Кто они, пятидесятники?

Ну вот, пошли юбилеи шестидесятников, сказал недавно один приятель. Нет, не тех шестидесятников, которые после оттепели выясняли, кто же важнее - физики или лирики. Приятель шестидесятниками назвал поколение россиян, родившееся в 60-е годы прошлого века. По этой терминологии в пятидесятники попадают - правильно - родившиеся в годы 50-е.

Почему я нынче о них? Да интересное поколение. Неплохо помнящее советскую жизнь - в 1991-м эти ребята находились, что называется, в самом расцвете сил, уже не мальчишки-девчонки, где-то между тридцатью и сорока годами. В другую жизнь, постсоветскую, шагнули по-разному. У каждого поколения свое большое испытание: кому революция, кому война, кому репрессии - а этим перестройка. Самая настоящая, более подходящее слово трудно подобрать. Социальная и личностная.

Сейчас некоторые поговаривают, что до этого переломного периода все было нормально и зря политиканы срубили сук, на котором сами же и сидели. Как самонадеян человек - все-то ему мерещится, что исключительно его воля и желание преобразуют жизнь народных масс. Мы неразумно полагаем, что делаем историю, в то время как на самом деле она делает нас. Или лавры Ульянова-Ленина покоя не дают? Он расплатился за выбранный путь очень серьезной монетой, пора уже ужаснуться этой участи. Времен, которые шли под девизом "устроить по блату" и "достать дефицит", нам так жаль? Люди, тратящие десять часов в очереди за американскими штанами, - герои? Бесконечные статистические приписки ради не имеющих никакого отношения к реальности продуктов деятельности заводов-гигантов - экономическая гордость?

Пятидесятники вполне искренне радовались в детстве октябрятским звездочкам - их вручение было ступенью взросления. Не политического - обыкновенного человеческого - вчера я был еще маленький, а сегодня уже большой. И вступление в пионеры воспринималось так же. С комсомолом уже было сложнее. В газетах и на трибунах-то одно, а в жизни реальной что-то совсем другое. Коммунисты вроде как должны быть образцовыми людьми, да явно не тянут... Вряд ли годам к двадцати это поколение всерьез верило в развитой социализм.

Ну, приспосабливались люди. А что им оставалось? Раз уж попал в этот мир, ориентируйся. Конечно, ориентиры у всех все равно были разные. Поколение поколением, а личность личностью. Вот эти личностные вопросы перестройка и задала нашим пятидесятникам. Многие из них по инерции старались угадывать правильные ответы. Но новый учебник жизни никаких шпаргалок на последних страницах не содержал. Инфантилизм слетел быстро.

Рванули за границу. Выяснилось, что там тоже не райские кущи, но быт налаженный и уважается частная собственность. А не перенять ли? Попробовали. Что-то получилось карикатурно, что-то ничего себе. И еще вот это понравилось - слово "профессионал". Стахановец, передовик - скучно, а профессионал - изысканно и как бы современно. Вот это липучее "как бы" везде и танцует до сих пор. Работать так работать, а не собирать дань с отвоеванной у коллег территории. Лечить так лечить, а не выпытывать у пациента наводящими вопросами инфу о его финансовом фундаменте. Управлять так управлять, а не щеголять пустыми фразами из брошюрок по менеджменту. Сатиру сочинять так сатиру сочинять, а не грудастых баб и нетрезвых мужиков компьютером штамповать.

Деньги. Да, это испытание перед пятидесятниками во всех видах предстало. Не только перед ними, но они у нашей постсоветской истории на первачка пошли. Как сносило крыши бывшим научным сотрудникам, привыкшим тусоваться в курилках, как сразу отяжелели и налили глаза свинцом комсомольские боссы, как очумели дамочки от благой вести о легализации института содержанок всех мастей! Это пена, конечно. Хоть и густая, но сойдет. Кто не пыжился, не обзаводился спешно нужными людьми в нужных инстанциях, но чувствовал пространство персональной ответственности за себя и ближних, не скурвился и не пропал. Такие есть во всех поколениях, на них, в общем-то, свет и стоит. И им всегда непросто. Нет ничего удивительного, что мы не всегда знаем их конкретные имена и конкретные дела во всероссийском, что называется, масштабе. У Бога-то все на учете.

8 февраля 2010 года


Рецензии