Моя музыка

Когда я уже почти дописал этот пост, то понял, что вместо обычных пары страниц Ворда у меня получилась мини-энциклопедия, так писать здесь нельзя, никто в интернете столько букаф сразу неасилит. И я переписал все заново, убрав музыкантов, оставив только музыку. Ту музыку, которая мне строить и жить помогает. Сразу скажу, что современными считаю не только самые свежие и модные хиты, исполняемые по радио и ТВ, но и все многоцветие, звучащее в консерваториях, гаражах, ночных клубах, во время именин, свадеб и пикников, всплывающая в нашем мозгу и ушах в самом неожиданном месте — метро, совещании, магазине или душе. Самый любимый мой музыкальный эффект — это неясная мелодия, доносящаяся летним днем из чьих-то открытых окон или теплым вечером откуда то с соседних дач. У каждого поколения любимыми и современными считаются самые разные музыкальные стили, сменяющие друг друга с частотой стробоскопа и разнообразием калейдоскопа. Лишь немногим доводится остаться навсегда в нашей памяти как самым любимым и заветным частицам нашей личности.

  Во времена моего детства родители хранили под огромным полированным и покрытым кружевной салфеткой телекомбайном, большую стопку тяжелых и толстых черных дисков на 78 оборотов, которые по особым случаям ставились на встроенный проигрыватель. Шипя и проскакивая дорожки, они звучали голосами великих русских певцов. Случалось это не часто и не отразилось на моих музыкальных пристрастиях, так же как и народные песни, которые любили мои подгулявшие родственники. Лишь спустя годы в уже зрелом возрасте я смог самостоятельно оценить тот огромный пласт национальной музыкальной культуры, который прошел тогда мимо моего сознания. Из репродукторов на улицах и на кухнях звучали бодрые ритмы твиста, босса-новы и ленки-ентки уже подзабытых сейчас, но замечательных исполнителей. Они так же тогда не перевернули мою душу, но навсегда остались в моем восприятии связанными с детством, легкостью, светом и весельем.

   Моя настоящая музыкальная инициация состоялась, как ни странно, в глухой поволжской деревне за печкой у престарелой тетки, где я обнаружил в 9 летнем возрасте первые советские пластинки с записями иностранной популярной музыки, завезенные туда моими двоюродными сестрами. Волшебные мелодии ливерпульской четверки, непривычные гармонии, завораживающий бит, неслыханное звучание электрогитар, потрясающий лиризм сделали меня навсегда их преданным поклонником, а те баллады до сих пор вызывают щемящее чувство острой ностальгии по навсегда прошедшим счастливым временам юности. Первую свою пластинку я купил уже лет в 10. Был это выпуск «Мелодий и ритмов зарубежной эстрады», которую я заслушивал до дыр, пока не вышел второй. Меня увлекал небывалый оптимизм, позитив и прекрасные аранжировки лучших шлягеров и рок-н-роллов в исполнении крупнейших звезд Америки. С тех пор моя фонотека постоянно пополнялась сотнями записями во всех возможных форматах, но эти диски до сих пор лежат у меня на почетном месте, хотя с переходом на цифру не слушал их уже десяток лет.

   Меняющие друг друга способы звукозаписи неоднократно заставляли меня полностью обновлять свою коллекцию в зависимости от наиболее доступного и распространенного на тот момент способа воспроизведения. Огромные катушки с магнитной лентой уступили место миниатюрным кассетам, которых я крутил на дюжине переломанных мною плееров. Те сменились компакт-дисками и видеокассетами, DVD вытесняет Blu-ray. Со слезами на глазах избавившись во время очередного переезда ото всех своих аналоговых аудио- и видео-сокровищ, я тем не менее, не посмел поднять руку на объемистые стопки тех первых виниловых дисков, которые я таскаю за собой все последние 30 лет кочевой жизни. Умом осознавая всю бессмысленность этих трудозатрат и имея уже давно все на одном винчестере, я не представляю, как смогу вдруг выбросить на помойку своих глянцевых друзей, подаривших мне столько радостных и счастливых минут в лучшие годы моей жизни. Я начал понимать своих родителей, хранивших под уже новым цветным телевизором старые диски в пожелтевших бумажных обложках. Их давно не на чем было воспроизводить и мы отнесли эти тяжелые и никому не нужные пачки на свалку. Был капремонт и нам стало уже не до сантиментов. Кто знает, как скоро туда последуют и вся моя музыкальная коллекция.

   В начале 70-х меня больше интересовала легкая танцевальная музыка и вполне устраивали любимые до сих пор отечественные поп-звезды. Мои более продвинутые друзья слушали на редких тогда магнитофонах третьи копии великих хард-роковых групп, до понимания коих я дошел лишь спустя годы. Заполночь по великим пролетарским праздникам показывали звезд зарубежной эстрады. На безрыбье и голимые демократы сходили за поп-идолов. Я был всеяден и не гнался исключительно за модой, слушал классическую, джазовую и этническую музыку. Первый магнитофон, заработанный мной во время вступительных экзаменов в институт, существенно расширил мои музыкальные горизонты. В институтах выступали барды с Грушинского фестиваля, умевшие с одной акустической гитарой поставить на уши огромный переполненный зал. Тогда же я впервые услышал полуподпольный отечественный рок. Пусть с непривычки я глох в оркестровых ямах, сделанные там качественные записи позволяли мне вместе с друзьями наслаждаться ими еще много раз. С магнитофонных катушек я впервые услышал симфо- и глэм-рок потрясающих западных супер-групп середины 70-х. Не чурался и электронных экспериментов. Я не случайно так подробно вспоминаю, все они принесли мне немало кайфа и ништяков, как было принято выражаться в то время.

     Во второй половине 70-х наступило время диско, и сейчас способное расшевелить своими зажигательными ритмами самую отмороженную публику. В начале 80-х на авансцену вырвалась блестящая плеяда горячих и мелодичных итальянцев, а за ними — холодное и величественное техно. Потом в страну пришли панк и металл — до сих пор сносящий башни многим. Я в то время пытался прививать свои высокие музыкальные вкусы местной гопоте на дискотеке в фабричном клубе небольшого городка. Они оказывались в явное противоречии с господствовавшими в то время сиротскими и блатными напевами. Я остался жив, но неблагодарное занятие забросил. Однако и они меня кое-чему научили, в частности, ценить качественную отечественную попсу. Хотя сам я в те годы увлекался новым российским роком — питерская и свердловская волны, предвестницами крутых перемен, уже тогда подмяли под себя всю страну. 90-е годы не оставили после себя ничего особо примечательного в моей коллекции. Гранжем, рейвом и трансом я не увлекся, остальное не запомнилось, наверное, было не до того. 21 век принес новую технику, но не новые музыкальные идеи. Все новое слишком напоминает теперь нечто слышанное ранее, но уже совершенно не удивляющее и не радующее.

   Теперь, устраиваясь с друзьями перед лазерной панелью вполстены попить бодрящих напитков, мы с удовольствием можем смотреть сначала восхитительный электронный концерт, потом отечественного барда, после крутой металл, а закончить под разудалый шансон. Новая эпоха позволила сделать доступным и увидеть вживую исполнителей, на которых молились в юности и вырезали крохотные заметки в с некачественными черно-белыми фото. Я смог увидеть огромное количество клипов, концертов, музыкальной классики, мюзиклов и шоу, но о них как-нибудь отдельно. Однако не раз я ловил себя на мысли, что мои чувства и ощущения от мощного хай-файного звука навороченных муз-центров не идут ни в какое сравнение с теми, что я испытывал во времена нежного детства, проигрывая свои первые пластинки на старенькой магнитоле. Иногда мне хочется дать почувствовать своим детям нестареющую силу и прелесть моей музыки, но вспоминаю своих родителей и не настаиваю.
 
  Всему свое время и у каждого поколения свои вкусы. Океан современного искусства бесконечен, велик и разнообразен. Каждый день в него впадают все новые ручейки и мощные реки, появляются новые коллективы и исполнители, заслуженные радуют свежими творениями. Каждый имеет возможность отпить из него сколько сможет для утоления своей музыкальной жажды, но никто уже не может сориентироваться в нем. Музыка теряет свое сакраментальное значение, опускаясь до практически утилитарной потребности. Звонки будильников, рингтоны телефонов, рекламные заставки на ТВ — вот ее современное лицо. Сам я слушаю инструментальный джаз и классику по радио через мобильник, как неотвлекающий от долбления блога фон. Плеер с громкими ритмичными и агрессивными записями включаю лишь в метро для заглушения его шума. Я немного слышал качественной современной музыки, особенно отечественной, и не настаиваю на универсальности своего обзора, а просто обозначил то, что заслуживало особого внимания. Уверен, что любой назовет в противовес моему списку — свой в разы длиннее.А где то на небесах все они сплетутся в единую и величественную симфонию, которая скажет Ему о нашем мире куда больше, нежели тонны написанных книг.


Рецензии