Самара совсем не городок

http://maxpark.com/community/5029/content/1660487

В силу полученного некогда образования, обычно я чрезвычайно пристрастен к внешней архитектурно-дизайнерской составляющей, но в последнее время меня больше занимают социально-градостроительные аспекты происходящих в Самаре перемен. Меня радует оригинальный вид возводимых зданий, но больше беспокоит то, что творится у их подножий. Я вижу массу непростых вопросов, связанных с малоконтролируемой в последние десятилетия интенсивностью и хаотичностью точечной застройки, которая в Москве стала уже притчей во языцах при прежнем мэре Лужкове. Не претендуя на профессиональные лавры краеведа или градостроителя, позволю себе высказать свой неравнодушный взгляд на часть проблем, с которым столкнулся в последние годы мой любимый город.

     Имея более чем 400(или даже 650?)-летнюю историю, небольшое торговое поселение за последние сто пятьдесят лет неизмеримо разрослось в настоящую столицу среднего Поволжья. Исторически город расширялся из древней крепости у слияния рек в двух направлениях. Вдоль Волги формировался общественно-представительский фасад, рассчитанный на чиновников и состоятельный люд, а так же иногда заплывающих сюда варягов-туристов, ну а вдоль реки Самары тянулись унылые складские и промышленные зоны для непритязательных, но трудолюбивых аборигенов. Поперечные связи между ними строились без особого энтузиазма и пространства заполнялись в основном религиозно-идеологическими и пенитенциарными учреждениями.

     Самара сохранила в старой своей части немало высокохудожественных особняков и доходных домов периода эклектики, модерна и псевдорусского стиля конца 19-начала 20 века, по праву составляющих большую часть местных достопримечательностей. Заметное место на архитектурном фоне занимают и раритеты конструктивизма 20-30-х гг прошлого века, по праву входящие во многие издания о той поре. Впрочем, к концу советской эпохи многие из них уже находились в плачевном или полуразрушенном состоянии, не зная о капитальном ремонте со дня возведения, и обреченные быть снесенными во время новейших общественных пертурбаций.

   Выпускники местного архитектурно-строительного вуза, озабоченные сбережением для потомков доставшегося наследия много сделали в разное время для ремонта и реанимации уцелевших памятников старины, сохранения целостности и аутентичности городской среды. Заботливо воссоздавались утраченные фрагменты исторической застройки и зданий, сохраняя присущей ей масштаб и дух. Новые строения, возводимые талантливыми местными зодчими, максимально деликатно и тактично вписывались в сформированную городскую ткань. Это представлялось в то время абсолютно оправданным благородными целями и благодарной предшественникам профессиональной этикой. Отсутствие дурных денег на массовое строительство позволяло без вредной спешки создавать из каждого редкого заказа настоящий архитектурный шедевр.

   Шли годы, жизнь как будто наладилась, город теперь строится, хорошеет и развивается с особой энергией и затейливым вкусом, местами обгоняя по индивидуальности и размаху даже первопрестольную и белокаменную. На месте деревянных развалюх вырастают эффектные жилые, общественные и торговые комплексы европейского уровня, как по комфорту, так и по художественной выразительности. Эксклюзивные точечные сооружения в строительной практике уступают приоритет масштабной поквартальной застройке. Ежегодно появляются все новые и новые замечательные здания, украшающие престижные центральные районы.

     Однако, благими намерениями ревностных охранителей старины, вполне закономерно, оказался вымощен путь в настоящий транспортный ад. Конечно, вряд ли в середине 80-х кто-то мог точно предвидеть ожидающие страну социально-политические катаклизмы и явившиеся их следствием экономические и технологические сдвиги. Конечно, в схему Генерального плана не закладывалось и столь бурное развитие индивидуального транспорта. Напротив, огромным достижением выглядело начало строительства метрополитена, призванного соединить в радужной перспективе удаленные промышленные предприятия, административно-образовательный комплекс и лежащие между ними спальные и рекреационные районы. Логичным выглядело размещение на стрелке, где в нервном пучке сходились все транспортные потоки, железнодорожного, речного, автобусного и аэровокзалов.

     Но не прошло и десяти лет, как жизнь внесла свои коррективы в недавно казавшуюся совершенной и единственно возможной транспортную схему. Полуразворованные и закрывшиеся гиганты оборонки перестали собирать по утрам сотни тысяч пролетариев умственного и физического труда, а сконцентрированные в узком пространстве исторического центра у слияния рек торговые, научно-исследовательские, проектные, образовательные и административные учреждения ежедневно привлекают уже десятки тысяч автомобилей гламурной и новорусской публики с высокими жизненными запросами, не желающей мириться с ненавязчивым комфортом городского общественного транспорта. В итоге, сейчас так и незаконченное метро представляет заезжему москвичу дикое зрелище пустых в разгар трудового дня вагонов, курсирующих между шикарными внизу и еле приметными наверху станциями рабочих окраин, а узкие улочки центра, весь день ломятся от припаркованных, газующих и еле двигающихся автобусов, маршруток, троллейбусов, трамваев и личных автомобилей.

     При достаточной градостроительной воле можно было бы попытаться создать перехватывающие стоянки на месте заброшенных заводов, трамвайно-троллейбусных парков и иных предприятий или традиционными административными методами запретить туда въезд частного транспорта. И хотя поклоннику здорового образа жизни, вроде меня, ничего не стоит за полчаса преодолеть неспешным шагом все проблемные зоны центра, я очень сомневаюсь, что моему примеру последует достаточное количество отважных водителей, вылезших из-за баранки в стужу, жару или ливень. По тем же климатическим и ментальным причинам маловероятно пересадить их на велосипеды или экологичный общественный транспорт.

     Строящуюся уже 28 лет первую линию метро, по-видимому, планируют сдать к 500-летию Самары. Да и не решит она уже всех накопившихся проблем, а в особенности не обеспечит связь с центром новых приволжских спальных районов. Тут мог бы оказаться полезен волгоградский опыт скоростного трамвая-экспресса, лишенного пересечений с наземным транспортом и уходящего под землю как метро в районе исторически ценной застройки. Перевод улиц на одностороннее движение лишь перераспределяет, но не сокращает транспортные потоки, приводя к лишним объездам и повышению загазованности. Заложенные некогда главные городские магистрали – проспекты Ленина и Маркса упираются ныне в полностью обстроенные узкие старые улочки.

В угаре надежд, связанных с проведением матчей Чемпионата мира 2018 года по футболу, мудрые городские головы чуть было не заложили очередную бомбу под корчащейся в агонии транспортной сетью, запланировав строительство суперстадиона в самом неподходящем узком, но эффектном месте на стрелке у слияния реки Самары и Волги. Однако, трезвый расчет не победил пафосный кураж и его перенесли на выезд из Самары в районе старого Радиоцентра, в границах Московского, Волжского шоссе и Демократической, что выглядит не намного более разумным с точки зрения его общедоступности. К сожалению, идеальное и логичное для такого сооружения место у метро Спортивная уже занято громадными торговыми центрами.

Упущенный еще в советское время исторический шанс на жесткие, радикальные, но жизненно теперь необходимые градостроительные экзекуции, уже не может быть реализован из-за распроданной на частные клочки городской территории и почти столичных цен на землю, прилежно застраиваемой с максимальной плотностью и коммерческой эффективностью в прежних красных линиях. Очень хочется надеяться, что у новых городских властей и командиров строительной отрасли хватит компетентности, смелости, дальновидности и средств для проведения радикального шунтирования всех городских артерий, без которого город рискует замереть в транспортном инсульте уже в самое ближайшее время. Итак, прости родная Самара, но к топору, господа-архитекторы! Ломать - не строить? Кому не дает покоя слава творца Елисейских полей Андре Ленотра? Или кто-то в состоянии уже предложить нечто лучшее?


Рецензии