Самара в сердце, а Куйбышев -в памяти

http://maxpark.com/community/5029/content/1656014
Я уже 30 лет как покинул по институтскому распределению свою малую Родину, и каждый раз приезжая из Москвы в Самару, всегда с большим восторгом и удивлением замечаю постоянно происходящие там приятные изменения.  В последние годы она буквально расцветает на глазах, радуя уникальными общественными сооружениями, масштабным жилищным строительством, заботливой реконструкцией самой длинной и красивой на Волге набережной. Я по сыновнему люблю ее за памятные с детства узкие и тенистые улочки исторического центра, самую большую в Европе площадь вокруг громадного оперного театра, за радость от встречи под «Жигулевское» с оставленными тут и всегда хлебосольно меня встречающими стареющими школьными приятелями и, навечно оставшимися для меня юными и очаровательными, подругами юности зеленой, которых я не забыл за столько прошедших лет. И которые не забыли меня.

Самара всегда была ко мне радушна, уютна, тепла и гостеприимна в любое время года и в самые тяжелые для меня дни. Не забываю ее, несмотря на потерянную здесь первую любовь, схороненных родителей и друзей, на страшную жару, пыль и духоту летом, проливные дожди, грязь и лужи осенью и пронизывающий сквозняк с заледенелой Волги зимой. В такие дни я особо мечтаю пожариться на горячем летнем песочке просторного песчаного пляжа, а потом окунуться в ласковую волжскую воду. Весной же цветущая Самара особенно прекрасна, отражаясь великолепным парадным фасадом в разлившейся после ледохода великой русской реке, волнуя влекущими ароматами своих тенистых парков и скверов, и полуобнаженными самыми красивыми в России девушками на роликах, грациозно гоняющих среди цветущих клумб и прекрасных мелодий уличных музыкантов.

Особую теплоту местным достопримечательностям придают не менее запоминающиеся неофициальные имена. Трехголовый памятник революционерам на Красноармейской именуется «Змей Горыныч», огромный жилой дом у Дворца Спорта известен как «Шанхай», а рядом стоящий цирк у меня ассоциируется с «Фрицевской тюбетейкой». Завершающий улицу Л.Толстого, стеклянный Железнодорожный вокзал, равного которому я еще нигде не видел, несет весьма двусмысленное имя «Конец Льва Толстого», а состоящий из 3-х круглых башен комплекс у памятника Ладья - «Три самовара». Монумент с венчающим ее строителем коммунизма, держащим над собой пресловутую галочку, получил сразу 2 народных прозвища «Паниковский с гусем» и «Монумент «Крыльям Советов», вышедшим в высшую лигу». Однако чаще всего в далекой Москве я вспоминаю «Три вяза» - скромный скверик у моей старой и ныне закрытой школы, где прошли мои счастливые юные годы и где я стараюсь хоть  ненамного побывать и почувствовать себя в родной городе.

 Возвращаясь в Самару, я всегда стремлюсь вновь пройти по знакомым местам бывшего Куйбышева, заглянуть в тесный дворик старинного дома на Некрасовской, в темном и страшном подвале которого мы пацанами искали приключений на свою пятую точку, и где теперь располагается одноименный рок-клуб, где получают свои острые ощущения нынешние молодые. Жизнь продолжается, и я рад посидеть рядом с ними в уголке, слушая заезжих бардов, панков или волынщиков. Однако не все происходящие изменения и переименования так уж приятны моему сердцу. Проходя по Куйбышевской, я уже не могу выбрать себе фильм по вкусу в кинотеатрах Молот и Ленинского Комсомола, столь любимых нашей школьной кампанией не только за классные мультики, но и восхитительный пломбир в вафельных стаканчиках, с которым не сравнится никакой Баскин-Роббинс. Теперь там роскошные магазины и рестораны, куда уже просто так не завернешь.

Впрочем, дойдя до площади Революции и свернув у нелепого каменного идола на улицу Венцека, сразу же попадаешь в заброшенный мир, незаметный многочисленным летним туристам, для которых теперь по парадным облагороженным улицам расчерчены красные линии, дабы они ненароком не свернули в грязные и запущенные дворы разваленных деревянных клоповников, не подвергавшихся ремонту с позапрошлого века. Остатки прежней роскоши осыпаются с облупленных фасадов каменных особняков прежней знати, на месте украденных атлантов зияют остатки арматуры, а разъезженные мостовые, будто специально подготовлены для экстремального вождения. За модерновыми фасадами многочисленных банков на Агибалова громоздятся кучи неубранного мусора на Никитинской, а на Братьев Коростелевых уже не зайдешь, как прежде, в снесенную детскую художественную школу к своим старым учителям-художникам.

Полагаю, что почти каждый из нас - бывших и нынешних земляков, как бы долго он ни жил в Самаре или уехал уже давно еще из Куйбышева, так же, как и я, беспокоится и болеет за свой родной город, неравнодушен к его развитию и судьбе, поддерживая связь с друзьями и родственниками, с интересом и волнением ищет любые новости о нем в печати и Интернете, с удовольствием просматривает старые и новые фотографии, а также ловит каждый репортаж по телевидению о культурных, спортивных, политических или экономических событиях в его сегодняшней жизни, желает ему дальнейшего успешного развития и процветания. Как бы он теперь не назывался, какие бы изменения с ним не происходили, старый пролетарский Куйбышев нашего детства остается навсегда в памяти, а вечно молодая и древняя Самара - в сердце. Ну, а мы останемся самарцами, хоть и рожденными куйбышевцами, а не какими-то самаритянами.


Рецензии