Тамара

Это раннее зимнее утро выдалось на редкость морозным и ветреным. С неба падали крупные, волшебно красивые снежинки, но, попав на землю, тут же превращались в слякоть и грязь, которой было полно в послевоенном городе.

Тамара зябко кутаясь в свой старенький меховой платок, молча стояла у своего ларька, усеянным всевозможными сладостями и некоторыми школьными принадлежностями, в виде, пеналов, ручек и карандашей. Видавшая лучшие времена изношенная дубленка, смешно висела на худеньких плечах молодой женщины. Весь ее вид, выражал усталость и безразличие к окружающему миру.

Тамара, была учителем математики в начальных классах. Война отняла у неё мужа, жестоко оставив её одну с двумя малышами на руках. В школах уже давно не выплачивались зарплаты, и бедной женщине ничего не оставалось, как оставив профессию учителя приняться за торговлю. Здесь хоть и был не большой доход, но стабильный и постоянный.

Бедная женщина выбивалась их сил, стараясь обеспечить своих чад всем самым лучшим, все делала, что бы ее дети ни в чем не нуждались. Бывало по выходным, женщина ходила на стройку, собирать кирпичи. Работа была тяжелой и утомительной, целые кирпичи оставшиеся от разрушенных зданий нужно было очищать от раствора и собирать в одну кучку. А разрушенных зданий и разбросанных кирпичей в городе было хоть отбавляй, так что эта работа обещала быть долгой.

Элина и Альберт были близняшками. Высокий и стройный юноша очень походил на мать, те же чистые голубые глаза, и темные волосы. А Элина, наоборот, была копией своего отца, зеленоглазая и белокурая. Оба учились в одной и той же школе, где у ворот торговала их мать. В прошлом месяце им исполнилось по шестнадцать лет. Учились оба не плохо, но были слишком избалованны материнской любовью и заботой. Альберт целыми вечерами пропадал в интернет клубе, который недавно открылся в городе, мог по нескольку дней не появляться в школе и был откровенно дерзок.

Элину же мало интересовали бытовые проблемы и целыми днями девушка была занята своей внешностью и модой.

— Ты их совсем избаловала, сама же потом горевать будешь! — недовольно бормотали родственники.

— Но ничего, — думала Тамара, вырастут сами изменятся.

Свекровь винила бедную женщину в смерти её единственного сына, и после его кончины наотрез отказала в какой-либо поддержки со своей стороны.

Так, что все обязанности и отца и матери она тянула на себе.

От грустных мыслей Тамару оторвал звонко трещащий школьный звонок, оповещающий о конце учебного дня. Дети гурьбой вывалились наружу, стараясь обойти друг-друга, словно спеша куда-то ...

В толпе Тамара увидела дочь. Девушка резко выделялась средь своих подруг. Высокая, с длинными белокурыми волосами, она действительно обладала редкой красотой. Элина шла, что-то весело и безмятежно болтая с подругами. Тамара негромко окликнула её и помахала рукой. Но Элина толи не услышала, то ли сделала вид, что не слышит мать. Тамаре пришлось, еше несколько раз позвать дочь, прежде чем та неохотно к ней подошла. Девушку не очень радовало то, что её мать простая торговка мелкими сладостями. И Элина стыдилась не по годам постаревшей и неухоженной матери.

— Ну, что еще?! — недовольно пробурчала она подойдя к матери.

— Элиночка, золотце. Ты устала? почему ты такая бледная? наверное проголодалась, родная моя ... — лелеяла дочь Тамара. — Поскорее беги домой, я там пельменей вам утром налепила, сама поешь, да Альбертика накорми, он наверное тоже уже дома. — заботливо суетилась вокруг дочери Тамара.

Пробормотав, что-то невнятное, похожее на «хорошо» девушка поспешно отошла от матери, догонять подруг.

«Какая же она у меня хорошенькая», — с любовью подумала Тамара глядя ей в след. Ох, только бы её у меня не отняли, непрошеные женихи...

С окончанием школьного дня, и рабочий день Тамары, подошел к концу .«Еще один день, — думала она про себя. — завтра то же самое...»

Прежде чем пойти домой, она решила быстренько заскочить на рынок. Продукты в доме почти на исходе, да и детям надо бы свеженьких фруктов накупить.

На земле среди мокрой грязи, валялись доски и камни различной величины, наступая на них и ходили вдоль и поперек люди, пришедшие на базар. Нагруженная большими увесистыми сумками, Тамара не спеша, время от времени делая передышку шла к выходу. Когда ей оставалось совсем недалеко до остановки, она увидела как нужный ей автобус уже отъезжает. Теперь ей придется целых полчаса ждать следующего. Таково было расписание не частого транспорта в Грозном.

Не зная, чем себя занять эти полчаса, Тамара оглянулась вокруг, и глаз а ее остановились на новом ювелирном магазине, через дорогу, который открылся совсем не давно. Несколько подруг Тамары уже успели в нем побывать и наперебой восхваляли красоту и оригинальность украшений, но жаловались на через чур завышенные цены.

«Коли и они на цены жалуются, хотя у них все хорошо во всех смыслах, то мне там и подавно делать нечего», — полагала Тамара, у которой финансовое положение оставляло желать лучшего.

Но на этот раз она все же решила заглянуть. Поспешно перейдя дорогу, она остановилась у широких витрин магазина. Украшений на витринах было не много. Полагая, что все самое интересно будет внутри, Тамара поднялась две ступеньки и вошла внутрь. На встречу ей вышла улыбающаяся симпатичная девушка. «Наверное, продавщица», — догадалась Тамара.

Народу в магазине было не много, редкие покупатели молча ходили из одного угла в другой разглядывая украшения. Не успела Тамара немного оглянутся, как взгляд ее упал на подвеску, из темно синего сапфира. Камень продолговатой формы, красиво поблескивая украшал еще один, маленький бриллиантик, примостившийся с боку. Само украшение было выполнено в виде сочной, маленькой сливы. Камень висел, на тоненькой золотой цепочке и вместе этот комплект смотрелся очень красиво. Подвеска стоила не дорого, но и таких денег Тамара не могла себе позволить. Уж больно заметно это било по карману.

Сама не своя от огорчения Тамара вышла из магазина. «Ну зачем я туда поплелась! — негодовала она, — все равно каких либо денег у меня нет, и настроение себе испортила».

Целый вечер и затем и целую ночь подвеска не давала покоя Тамаре. Она так и вертелась у нее перед глазами. Наверное на ней, она смотрелась бы еще лучше, размышляла она. Ей казалось, что это маленькое украшение даже принесло бы ей немного счастья.

И под утро женщина решилась. Ну может же она себя побаловать хоть иногда?! И так в этой никчемной жизни, радости так мало. У нее словно крылья выросли, так она спешила на рынок. Сидя в автобусе, она нервно поглядывала на часы. Скупой водитель лениво растянулся на рваном кресле в ожидании все больше пассажиров. А уже когда и стоячего места в транспорте не осталось, тронулся в путь. В этот день он как на зло подолгу тормозил у остановок, ругался на проезжавшие машины и очень медленно ехал.

Спеша, Тамара прошла сквозь толпу покупателей и продавцов и уже издалека, она увидела небольшую толпу людей, скопившуюся у того самого магазина. На дороге и вблизи ювелирной, везде валялись разбитые стекла. На дверях магазина, запертых грубыми досками, висела железная цепь.

Вчера, поздно ночью, на магазин был совершен наезд. Люди в масках на машинах без номеров, разгромили все вокруг и забрав украшения, скрылись в неизвестном направлении. Владелец магазина был сильно избит и сейчас находится в больнице...

Не зная, что и думать, Тамара все стояла и стояла у разбитых витрин. Наверное она ждала, что сейчас двери ювелирной откроются и выйдет та самая улыбающаяся девушка и пригласит её зайти.

«Ну и хорошо, ну и славно, — успокаивала она себя по дороге домой. — Не зря ведь говорят: нет худа — без добра! Зато куплю Элине ею так горячо желаемые золотые туфельки».

В людском потоке Тамара скоро затерялась. И конечно же никто из прохожих не заметил как в уголках губ Тамары, вдруг образовалась новая, скорбная морщинка...


                Осень/2006-07


Рецензии
Благодарю за рассказ.

Григорий Иосифович Тер-Азарян   06.04.2013 09:45     Заявить о нарушении
Большое спасибо за отзыв!
С уважением, Ди.

Диана Ахматова   06.04.2013 15:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.