Аромат жизни

Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя. Поздняя осень вступает в свои права, заставляя тосковать о далекой весне, когда заново возродятся замерзающие ныне чувства, краски, звуки и запахи. Однако оживляются латентные шизофреники и сексуальные маньяки, вроде меня. Придерживая за хобот свой воспрявший самый чувствительный орган, я решил вспомнить сегодня еще об одном из основных человеческих чувств. В силу своей рудиментарности оно потеряло в нашей жизни ту важнейшую роль, которую играет в природе. Мы не придаем ему такого значения как зрению, вкусу, осязанию и слуху. О своих извращенных политических и гастрономических наклонностях, музыкальных и визуальных пристрастиях я уже успел рассказать, о тактильных и эректильных ощущениях расскажу как-нибудь попозже в приватном порядке, когда дети будут уже спать. Впрочем, о чувстве глубокого удовлетворения и высокой ответственности перед подрастающим поколением я, увы, уже почти забыл с эпохи застоя в своем красном малом тазу.

Те или иные ароматы окружают нас всю жизнь, а мы редко на них обращаем внимание, реагируя на какие-либо чрезвычайно сильные раздражители и события. Запахи действительно неразрывно связываются в нашей памяти с памятными датами или случаями, особо запечатлевшимися в нашем мозгу. Не зря для того, что бы активизировать воспоминания о чем-нибудь нам достаточно вспомнить его запах. Известно, что запахи имеют свойство будить память о тех событиях, когда они были услышаны первый раз. Для меня лично родной город с давних времен связан с запахом креозота от свежих обмазанных смолой шпал, которые меняли на трамвайных путях, когда мы шли пешком с отцом в детский сад. Солнце палило с утра по майски жарко, шпалы лежали черными поленницами и пахли очень сильно. Это было, пожалуй, самое беззаботное время в моей жизни, когда меня никто и ничто не напрягал, жизнь представлялась такой же безоблачной и бесконечной, как далекое синее небо над головой. Я тогда по-детски беззаветно обожал отца и мать, они любили меня и друг друга, а мне казалось, что и все люди должны так же относиться ко мне и к ним. Это время прошло, но этот странный и резкий запах навсегда остался в моей памяти как самый дорогой и любимый.

       Довольно давно подвизаясь на ниве косметики, я так и не стал экспертом-нюхачем, способным за секунды определить марку парфюма, его начальную, конечную и тем более ноту сердца. Зато я слишком хорошо знаю, из какого пальца высасывают маркетологи причудливые описания духов в интернет-магазинах. Они бы еще в гастрономе такое вывесили — «Чувственный и могущественный аромат «Сардинеллы» зовет нас в мир изысканных и суровых мужских удовольствий, навстречу опасностям и приключениям морских круизов и портовых таверн, опьяняя и увлекая за собой навстречу свежему бризу и соленым океанским брызгам, взлетающим над водой дельфинам и скрывающимся в таинственной лазурной глубине китам. Древесно-смолистый букет соблазнительно перекликается с первой нотой ламинарии, хитозана, спируллины и фукуса. Восхитительный шлейф инновационной смеси йода и фосфора окутывает нас крепчайшей вуалью из натуральной пеньки с экзотических островов Белла-Чао. Базовые ноты волнуют загадочной ориентально-нордической смесью кориандра, дуба и оливкового масла с лучших плантаций архипелага Амиго-Гудбай. Устойчивый ненавязчивый аромат делает «Сардинеллу» идеальным выбором для первого выхода в свет любого настоящего джентльмена.»

   Почему то считается, что приятный парфюмерный запах делает объект интимных поползновений более сговорчивым. Это трагическое заблуждение делает несчастными множество людей, не имеющих представления о существовании феромонов, летучих и непахучих веществ, привлекающих особь противоположного пола на совершенно бессознательном уровне. Известно, что женщина решает, спать ли ей со встречным кавалером в первые 30 секунд. Но она же не сберкнижку успевает изучить за это время?! Не надо мешать ей насладиться ароматом ваших носков. Так быстро происходит анализ лишь на генно-гормональном уровне. Если она вас полюбит, то будет любить стирать и прочее нижнее белье. А куда ей потом уже от вас деваться? Зато, если вы ей сразу не понравились, можно разворачиваться с чистой совестью и превеликой радостью. Вы убереглись от множества пошлых конфликтов в будущем. Запах любимого человека всегда приятен, даже если он только что со стройки, банкета или тренажерного зала. Наполеон так даже просил свою Жозефину не мыться за неделю до своего возвращения. В противоположность, сколько не скобли подмышки, не обливайся дезодорантами, этим никогда не вернешь былого к себе расположения, если парфюмчик тебе подарил некто третий.
 
      Кстати, попробовал я как-то в юности туалетную воду на вкус — ну и гадость же, доложу я вам. Часа три балдел от тошнотворно-мыльного ощущения во рту. Хорошо, что это еще не были духи. Хотя не вымерли же пока у нас дегустаторы огуречных лосьонов натощак. Теперь я предпочитаю менее крепкие, но все-таки ароматизированные напитки. Коньяк всегда ассоциировался у меня с протокольными встречами, пиво со сборищем веселых одноклассников, амаретовка будит воспоминания о жутких авантюрах 90-х годов, вермут вызывал в памяти привольную полынную степь вокруг деревни моей бабушки, где проводил когда-то давно каждое лето, ну а глинтвейн напоминает о романтических вечерах наедине с моей первой девушкой. Чем пахнет квартира после проведенного вечером мероприятия определить навскидку сложно, да и не хочется, особенно при болящей на утро голове. Однако запахи, встречающие нас в чужом жилище, могут очень многое рассказать об его обитателях, их образе жизни и привычках. Аромат свежевыпеченного хлеба или заваренного в джезве крепкого кофе, амбрэ от кипящей на плите мойвы или прикрытой салфеткой бражки, кислый пахер из ванны или густой лесной дух из туалета, мокрых обоев и побелки на новых стенах, раскроет все маленькие тайны не только простуженному участковому.
 
      Обоняя любую краску, я до сих пор испытываю параноидальное стремление купить этюдник и, впав в детство, отправиться на пленэр. Причем острый запах масляной краски, олифы и растворителей зовут меня в аудитории художественной школы, медовый аромат питерской акварели, китайской туши и клея ПВА напоминает мне об институте, а гуашь, мел и мокрый холст вызывают из прошлого множество киноафиш, намалеванных мною во времена оформительской практики. Я по нюху различаю книги, фильмы и даже музыку. Полагаю, всем знаком запах свежей типографской краски в книжном магазине, пыли и плесени в библиотеке, специфический виниловый аромат старых пластинок и когда-то влекущий и загадочный — непросмотренных видеокассет. Современные технологии уничтожают и этот источник наших сокровенных удовольствий — разве может с перечисленным конкурировать компакт-диск или флешка? Так же вытеснила цифра из употребления ароматы проявителя, фиксажа и светочувствительной бумаги, ассоциировавшихся в нашем сознании с зазывно таинственным светом красных фонарей домашних фотолабораторий.
 
    Очень жаль, что в последние десятилетия для многих из нас все волшебное разнообразие ароматов чудесного мира природы затмила тяжелая прогорклая вонь наживы и денег. Металлическая и бездушная как антиперспирант, все подминающая под себя, она поглотила благоухание множества простых и столь необходимых нам человеческих радостей таких, как аромат мандаринов и елок на Новый Год, пеленок ребенка, письма от любимой или материнского молока. И будет особенно печально, если прежний свежий дух свободных и живых дискуссий вольного и независимого, свободного  Интернета поглотит тяжелая атмосфера потной и нечистоплотной пошлой коммерции


Рецензии