Агриппина Саввична, или Диктанты для народа

                Пресловутая  Агриппина Саввична  явно  была  экзальтированной особой. Устроив «романтический завтрак»   «на колоссальной дощатой террасе  вблизи можжевельника»   (некоторые, правда,   утверждают, что это  было  вблизи  «конопляника», что  весьма  правдоподобно, если учесть пристрастие  А.С.  к оригинальничанью),  она  подавала  какое-то невообразимое  угощение: «потчевала  моллюсками и винегретом»,  при  этом  не  забывая  всё  это месиво  сопровождать музыкой. Так  ведь и сказано: «под аккомпанемент аккордеона и виолончели». Как  она умудрялась всё  это организовать, никто не  знает,  кроме  бедного коллежского асессора Аполлона Филипповича,  который  и  был  подопытным  кроликом: ему приходилось  эти моллюски с винегретом  есть,   заодно слушать  виолончель с аккордеоном, а при  этом  ещё  наблюдать за  взбалмошной А.С. А не наблюдать  было нельзя: ведь   потчевала-то она его «исподтишка»! Стало  быть, могло ей в голову  взбрести  что  угодно.  Бедный,  бедный А.Ф.!
         Что?  Вы не  знаете легендарную Агриппину Саввичну?! Ну,  это   просто безобразие.  Это она,  взбалмошная, «веснушчатая» ( по утверждению очевидцев) много    десятилетий подряд   исподтишка проверяет грамотность  народа.  Предложение это, наверное,  многим  знакомо. Предложение-шутка,  которым  можете  проверить  чью-либо ( да и свою) грамотность,  не отходя от кассы.  Одним словом, тест на грамотность.
           Вариантов в Интернете я нашла  множество,  один мне  очень понравился: заодно я проверила свою грамотность  в режиме онлайн  –  и  высоко задрала нос  от гордыни,  ибо из 42 слов не  ошиблась ни в одном. Правда, если по-честному,  то  «балюстраду» и «оттоманку»  в словаре проверила  на всякий случай. Конечно, посмеиваясь над собой и над предложением: ни  балюстрада, ни оттоманка  в реальной  жизни не могли подорвать мою репутацию грамотного человека, писать  эти слова мне  не приходилось  ещё  ни разу. Бывает  такое. Или запамятовала – такое  тоже  бывает.
          Учитывая  всеобщий интерес к таким  тестам-предложениям и понимая,  что  без  Агриппины Саввичны    в  моём рассуждении о грамотности и диктантах не обойтись, помещаю это предложение, добытое мною в недрах   всемирной сети: « На дощатой террасе вблизи конопляника, напротив гостиной, намедни оштукатуренной и окружённой искусно задрапированной балюстрадой, прелестная веснушчатая падчерица небезызвестного волостного подьячего Агриппина Саввична Земляникина исподтишка потчевала полулежащего на оттоманке коллежского асессора и бескорыстного местного ловеласа Аполлона Филипповича Парашютова изысканными яствами: винегретом с моллюсками,  монпансье и можжевеловым бланманже под аккомпанемент аккордеона».
          И хоть в  этом  варианте «виолончель» выкинута, но  мне он нравится: Аполлона Филипповича   не  очень  жалко, раз он представлен ловеласом. Конечно,    «табель о рангах» у  нас нынче  другая, можно  было А.Ф. дать и другую  должность,  более современную и не менее заковыристую, например,  какой-нибудь  «менеджер инновационного предприятия по уровням управления». А что?  Солидно,   туманно, витиевато   – для Агриппины Саввичны просто находка.
          А  теперь вот вопрос. Где, когда, при  каких обстоятельствах можно проверять грамотность таким   тестом?  С  какой  целью вообще проверяется  грамотность?  Ну, контрольные  диктанты, от которых все шарахаются,   –  это одно дело. Никуда не  денешься, оценки выставлять надо, приходится проверять. Иногда исправляешь  в одной работе до двадцати ошибок – орфографических и пунктуационных, и  тогда понимаешь: тут нужны другие методы, не  классно-урочная система,  не  написал-проверил, не  работа над ошибками, а нечто  такое,  что вообще  кардинально   изменило бы  развитие ученика.  Но  это  уже   другой вопрос, вернёмся к нашей Агриппине Саввичне. Где  можно  её  использовать?
           Многие  годы  моя  подруга-коллега проводила в школе  «Конкурс грамотеев»,  где использовала  этот тест. Ребята  участвовали в конкурсе добровольно, поэтому диктант приобретал  характер  игры, весёлого мероприятия,  где детям самим становилось смешно: сколько  же  можно сделать ошибок на одном квадратном сантиметре  обычной   школьной тетрадки?! «Ничего  себе!» – удивлённо восклицали дети и  задумывались.
Оказывается,  те, которые обычные диктанты писали на «5» и «4», в  такой  концентрации орфограмм  щедро засевали  тетрадные поля  ошибками.
            Ошибкой  было  бы, с моей  точки  зрения,  подвергнуть экзекуции  диктанта, например,    родителей в присутствии детей. Особенно если  дети  ещё в том нежном  возрасте,  когда  свято верят, что  мама и папа   самые-самые – самые  умные, самые добрые, самые красивые. Ну,  если  покажете ребёнку, что   родители сами ошибаются,  ещё  разочаруете  его. Получится   вдруг  обратный эффект.  «Ну, –  решит  чадо, – да мама вон сама безграмотная, чего мне пыхтеть, стараться, нормально проживу и так,  без этих  безударных-ударных…» Или ещё  страшнее:  задумается  ребёнок, зачем учительнице нужно  было  в таком неприглядном свете выставлять любимую маму? Подумаешь,  она  какого-то «коллежского асессора» неправильно написала! Осторожней,  дорогие коллеги, с  такими  диктантами,  чтобы не получился известный  сценарий: хотели как лучше, а получилось как всегда.  Такие  супер-диктанты можно писать  только на  добровольных началах, –  и  только в обстановке  доброжелательной атмосферы  весёлого подтрунивания над   своим  орфографическим невежеством.
            Набирающий  ныне  всё  большую популярность  «Тотальный диктант»  –  это   прямой   наследник «Агриппины Саввичны».  Что такое «Тотальный диктант»?
Привожу комментарий сайта:
«Тотальный диктант – ежегодная образовательная акция, призванная привлечь внимание к вопросам грамотности и развить культуру грамотного письма. Суть акции – добровольный бесплатный диктант для всех желающих, который проходит одновременно в десятках городов России и мира (с поправкой на часовые пояса).
Тотальный диктант – это своеобразный флеш-моб (Вставлю  в комментарий язвительное  «словечко»: В.И.Даль не  знал такого  страшного  слова, Википедия даёт толкование: флешмоб или флэшмоб (от англ. flash mob – flash – вспышка; миг, мгновение; mob – толпа; переводится как «мгновенная толпа») – это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится.  Вот так-то  вот…)  Незнакомые друг с другом люди узнают об акции в Интернете.
Цель Тотального диктанта – заставить людей задуматься, насколько они грамотны, и привить желание эту грамотность повышать.
Если раньше начитанность и навык грамотного письма были связаны с понятием «высокого», «элитного», «уважаемого», то теперь потребительская культура изменила ориентиры: «культурность» и, в частности, грамотность стали принадлежностью образа «неудачника», «зануды» и связаны в представлении молодежи со скукой и школьной «обязаловкой», в частности, с пресловутой формой диктанта.
Тотальный диктант призван разрушить этот стереотип и распространить моду на грамотность. Мы хотим показать, что писать грамотно – круче, чем неграмотно. Что умение правильно расставить запятые – обязательный признак по-настоящему успешного, уверенного в себе человека.
Задачи проекта:
привлечь внимание СМИ и общества к проблеме грамотности;
дать возможность всем желающим проверить свою грамотность в ходе добровольного диктанта;
повысить уровень грамотности участников с помощью «пятиминуток ликбеза» и разбора ошибок;
повысить статус владения языковыми навыками, распространить моду на грамотность.
Девиз Тотального диктанта: «писать грамотно – это модно!»
        Прочитав  такую  декларацию,  я пришла в восторг. Вовсе не потому,  что я и есть  этот  школьный «зануда» с вечными  диктантами ( и «своя рубашка ближе к телу»). Я пришла в восторг,  оттого  что  «писать грамотно –  это модно!»
          В   тексте Тотального диктанта-2011  «Орфография как закон природы», составленного Д. Быковым, есть  замечательные слова: «У нас сегодня почти нет шансов быстро понять, кто перед нами: способы маскировки хитры и многочисленны. Можно сымитировать ум, коммуникабельность, даже, пожалуй, интеллигентность. Невозможно сыграть только грамотность – утонченную форму вежливости, последний опознавательный знак смиренных и памятливых людей, чтущих законы языка как высшую форму законов природы».
          Сколько  мне пришлось  перебрать  разных текстов  за  свою  длинную трудовую  биографию филолога:  контрольные  диктанты, свободные диктанты,  самодиктанты,  диктанты «Проверь себя», диктанты по   стихотворениям  любимых поэтов…  Вообще, диктовать стихи  люблю  больше всего. Иногда находятся  такие  строчки, которые просто и родились для  того,  чтобы  стать  диктантом. Без шуток.  Кстати,   стихотворение не только грамотность проверит,  но и   для  души  станет  тем  действенным  средством,  которое    заставит  зазвучать  лучшие  её  струны…
          О,  диктанты бывают  очень памятными не только для  учеников – для  учителей  тоже. В 2011 году мне пришлось полгода работать в "чужом" одиннадцатом классе. Выпускники были   очень   недовольны  тем, что в  течение   года учителя  у них менялись один  за другим, поэтому пришедшего  напоследок учителя ( меня) некоторые ребята встретили не только недоброжелательно, но откровенно враждебно.  Разговоры на уроке  – это  было самое  безобидное средство показать учителю,  что  они в нём,  начинённом  знаниями,  не нуждаются. Ещё  в ход шло  полное игнорирование    вопросов и  требований, «глухое ухо», а    зачастую и откровенная грубость, доходящая до  хамства. Впрочем, класс был  сильный, и  их привязанность к ушедшей от них  из-за  болезни учительнице тоже была сильной – это  я  понимала.  Мне  очень  запомнился  урок, когда  мы  повторяли   «многочленные  сложные предложения». Я  взяла сборник стихов А.Тихонова и продиктовала   ребятам   стихотворение «Цветок» ( как  будто специально написанное  для  того,  чтобы   доведённому  до «белого каления»  человеку   воспрянуть духом).
   
 Цветок
 Александр Тихонов

 Пробита брешь в асфальтовой пустыне.
 Посланец солнца скромно, добродушно
 среди сапог, его топтавших дружно,
 раскрыв объятья жёлтых лепестков,
 являл надежду: буря поостынет,
 волна спадёт, и свергнутых богов
 он, посрамивший мощь катков,
 неброской стойкостью с колен поднимет.

        В классе  установилась тишина,   а  я  сама  себя  ощутила  вдруг  этим  цветком, который  всё равно  должен выстоять  в самых  трудных  условиях жестокой   и бездушной  асфальтовой  пустыни, где некая «золотая молодёжь» так  дружно «растаптывала"  «училку» с её правилами пунктуации и орфографии.  Мистика  какая-то, но после  этого  «цветочного» диктанта что-то сдвинулось в отношениях: мне стало  легче  работать в трудном  классе.
        А с точки  зрения пунктуации...  В восемь строк  поместилось многое:  сочинительная и бессоюзная связь, обособленные  и  однородные  члены  предложения.  Этот   диктант-миниатюра сопровождался   заданием: составить схему  сложного предложения, произвести  его полный  синтаксический и пунктуационный  разбор. И составили. И произвели.    И оценили, как  это красиво,  когда  мысль и чувство упакованы  в  такие  точные,  ясные формы,  когда знаки препинания располагаются строго на местах и не путаются под ногами, как бестолковое  стадо овечек.
         С того  урока я соединила   восторги от поэзии с   работой над практической  грамотностью.  Нашла множество преимуществ в диктантах по поэтическим  текстам ( но  это  отдельный вопрос  для  специалистов,  я  его  тут рассматривать  не буду).
         Сейчас я  просто  вернусь к Агриппине Саввичне.  Возьму грех на душу,  подслушаю её  милую  беседу с  Аполлоном Филипповичем.
         –  Аполлон Филиппович, любезный,  не  подложить ли  вам  ещё  винегретика с моллюсками?
         –  «Я сыт по горло…»
         –  Это  вы,  сударь,  что  цитируете?
         –  Матушка,  простой пищи хочется: щей, каши, квасу, водочки…
         –  Сударь, с каких  это пор  водочку  стали причислять к «простой пище»? 
         –  Русскому  человеку без моллюсков выжить  можно  –  даже  под аккомпанемент аккордеона, растуды  его в качель!  А вот без водочки  ему  кирдык!
         – Аполлон Филиппович,  помилуйте,  вы  рассуждаете как-то странно!
         – Ээээ, Агриппина Саввична, странного   в моих  речах ничего нет:  попотчуйте-ка меня  чем-нибудь   посытнее да повкуснее,  чем  моллюски да бланманже…
         –  Не капризничайте,  милостивый    государь, ешьте, что дают. А народ пусть пишет, что диктуют…
         Да,  серьёзная это вещь – диктанты для  народа.  Что диктовать, где диктовать,  когда  диктовать  –  всё  важно. Некоторые, правда,  между диктантами и диктатом разницы не видят. А  жаль… Грамотеи-то в народе до сих пор не выводятся…


Рецензии
Здравствуйте, дорогая, родная Валентина!
Здравствуйте и, пожалуйста, не удивляйтесь обилию эмоций, вызванных как Вашей превосходной работой, так и образом мыслей.
Зашла к Вам по совету Эльмиры Пасько. Она упомянула о Саввишне, а я сказала, что не сталкивалась с этим "каноническим" текстом. Прочитала и сразу же поняла, что сталкивалась неоднократно. Просто позабыла, что Агриппина-то - Саввична.
Статья Ваша превосходна. Она не только об учительском мастерстве. Она поднимает самые животрепещущие проблемы образования подрастающего поколения. Она настолько хорошо написана, таким живым языком, с такой иронией и чувством юмора, что её хочется читать и перечитывать, смакуя каждое слово.
Настоящая заинтересованность и искренняя боль за дело, которому служишь, за будущее страны чувствуется в Вашей работе. Она наполнена глубоким смыслом.
Спасибо Вам и низкий поклон!
С глубоким уважением и лучшими пожеланиями,


Светлана Лось   31.01.2019 18:01     Заявить о нарушении
Светлана, спасибо Вам огромное за такой тёплый эмоциональный отклик. Простите, что отвечаю с опозданием, я вообще на Проза.ру практически сейчас не заглядываю, использую страницу только как архив для своей прозы. Я уже ушла из школы, на пенсии сейчас, но душа всё равно болит, когда слышу от бывших коллег о том, куда идёт наше образование. Посмотрела недавно фильм Познера о скандинавских странах, в частности об образовании в Финляндии. Искренне позавидовала детям той страны, где их не учат быть первыми, а учат быть счастливыми, и где учителей считают элитой нации. У меня трое внучат, скоро им предстоит идти в школу, где, к сожалению, уроки родного языка сокращают в угоду "престижным предметам"(((
Однако будем оптимистами, поживём -увидим, может быть, здравый смысл начнёт побеждать)))
Ещё раз спасибо Вам за общение и добрые слова!
С уважением и благодарностью, Валентина.

Валентина Яроцкая   03.02.2019 06:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.