Детство

               
                Как я научился читать

      Было мне тогда 4,5 года. Зимой я попал в больницу, по-моему, с воспалением лёгких. До этого я был обычным мальчиком, а из больницы вышел не просто грамотным, а заядлым книгочеем, причем никто меня не учил.
      Когда я пошел на поправку, мне кто-то принес большую книжку с цветными картинками. Соседи по палате мне часто её читали, и я выучил её наизусть. Это был рассказ про медведя, который нашел в лесу оставленную охотником трубку, кисет с табаком и огниво. Медведь научился курить и так пристрастился, что продолжал курить даже зимой, лёжа в берлоге. По этому дымку его вычислили охотники, и пришел Мише кирдык.
      Такая вот назидательная притча о вреде курения. Мне она, правда, не помогла, курю я до сих пор, но грамоте обучила. Буквы там были большие и как-то сами собой стали складываться в слова, так что по выходе из больницы я уже довольно бегло шпарил всё что нужно и не нужно. Воспитательница в садике быстро смекнула, как извлечь из этого пользу, и когда ей надо было куда-нибудь слинять, давала мне книгу, усаживала перед группой, и я с выражением читал сказки, чувствуя себя важной и общественно-полезной персоной. Правда, нравилось это не всем, и некоторые завистники старались меня уязвить. Увы, нет добра без худа.
      Но это уже другая история.

     

               
               
                Как я столкнулся с женским коварством
                (д/с з-да им. Петровского, Гурьев, 1956г.)
      
      Когда наша группа была на прогулке, за оградой детского садика электрики починяли проводку на столбе. Воспитательница куда-то отошла, и я, как самый продвинутый, комментировал происходящее действо.
      Что-то у них там не ладилось, и до нежных детских ушей время от времени доносилась весьма колоритная ненормативная лексика. Я повторял аудитории эти интересные словечки, разумеется, ни сном, ни духом не ведая их значения и не подозревая, что дискредитирую моральный облик будущего строителя коммунизма.
      Однако, некая бдительная юная особа (видимо, более продвинутая, чем я), немедленно побежала и доложила, кому следует, о моём непотребном поведении.
      Вернувшись с прогулки, я был допрошен в канцелярии (слово-то какое!) и честно сознался, что говорил то-то и то-то, за что и был подвергнут экзекуциям и репрессиям, так ничего и не понимая.
      С ужасом ждал я возвращения домой, зная, что папаша во хмелю бывал горяч на руку. К счастью, отец (Царство ему Небесное) во всем разобрался (дома у нас никогда не матерились) и не стал меня наказывать.
      А фамилия юной стукачки, как ни странно, была Морозова . Хотите верьте, хотите нет.



               
                Как я первый раз влюбился

      Шел мне в ту пору 10-й годик, а жил я у дедушки с бабушкой в Перловке под Москвой (вернее, над Москвой, как показано на карте).
      Коммуналка, керосинки, чернильницы-«непроливашки». Через 3 месяца полетит Гагарин. Стою я как-то на лестнице, читаю Жюль Верна.
      Тут надо пояснить, что книгами я увлекался, пожалуй, больше, чем следует, и бабушка, справедливо полагая, что растущему организму нужен свежий воздух, под разными благовидными предлогами выгоняла меня на улицу. Ну, а я, не будь дурак, прятал книгу за пазуху, и поскольку время зимнее, скрывался где-нибудь в подъезде и читал в своё удовольствие.
      Ну вот, стою я таким манером, не шалю, никого не трогаю, и вдруг слышу сзади чьи-то шаги. Поворачиваюсь - стоит девочка из соседнего дома, назовем её, скажем, Лялька. Училась она во 2-м классе, этакая куколка с кудряшками и бантом. Впрочем, к прекрасному полу я тогда был совершенно равнодушен, и даже когда приходилось целоваться с той же Лялькой по ходу всяких детских забав, никаких особых эмоций не испытывал.
      А тут она смотрит в упор своими синими глазищами и говорит каким-то странным голосом:  «Саша, я тебя люблю!» Потом целует меня в губы, поворачивается и убегает.
      Минуты две я стоял, как громом пораженный, потом медленно выпал в осадок. Теоретически-то в вопросах любви и секса я был подкован, знал, откуда дети берутся, но что делать в этом конкретном случае, даже такому могучему уму было непостижимо.
     Я ведь был примерным октябрёнком, участвовал в самодеятельности, готовился в пионеры, и вот на тебе! Жюль Верн, школа, светлое коммунистическое будущее - все померкло, остались только бесовские Лялькины глаза.
     Любовное томление продолжалось всю ночь, а утром я с трепетом поведал свою сердечную тайну Женьке из 4-го «Б». Он был мой сосед и, так сказать, гуру (или сенсей?). Рассказ мой изрядно его позабавил, но он не стал меня высмеивать, а посоветовал просто не обращать внимания. Оказывается, это девочки на спор так забавляются, и ему тоже приходилось выслушивать подобные объяснения.
      У меня с души камень свалился, мир снова обрел устойчивость. Днем Лялька с подружками как бы невзначай дефилировала поблизости, наблюдая за моей реакцией. Но я их полностью игнорировал, и роман на этом закончился.
      А всё-таки чего-то было жаль…



         В том же 61-м году летом мы с папой и мамой пошли в Подмосковье по грибы. Вернее, сначала мы посетили музей-усадьбу Абрамцево, а после культурной программы решили пройти пешком до следующей станции электрички, поискать лесных даров. Музей мне не очень понравился,  я тогда больше техникой увлекался, но в лесу было здорово, даже и без даров. Впрочем, и даров в те времена хватало, хотя я по малолетству больше напирал на малину и землянику.
               
       В какой-то момент я забрёл немного в сторону и неожиданно вышел на поляну, где наткнулся на семью лосей. Их было четыре. Мамаша и два лосёнка мирно паслись прямо передо мной, а сохатый лежал в сторонке, в высокой траве и, казалось, спал.
       Надо сказать, что диких зверей до этого я видел только в зоопарке, поэтому застыл, как завороженный, а потом, движимый лучшими чувствами, пошел к лосятам, решив угостить их малиной. Увы, я тогда не знал, что часто благие намерения неправильно истолковываются. Лось неожиданно встал и, утробно захрапев, попёр на меня, как немецкий танк, который я видел в фильме «Баллада о солдате».
    
       «Мама!» - крикнул я шепотом, так как язык от ужаса отнялся, и задал стрекача. Ноги, к счастью, не отнялись. Быстрее лани мчался я по дебрям и буеракам, пока не выбился из сил и не убедился, что никто и не думал за мной гнаться.
       Тут и обнаружилось, что я понятия не имею, куда я попал и что делать. Лес сразу стал каким-то чужим и неприветливым. Часа два я бродил то туда, то сюда, пока случайно не вышел на полу-заросшую не то дорогу, не то  тропу. Уже начинало темнеть, я изрядно устал, проголодался и не знал, в какую сторону, собственно, идти.
      
       Минут пять я стоял, как Буриданов осёл, а потом побрёл «куда глаза глядят». К счастью, выбор оказался правильным. Через полчаса я услышал гудок электрички и вскоре вышел к железной дороге, дошел до станции и вернулся домой, где получил полный набор и колотушек, и коврижек, но последних, конечно, больше.
    
      Я до сих пор иногда думаю – что было бы, если бы я пошёл в другую сторону?

  


Рецензии