Что такое Россия

   ЗАГАДОЧНАЯ РОССИЯ
   Вглядываясь в будущее России, царь Пётр Великий (1672-1725) предрекал: «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей, пристыдят самые просвещенные народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы». Всё это так, всё это верно. Однако выдающиеся способности русского ума, самобытные и неповторимые, часто сочетаются с излишней мечтательностью – также своеобразной чертой нашего мировоззрения. «Мы слишком космичны, – заметил писатель Фазиль Искандер (род. 1929) – Отсюда наши беды. Обрабатывать свой виноградник – не наша философия. А вот вырастить виноградник в тундре – это нам интересно».
   Впрочем, эта парадоксальность, эта загадочная противоречивость также есть признак гениальности русского ума, его большого будущего, хранящего свои секреты от посторонних непосвящённых. «Я не могу предсказать действий России, – рассуждал премьер-министр Великобритании Уинстон Черчиль (1874-1965): Она – загадка, завернутая в тайну и погруженная в мистерию. Но быть может, ключ все-таки существует… Русских всегда недооценивали, а между тем они умеют хранить секреты не только от врагов, но и от друзей».
   Однако загадочные культурные коды русского мира, распростёртого на одну шестую часть планеты, не знающего границ, но вместе с тем и закрытого от постижения пытливого ума чужанина своей непредсказуемой оригинальностью, внешние исследователи силятся понять до сих пор. В 2010 г. финская журналистка Анна-Лена Лаурен, прожившая 4 года в России, писала о поразительно стойкой черте русской культуры – коллективизме: «Как бы то ни было, русский коллективизм вызывает прежде всего симпатию, в особенности потому, что он порождает множество прекрасных явлений. Одно из самых лучших его следствий – культурная общность, подобную которой я нечасто видела у других народов. В России культура, поэзия и литература встроены в жизнь».
   
   СУТЬ РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА
   «Русский не тот, кто носит русскую фамилию, а тот, кто любит Россию и считает её своим отечеством», – был убеждён Антон Иванович Деникин (1872–1947). Писатель Александр Исаевич Солженицын примерно также определил принадлежность к русскому народу через духовную сопричастность к российской культуре: «Уже века существует русский дух и русская культура, и все, кто к этому наследству привержен душой, сознанием, сердечной болью – вот они и суть русские».
   Эти слова известного генерала и знаменитого писателя подтверждает восторженное признание немецкого поэта Райнера Рильке (1875–1926), считавшего Россию своей духовной родиной:  «Все страны граничат между собою, но лишь одна Россия граничит с Богом».
   Эту особую близость к границам высшей духовности русского народа выразил и наш современник – режиссёр Никита Михалков: «Суть русского человека определяет, с одной стороны, расчет на чудо, а с другой стороны убеждение, что всё решает не сила, а сострадание, доброта, созерцательность, отзывчивость».   
   
   "ФИРМЕННАЯ" ЧЕРТА РУССКОГО ХАРАКТЕРА
   В своё время великий русский писатель Гоголь с горечью заметил: «Есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого, он был бы исполином. Враг этот –  лень». Однако, думается, здесь Николай Васильевич недооценил, казалось бы, не самую лучшую черту русского характера. Впрочем, как известно, недостаток есть продолжение достоинств. И родная леность, которую Гоголь объявил «врагом» русского человека, часто помогает ему выстоять против внешних жизненных невзгод. Это выглядит противоречиво только на первый взгляд.   
   «Лень простого русского человека – это не грех, а совершенно необходимое средство нейтрализации кипучей активности руководящих им дураков, – однажды остроумно заметил современный российский сатирик Стас Янковский, при этом добавив: Для русского человека нет непреодолимых трудностей. Есть только трудности, которые ему лень преодолевать».
   Так что, как говорится, нет худа без добра.
 
   СУТЬ РУССКОГО ЯЗЫКА
   Национальный язык – не только хранитель истории и культуры народа, не только залог его будущего существования и вечная скрепа поколений, но и ключ к кодовым символам его мировоззрения. Особенности национального языка как нельзя ясно выражают глубинные особенности души народа, его коренного характера. 
   Ни в одном языке мира не используются так часто словестные конструкции с дательным падежом субъекта, как в русском языке: мне верится, мне хочется, мне помнится… Филологи утверждают, что таким образом в русской культуре «действительный мир предстаёт как противопоставленный человеческим желаниям и волевым устремлениям или как, по крайней мере, независимый от них». Отсюда и вера русского человека в судьбу, в везение-невезение, авось-небось…   
   «Едва ли не на одном русском языке «воля» означает и силу преодоления, и символ отсутствия преград», – справедливо заметил российский журналист и политический деятель Григорий Адольфович Ландау (1877–1941).
   Это же чувство безграничности русского мировоззрения подчеркнул и знаменитый русский правовед, философ и публицист Борис Николаевич Чичерин (1828-1904): «Отличительное свойство русского ума состоит в отсутствии понятия о границах. Можно подумать, что все необъятное пространство нашего отечества отпечаталось у нас в мозгу».
   Писатель и литературовед Владимир Набоков обратил внимание на другую особенность русского языка: «Истина – одно из немногих русских слов, которое ни с чем не рифмуется». Кто-то может возразить, что это случайность, ничего не значащее свойство отдельного слова – мол, так сложилось. Однако навряд  ли есть место случайности в народном языкотворчестве. Поэтому и стоит слово «истина» в русской речи особняком как великое мерило всему, которому нет созвучного двойника.
   Такое понимание культурных кодов не всегда может чётко осознаваться сами носителями языка, но всегда ясно выражается в нём глубиною словесных смыслов.
    В рыцарской повести русского писателя-декабриста Александра Бестужева-Марлинского (1797-1837) «Замок Нейгаузен» немец вопрошает: «Давно ли русские говорят о чести?» На что русский собеседник ответил: «Русские всегда её чувствуют. Вы, германцы, её пишете на гербах, а мы храним в сердце».
   Вот почему великий германец Фридрих Энгельс всегда говорил: «Как красив русский язык! Все преимущества немецкого без его ужасной грубости».

  СУТЬ РУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
  Все страны живут по законам, а Россия – по пословицам и поговоркам. Есть даже такая: хоть бы все законы пропали, лишь бы люди правдой жили. Но мы всё гадаем: каким строем живёт Россия? Дошло до того, что известный сатирик Михаил Задорнов в сердцах махнул рукой: «Тот строй, при котором мы живем, вообще не имеет названия». А между тем вопрос этот давно решён: в России всегда было и есть… самодержавие. Ещё в 19 веке поэт и государственный деятель князь Пётр Андреевич Вяземский (1792-1878) заметил: «У нас самодержавие значит, что в России всё как-то само собою держится». Тогда же император Александр II (1818-1881), самый, пожалуй, просвещённый русский монарх, подтвердил незыблемость самобытного строя нашего Отечества: «Россией управлять несложно, но совершенно бесполезно».


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.