрольные диктанты, свободные диктанты, самодиктанты, диктанты «Проверь себя», диктанты по стихотворениям любимых поэтов… Вообще, диктовать стихи люблю больше всего. Иногда находятся такие строчки, которые просто и родились для того, чтобы стать диктантом. Без шуток. Кстати, стихотворение не только грамотность проверит, но и для души станет тем действенным средством, которое заставит зазвучать лучшие её струны…
О, диктанты бывают очень памятными не только для учеников – для учителей тоже. В 2011 году мне пришлось полгода работать в "чужом" одиннадцатом классе. Выпускники были очень недовольны тем, что в течение года учителя у них менялись один за другим, поэтому пришедшего напоследок учителя ( меня) некоторые ребята встретили не только недоброжелательно, но откровенно враждебно. Разговоры на уроке – это было самое безобидное средство показать учителю, что они в нём, начинённом знаниями, не нуждаются. Ещё в ход шло полное игнорирование вопросов и требований, «глухое ухо», а зачастую и откровенная грубость, доходящая до хамства. Впрочем, класс был сильный, и их привязанность к ушедшей от них из-за болезни учительнице тоже была сильной – это я понимала. Мне очень запомнился урок, когда мы повторяли «многочленные сложные предложения». Я взяла сборник стихов А.Тихонова и продиктовала ребятам стихотворение «Цветок» ( как будто специально написанное для того, чтобы доведённому до «белого каления» человеку воспрянуть духом).
Цветок
Александр Тихонов
Пробита брешь в асфальтовой пустыне.
Посланец солнца скромно, добродушно
среди сапог, его топтавших дружно,
раскрыв объятья жёлтых лепестков,
являл надежду: буря поостынет,
волна спадёт, и свергнутых богов
он, посрамивший мощь катков,
неброской стойкостью с колен поднимет.
В классе установилась тишина, а я сама себя ощутила вдруг этим цветком, который всё равно должен выстоять в самых трудных условиях жестокой и бездушной асфальтовой пустыни, где некая «золотая молодёжь» так дружно «растаптывала" «училку» с её правилами пунктуации и орфографии. Мистика какая-то, но после этого «цветочного» диктанта что-то сдвинулось в отношениях: мне стало легче работать в трудном классе.
А с точки зрения пунктуации... В восемь строк поместилось многое: сочинительная и бессоюзная связь, обособленные и однородные члены предложения. Этот диктант-миниатюра сопровождался заданием: составить схему сложного предложения, произвести его полный синтаксический и пунктуационный разбор. И составили. И произвели. И оценили, как это красиво, когда мысль и чувство упакованы в такие точные, ясные формы, когда знаки препинания располагаются строго на местах и не путаются под ногами, как бестолковое стадо овечек.
С того урока я соединила восторги от поэзии с работой над практической грамотностью. Нашла множество преимуществ в диктантах по поэтическим текстам ( но это отдельный вопрос для специалистов, я его тут рассматривать не буду).
Сейчас я просто вернусь к Агриппине Саввичне. Возьму грех на душу, подслушаю её милую беседу с Аполлоном Филипповичем.
– Аполлон Филиппович, любезный, не подложить ли вам ещё винегретика с моллюсками?
– «Я сыт по горло…»
– Это вы, сударь, что цитируете?
– Матушка, простой пищи хочется: щей, каши, квасу, водочки…
– Сударь, с каких это пор водочку стали причислять к «простой пище»?
– Русскому человеку без моллюсков выжить можно – даже под аккомпанемент аккордеона, растуды его в качель! А вот без водочки ему кирдык!
– Аполлон Филиппович, помилуйте, вы рассуждаете как-то странно!
– Ээээ, Агриппина Саввична, странного в моих речах ничего нет: попотчуйте-ка меня чем-нибудь посытнее да повкуснее, чем моллюски да бланманже…
– Не капризничайте, милостивый государь, ешьте, что дают. А народ пусть пишет, что диктуют…
Да, серьёзная это вещь – диктанты для народа. Что диктовать, где диктовать, когда диктовать – всё важно. Некоторые, правда, между диктантами и диктатом разницы не видят. А жаль… Грамотеи-то в народе до сих пор не выводятся…
Свидетельство о публикации №213040500382
Здравствуйте и, пожалуйста, не удивляйтесь обилию эмоций, вызванных как Вашей превосходной работой, так и образом мыслей.
Зашла к Вам по совету Эльмиры Пасько. Она упомянула о Саввишне, а я сказала, что не сталкивалась с этим "каноническим" текстом. Прочитала и сразу же поняла, что сталкивалась неоднократно. Просто позабыла, что Агриппина-то - Саввична.
Статья Ваша превосходна. Она не только об учительском мастерстве. Она поднимает самые животрепещущие проблемы образования подрастающего поколения. Она настолько хорошо написана, таким живым языком, с такой иронией и чувством юмора, что её хочется читать и перечитывать, смакуя каждое слово.
Настоящая заинтересованность и искренняя боль за дело, которому служишь, за будущее страны чувствуется в Вашей работе. Она наполнена глубоким смыслом.
Спасибо Вам и низкий поклон!
С глубоким уважением и лучшими пожеланиями,
Светлана Лось 31.01.2019 18:01 Заявить о нарушении
Однако будем оптимистами, поживём -увидим, может быть, здравый смысл начнёт побеждать)))
Ещё раз спасибо Вам за общение и добрые слова!
С уважением и благодарностью, Валентина.
Валентина Яроцкая 03.02.2019 06:54 Заявить о нарушении