Мои первые ученики

  На 4 курсе  Житомирского пединститута мой декан филологического факультета мне предложил индивидуальный план. Это значило – идти работать и продолжать учиться. Это было предложение, о котором я только могла мечтать. Мне очень нужны были деньги.

Я попала в Миролюбовскую украинскую школу (это в Житомирской области), где в классах было человек 10.  Я должна их научить русскому языку и литературе. У меня был шестой класс.

Дети очень плохо владели русским языком. Тогда русский язык считался языком межнационального общения и открывал какие-то горизонты (это было время перестройки).  Мне не пришлось завоёвывать сердца детей – они мне их дарили. Наверное, потому, что я была молода. Я старалась их доверие оправдать. Но совершала ошибки. Признанная мной ошибка  -  я вызвала в школу родителей Кондратюка, который мне срывал дисциплину, задавал  нетактичные, но искренние вопросы  типа - * Витория (он не мог произнести моего имени) Витальевна, вы – девственница?* . Это был мальчик из многодетной семьи, где его старший брат (восьмиклассник) прославился на всё село тем, что переспал с какой-то бабкой и много при этом выпил. Мама пришла незамедлительно. Это была украинская женщина крепкого телосложения и коня на скаку не хуже русской женщины остановила бы. Я стала жаловаться на Кондратюка. Её реакция была по Макаренко. Нет, она не ударила его по лицу, она взяла его и начала трясти как грушу. Вы бы видели глаза моего Кондратюка. Это был страх. Его парализовало. Я до сих пор чувствую вину перед этим мальчиком, который, кстати, был очень добрым мальчишкой. После этого он вёл себя очень тихо на уроках, и мне не хватало его клоунады.

 Мои дети не умели мечтать. Я дала им сочинение на тему * Как бы я хотел провести выходной день*. Им долго пришлось объяснять частицу  - *бы*. Сочинения вышли краткими. Мои дети были такими же краткими как в фильме* Доживём до понедельника* один из героев написал *Счастье – это когда тебя понимают*. Одно из сочинений  было: «Я бы поехал в Житомир, сходил в ресторан и купил бы себе нутриевую шапку*. Тогда были модными нутриевые шапки у сельского населения ( у городского – ондатровые, норок тогда было мало).  Я  поставила «5* за содержание и не помню что за грамотность . Помню там было – у ристоран*

 Я уже не помню, как звали девочку, которая была талантливее меня. Она была из семьи сельской интеллигенции. Родители её были учителями. Мама – учитель музыки. Маме я сказала, что я не нужна её дочери как учитель. И  филфак пединститута для неё точно открыт. А это был шестой класс, и откуда у девочки взялась это врождённая грамотность в селе для меня до сих пор остаётся загадкой.

 Было родительское собрание, где должны были выступить все учителя. Учительница украинского языка что-то кудахтала, возмущалась . А у меня уже был опыт с Кондратюком и я только предложила, чтобы вы заставиляли детей читать вслух сказки на русском языке, когда готовите еду. И меня родители приняли и даже ставили в пример другим учителям.

 Я работала во многих местах и с разными детьми (даже с глухонемыми), но никогда больше не сталкивалась с такими добрыми детьми. Эти- Золушки – и мальчики и девочки. Мои чувства к ним гораздо сильнее первой любви.
 
 Я тогда не имела возможности ездить в село (билеты на автобус были высокими и  часов у меня было мало) . И я их оставила. Как они мне сейчас нужны. Я уже могу позволить себе не думать о деньгах, и я так хочу вернуться к ним, быть им хоть чем-то полезной.


Рецензии
Читала с интересом. Помню, был у меня горе-ученик, красивый такой мальчик-киргиз, двоечник. Как же тяжело давался ему русский язык! Но какой талантливый!!!
На проверочном контрольном диктанте ухитрился получить "5", не смотря на присутствовавших проверяющих из РОНО. А всё потому, что боковым зрением видел и списал работу отличницы, которая сидела сзади, налево от него...
Я тоже хочу вернуться к ним и к тем дням...
С уважением,

Валентина Лысич   04.09.2015 16:48     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.