Балабанов. Зона вечной зимы

Посмотрел последний фильм Балабанова "Я тоже хочу". Снято хорошо, каждый эпизод имеет значение. Фактурная картина, интересные артисты и персонажи... Странный сюжет, притча, и неясное какое-то ощущение остается после просмотра. Не катарсис - это точно, но прикосновение к таинству, когда следует избегать поспешных выводов.

О чем эта картина? В предыдущем фильме кочегар сжигает тела грешников - убиенных бандитов. А в новом фильме наоборот царство вечной зимы и низких температур, гарантия сохранности тел - мороз забирает только отмороженные души грешников - их тела остаются на снегу, а праведники без остатка втягиваются разрушенной колокольней без верхушки, как в трубу, уносясь на небо белым дымком. И это символ счастья, которое не всем доступно, причем заранее никому кроме праведников знать не дано, кого заберут. Идет народ к колокольне, и путь усеян трупами грешников, которые хотели перемен (счастья что ли?).

Сюжет незамысловат, но символичен. Кому-то отец дороже счастья, кто-то слишком "четкий пацан", нетолерантный гомофоб и серийный убийца - таких не берут (мессидж зрителю); иное дело - реинкарнация Сони Мармеладовой, институтка, красавица, что бежала обнаженной по снегу, оставив мать, ради которой торговала собой - дорога на небо открылась; а также - для воцерковленного музыканта с доброй душой и т.д. - тоже мессидж.

Люди запутались, устали - захотели взвесить свою жизнь на весах, кто-то найден слишком тяжелым - не взяли, кто-то сам отказался идти до конца, а иные - ушли дымком в трубу в морозную ночь перед утром, должно быть, в новую жизнь.

И о чем все это? Для кого? Узнаются прежние персонажи Балабанова. Среди них можно легко узреть и даже расставить героев "Брата 1,2" или "Жмурок". Мы видим их выбор и финал. Мы видим уход их эпохи. Они чужие в мире, который остался за пределами зоны. Но никто их не заставлял лезть туда. И такова ли судьба тех, кто остались вне этого выбора? Не порочно ли само истовое стремление к счастью?

"Я тоже хочу" - называется фильм. Но хотим ли мы идти таким путем? Таким ли мы видим свой последний выбор и выбор высших сил в отношении нас?

Нет ответа. Равнодушная зима забирает жертвы.

Величавая северо-русская природа, зимняя пустынь, колокольня, руины церкви, где теплится жизнь - горят поминальные свечи; а на небе бледно желтым светом, еще слабым - занимается заря. Новой жизни или новой эпохи? Но с другими героями - это точно. Или - с теми же, но преображенными?

Следующий фильм Балабанова, если бы соблюдалась преемственность, мог бы быть посвящен посмертному бытию забранных душ.


Рецензии