Добрыня и Змей. Десять былин

Получила огромное наслаждение от прочтения этой книги.
Издание способно не только увлечь и заинтересовать древнеславянскими мотивами, но и познакомить с разного рода определениями и понятиями, дать их чёткую характеристику и объяснение, да так, что к концу чтения, ловишь себя на мысли, что свои собственные мыслеизъявления  начинают выстраиваться в соответствии с былинными традициями построения слога и изобилуют новообретённой древнеславянской лексикой.
Сами былины ценны своей поучительностью и передачей исторических, колоритных отголосков безвозвратно утраченного времени.


Прославление героических подвигов защитников Земли Русской начинается с деяния, полного патриотического духа, совершённого Добрыней Никитичем. Прообразом которого, по заявлению многих учёных, стал дядя Владимира Святославича, великого князя киевского. 


В следующей былине, об Илье Муромце и Соловье Разбойнике, не просто прославляется сила, храбрость и мужество великого богатыря, но и раскрывается актуальная для того времени проблема. Захват центральных дорог разбойниками и чинимые им всякого рода помехи, для свободного проезда. Слагателями этой былины подчёркивается тот факт, что даже князю Владимиру недостаёт сил справиться с этим беззаконием и лишь защитник всего честного люда на Руси Илья Муромец, решается совершить столь опасный подвиг, тем самым, ставя силу простого богатыря-крестьянина выше, действенней княжеской, а значит и превосходящей её.
Кроме того, отказ Ильи Муромца от предложенного ему, благодарными жителями освобождённого им города Чернигова, княжения, в угоду возможности продолжать путешествовать по родной земле и помогать обездоленным и угнетённым людям, говорит о единстве, точнее, желании сказителей подчеркнуть равноправие и единство между всеми княжествами Русскими, желании распределять благо и помощь не только какому-то одному городу, но всей Руси.


В былине об Алёше Поповиче и Тугарин Змеевиче на суд народный выноситься не сколько политические или патриотические вопросы, сколько внутрисемейные проблемы, да ещё и первой четы государства. Супруга князя Владимира, княгиня Апраксеевна, предстаёт далеко в нелицеприятном свете. Она, по всему видно, закрутила интрижку «с другом милыим, с молодым Змеем Тугаретином», а сам князь всё терпит, слова молвить упротив не решается. И кто ж его знает, как бы дальше события складывались, если бы не удалой молодец, богатырь земли Русской Алёша Попович?!

«В те поры Алёша подскочил, ему голову срубил.
И пала голова на сыру землю, как пивной котёл».

«Тут для Алёши и стол пошёл».


 Былина о Михайле Даниловиче поражает и восхищает, в первую очередь, смелостью богатыря, которому лишь двенадцать лет от роду.
   На призыв князя Владимира, выступить на защиту родной земли, никто не хотел откликаться, ведь, как утверждают летописцы:

«А и в тую пору было, в то время -
Большой ведь хоронится за среднего,
Ещё средний-от хоронится за младшего,
А от младшего Владимиру ответа нет».

Но былины ведь слагались не для прославления слабостей человеческих, поэтому воззвав, по народной традиции в третий раз, князь киевский получил столь желанного защитника Руси:

«А и в тую пору было, в то время
Выходил тут дородный добрый молодец
Из-за того стола ведь белодубова,
Ещё на имя Михайло да Данилович…»


Былина о Глебе Володьевиче поднимает торгово-экономические проблемы того времени и несёт в себе подлинный исторический подтекст. Из следующего за былиной пояснения мы с вами узнаём, что она:

«…воспроизводит поход Владимира Мономаха вместе с новгородским и тьмутараканским князем Глебом Святославичем на Корсунь в 70-х годах XI столетия, чтобы устранить там притеснения, творимые русской торговле. По мнению других учёных, былина говорит о походе Володаря Ростиславича, внука новгородского князя Владимира Ярославича…»   

Интересно, также, в этой былине нестандартное противостояние сил. В ней столкнулись люди не только разного характера, но и разного пола. Богатырю Глебу Володьевичу противостоит женщина своенравная – Маринка дочь Кайдаловна. Она хитрая, изворотливая, коварная и беспринципная мужененавистница, которая, однако, не смотря на все свои козни и хитрости, погибает от руки прямодушного и открытого князя, который лишь волей счастливого случая избегает смерти.


В былине о Вольге и Микуле Селяниновиче не только восхваляется тяжёлый крестьянский труд хлебопашца, но и проводится противопоставление и, даже, в какой-то степени уничижение воинского ремесла.
Главный герой здесь, однозначно, Микула Селянинович значимость которого подчёркивается не только в обрисовке картин тяжёлого труда землепашца, восхвалении его силы и выносливости, но и в уважительном обращении по имени отчеству.


Несказанно понравилась былина о Соловье Будимировиче своим захватывающим романтическим сюжетом.
В ней повествуется о сватовстве заморского купца к племяннице киевского князя Забаве Путятичне. Всё повествование проникнуто иносказательным смыслом и образностью сюжетов, что делает его притягательным для любителей покопаться в поисках смысла, спрятанного между строк. В этой былине нет случайных имён, пожеланий, действий, здесь всё «говорящее», нужно только научиться внимательно наблюдать и тогда, перед вами, развернётся свежевытканный червлёным золотом воспоминаний холст, из сундука народных преданий и мудростей.   


Былина о Ставре Годиновиче – это восхваление женской мудрости, изобретательности и хитрости, которая, направленная в мирное русло, помогает, спасает и защищает. Поэтому, несомненно, главной героиней здесь предстаёт перед нами именно жена Ставра, Василиса Микулична, которая, благодаря своей изобретательности, вызволяет, несправедливо заточённого в темницу князем Владимиром, любимого мужа.      
Кроме того, эта былина имеет в себе историческую подоснову. Вот, что написано об этом в пояснении:

«Ставр – лицо историческое. В летописи про него сказано, что в 1118 году киевский князь Владимир Мономах «разгневался» на него и других новгородцев – «заточи я вся», посадил в темницу их всех…»

Что, несомненно, должно было «задеть за живое новгородский патриотизм и мог послужить стимулом к сложению рассказа или песни, в которой киевский князь Владимир получил не лестную для себя роль».


Былина про известного и любимого многими  гусляра Садко, конечно же, тоже вошла в этот сборник.
Она захватывает в водоворот величественной сказочной поэзии, погружает в бездонные пучины непостоянства человеческой жизни. Ведь, довольно часто, и в наше время случается так, что в одно мгновение, человек, который недавно рассекал неспокойную поверхность житейского моря на гребне пенистой волны успеха, внезапно, вынужден приносить жертвы, платить за свою привольную, роскошную жизнь, а порой, кубарем лететь в разверзнувшиеся объятия неумолимого рока.   
Поэтому, актуальность этой былины, на мой взгляд,  и на сегодняшний день остаётся неоспоримой.
 

Заключительная былина, под названием "Вавила и скоморохи", – это, своего рода, гимн, прославление искусства, которое долгие не то, что годы, но столетия, подвергалось гонениям, как светской, так и, в особенности, церковной властью.   
Эта былина уникальна тем, что дошла к нам, так сказать, в одном экземпляре, благодаря Марии Дмитриевне Кривополеновой. Именно этой северной сказительнице мы с вами обязаны сохранением былины, которая больше ни от кого не была записана.

Хотелось бы так же отметить, что, не смотря на мягкий переплёт, книгу довольно приятно держать в руках и перелистывать, наслаждаясь хоть и чёрно-белыми, но очень выразительными и детальными иллюстрациями, которые стремятся максимально точно отразить дух повествования и помочь раскрыть его суть.    


Рецензии