Глава одиннадцатая. Сюрприз

Продолжение.  Начало  в  гл. 1 – 10.http://proza.ru/2013/04/07/814

На  следующий  день  Николай  Александрович  прибыл  к  одиннадцати  часам,  как и  было  ему  назначено.  Катерина  Николаевна  вышла  к нему  в малую  гостиную,  где  и  состоялся  их  разговор.  Она  была  строга  и  немногословна.  Предложила  ему  сесть  напротив,  он  был  в хорошем  настроении,  улыбался.

-  Николай  Александрович,  извольте  ответить на  мои  вопросы,  я   как  мать,  должна  это  знать.  Где  Вы  предполагаете  жить  с моей  дочерью?  Я  не  намерена  оставлять её в деревне.  Мои  предпочтения  отданы  загранице,  я хочу, чтобы  моя дочь  жила  рядом  со  мной,  ей  нужно  общество.  Она  умна,  молода, красива, она не  создана  для  деревни, – от  её  слов  вдруг  повеяло  холодом, Николай  Александрович  понял,  что  эта женщина  уже  давно  всё  решила, и  улыбка  исчезла  с   его  губ.

- Катерина  Николаевна, Наталия  выросла  в деревне  и  сама  изъявляет  желание  остаться  здесь.  Я  намерен  купить  подходящее  имение,  где  мы  и  поселимся, - спокойно  отвечал   молодой  барин.

-  Ваш  ответ  меня  не  устраивает,  моя  дочь  будет  жить  в  Париже,  у  меня  там   свой дом,  который  со  временем  перейдёт  к  ней,  круг  знакомых  лиц,  где  она  станет своей,  ей  нужно  общение,  как  Вы  этого  не  понимаете? -  она  становилась   всё  настойчивее.

-  Наталия  Ивановна    знает  об  этом,  она  согласна? - пытался узнать  Николай Александрович.
-  Извольте,  о  чём   речь? Наталия -  моя  дочь,  она  воспитана  совершенно  иначе,  нежели современные  девицы. Её  мнения  я  спрашивать, не  намерена,  и    оставляю  за  собой  право  сделать так,  как  сочту  нужным.  Наталия   едет  с   нами в  Петербург,  там  мы  начнём  приготовления  к  свадьбе,-  отрезала  Катерина  Николаевна.   Николай Александрович  был  настолько  подавлен, он  не  знал,  как продолжать  разговор  дальше. Он  вдруг  понял,  что  её  хотят  увезти от него. У  него  не  было  слов, он  понимал,  что  молчать нельзя,  ибо  его  молчание  будет   принято,  как согласие.

-  А  как  же    наша  вчерашняя  помолвка  и  Ваше  благословение,-  Николай  запнулся, он  с ужасом  вспомнил,  что  из  её  уст никакого благословения не прозвучало,  и  согласия  тоже не было.  Ему  стало страшно.  Эта  женщина  опасна   не  только  для  него, но,  в  первую  очередь,  для  Наталии.

-  А  разве  Вы  слышали,  что  я  благословила  ваш  брак?  Этого никто не слышал, потому,  что  этого  не  было, -   к  его  ужасу, она  была  права.

- Любезная  Катерина  Николаевна,   за  что  Вы  так  не  любите  свою  дочь? –   отважился  спросить  молодой  барин.
-   Ну,  это  уж слишком.  Вот  когда  у Вас  будут  свои  дети,  тогда  Вы  и  будете  рассуждать  о  любви  к  ним, - отрезала  она.

-   Катерина  Николаевна,  я  люблю  Вашу  дочь  и   согласен  на  все  условия, лишь  бы  быть  с  нею  рядом,  я  буду  бороться  за  неё  и  за  её  счастье. А  сейчас  позвольте  мне  откланяться, - Николай  Александрович  хотел  как можно  скорее  покинуть  общество  этой  женщины,  она  была  неприятна  ему,  а главное – он  очень  боялся за  Наташу.
-   Как  Вам  будет  угодно,- сквозь  зубы  процедила  она.
Николай  не  хотел  уезжать,  не  поговорив  с  Наташей,  но  и   рассказывать ей о разговоре  с  княгиней  он  не  хотел,  это  было  бы  жестоко  с  его  стороны.  Он  решил,  что  приедет  завтра,  когда   успокоится  и  примет  решение,  но  что-то мешало  ему  уехать  так  просто,  и  он  зашёл  к  Сергею  Николаевичу  в кабинет.
 
Барин  был  занят  портретом  Анны  Андреевны.  Увидев  его,  Николай Александрович  поразился,  портрет ему понравился.  В  последнее  время  Сергей  Николаевич  и  молодой  барин  так  сблизились,  они  оба  по-своему  любили  Наташу,  желали  ей  добра. Николай  Александрович,  не  задумываясь,  спросил:

- Любезнейший  Сергей  Николаевич,  Вы  любите  Анну?-
- Мой  милый  друг,  Вы еще  слишком  молоды,  не  знаю, поймёте  ли  Вы  меня.  Я  думаю,  что  Вам  я  могу  довериться,- откровенно  сказал  Сергей  Николаевич.
-  Я  постараюсь  понять  Вас,  сударь! – ответил  Николай Александрович.

-  С  первой  минуты,  как  увидел,  я полюбил  эту  девочку,  как  полюбил  бы,  если  бы  она  была  моей  дочерью, -  откровенно  сказал  Сергей  Николаевич.
-  Как  странно  Вы  говорите.  А  разве  так  бывает? -  в  задумчивости произнёс  Николай.
- Бывает.  А  Вы,  милый  друг,  чем-то  расстроены?  Чем  же? – спросил  Сергей  Николаевич.

Николай   передал  весь разговор с Катериной Николаевной.  Сергей  Николаевич пребывал  в   удивлении,  и  не  знал,  что  ответить,   ему  стало  не  по  себе. Он  вспомнил,  что  вчера,  за  столом,  Катерина  Николаевна не  сказала тех  слов,  которых от неё  все  ждали,  но  никто этого не заметил.

-  Катерина  Николаевна  имеет очень  тяжёлый характер,  идти  против  её  воли  нельзя,  но  в  данном  случае  надо  бороться  за  свою  любовь  и Наташино  счастье, иначе она погубит её.  В  любом  случае  считайте  меня  своим  сообщником. Вы  правильно дали понять,  что  не  намерены  отступать,  но  это  будет очень  трудно, - с грустью  ответил  Сергей  Николаевич.- Я  думаю,  что  Наташе пока ничего не надо говорить.  Лучше  Вы  встретитесь  с  ней  завтра.
На  этом  они  расстались.

     Вечером  Катерина  Николаевна  объявила  брату  о  своём  отъезде  вместе   с  Наташей.  Сергей  Николаевич  почувствовал   что-то  недоброе  и  спросил:
-  Катерина,   Наташа    изъявила  желание  поехать  в  Петербург?
-  Она  об  этом  ещё  не  знает,  но  я  намерена  все  приготовления  к  свадьбе  вести  там,  надо  же  заказать  для  неё  наряд,  украшения, нанять парикмахеров, да  мало  ли  какие  ещё  дела  есть  у невесты  перед  свадьбой,-  удивилась  она.

-  Николай  едет  с  Вами? – спросил  Сергей  Николаевич.
-  Нет,  я  думаю,  не  стоит  ему  ехать  сейчас,  мужчины  не  любят  женских  секретов,  они  дурно  влияют  на  их  нервы, - ответила  Катерина Николаевна.
-  Катя,  получается,  что  Вы  втайне  от  жениха  хотите  увезти  невесту  в Петербург, или  я  чего-то  не  понимаю, - Сергей  Николаевич  не скрывал  своего  удивления.

-   Ах,  Серж,  тебе  всё  мерещится  какая-то  измена.  Когда  все  приготовления  будут закончены, назначен день свадьбы,  приедет  жених.  Что  тебя  не  устраивает?  А  сейчас  Наталия  привыкнет  к обществу,  она  же  совсем одичала  в деревне.  Я  побуду  с  ней,  чтобы  представить  её   в  свете,  сделать  там  её  своею,  разве ты против?

-   Нет,  конечно,  я не  против  всего  этого, но захочет  ли  она?  Ты  с  ней  посоветовалась? -  не  унимался  Сергей  Николаевич.
-  Ты знаешь,  Серж,  она  настолько  на столько  далека  от  общества,  что  её  ответ  мне  нетрудно  предугадать.

-   И всё-таки, Катя,  это  её  жизнь,  ей  решать.
-  Что  она  может  решить,  если  Вы  с маман  всегда  всё  решали за  неё?
-  Катя, не  надо  в таком  тоне  о  маменьке,  они  хорошо понимали  друг  друга.
-  Давай  прекратим  этот  разговор,  через  день  мы  уезжаем, распорядись,  чтобы  подготовили  экипаж.  А  сейчас  я  должна  побыть  одна.

После  этого  разговора  Сергей  Николаевич  чувствовал себя  дурно,  что-то  отвратительно - сомнительное  было  в голосе  сестры,  когда  она  говорила  о  приготовлениях  к  свадьбе, женских секретах  и мужских нервах.  Самое  страшное  было в том,  что  мнения  Наташи  никто не  спрашивал,  и  она  ничего  не  знала  о  маменькиных  планах.

На  следующий  день  весь  дом  с  утра  был  занят  приготовлениями  к  отъезду,  Катерина  Николаевна  дала  распоряжение  никого  не  принимать,  поэтому  Николай  Александрович не  смог  проститься  с  Наташей.

Она  весь  день  прождала  его,  до  последней  минуты  надеялась,  что  он  приедет  проститься   с   нею,  они  обо  всём  договорятся.  Он  не  приехал.    Наташа  уезжала  с  тяжёлым  сердцем,  не  понимая,  почему  Николай  не захотел  проститься  с  ней,  что  же  случилось?

Она  в  последний  момент  передала  Сергею  Николаевичу  письмо  для Николая.  Прощаясь  со   всеми,  Наташа  плакала,  Сергей  Николаевич  успокоил  её,  сказав,  что  он  обязательно  приедет  к  ней  вместе  с Николаем.  После  отъезда  дорогих  людей,  на  душе  у  Сергея  Николаевича  было  дурно,  он  понимал,  что  Катя  очень  тяжёлый  человек,  она  не  привыкла  считаться  с  мнением  других  людей.

 Проводив  гостей  и  Наташу,  Сергей  Николаевич  закрылся  у  себя  в кабинете,  но вскоре  ему  доложили,  что  пожаловали  князь  Краснолуцкий  Николай  Александрович.  Он  принял  князя,  тот  был  очень возмущён  вчерашним  отказом, принять  его.  Сергей  Николаевич  удивился:  никаких указаний  он  не  давал,   тем более  он  знал,  что  Наташа  ждала  своего  жениха.  Сергей Николаевич  успокоил  Николая,  приказал  принести  в  кабинет  кофе,  Николай  несколько  расслабился,  хотя  тревога  не  покидала его. В  письме, которое  Сергей  Николаевич  передал от  Наташи,  было  написано  следующее: «Николай  Александрович,  если  я  Вам  небезразлична,  прошу  Вас,  приезжайте  в  Петербург. Мне  очень  страшно». Жизнь в поместье  протекала  своим чередом,  по  вечерам  было  тихо,  Сергей Николаевич  занимался  со своими делами,  Ирэн  пребывала  в  счастии,  все  её  мысли  были  связаны  с предстоящим  рождением  ребёнка.

  А  в  Петербурге  тем  временем  шли  приготовления  к свадьбе.  Катерина  Николаевна была  очень  ласкова  с  Наташей. Она наняла  лучших  портних,  которые  полностью  обновили  гардероб  её  дочери.  Не  раз  возила  её  к ювелиру,  были  куплены новые   очень  дорогие  украшения.  Пригласила  парикмахера,  который   следил  за  её  волосами  и  причёской,  доктор ежедневно контролировал  состояние  здоровья Наташи.


 За  несколько  дней  Наташа  внешне преобразилась,  от  её  деревенского  образа  не  осталось и  следа,  она  стала  выглядеть  как  настоящая  светская  дама.  Катерина  Николаевна  восхищалась  ею,  и  была  довольна   произошедшими изменениями.


Наташа  очень  скучала,  во  сне  видела  любимое поместье,  Николая,  дядюшку,  Ирэн, ждала  встречи  с  женихом,  но  его не было.  Свадебное  платье  было  готово,  как  же  оно  было  красиво!  Она  представляла  себя в этом  платье,  рядом  с  Николаем,  от  счастья  у неё  захватывало  дух.  Наташа  торопила  маменьку:  пора  вызвать  Николая,  та  успокаивала её,  что  всему своё  время, осталось  ждать  недолго. Однажды Катерина  Николаевна  сообщила  Наташе,  что  её  ждёт  сюрприз.

- Маменька,  Вы  хотите сказать,  что  Николай  уже в Петербурге  и  вот-вот будет  у нас? – спросила  Наташа.
-  Наталия,  я  приложила все усилия  к  тому,  чтобы  ты  была счастлива, детка  моя! – Катерина  Николаевна  была  любезна  с  дочерью,  как  никогда.

В  этот  момент  их  разговор  был  прерван,  служанка  доложила,  что  прибыл   господин  Добродеев.  Катерина Николаевна приказала  его  принять  в гостиной.
- Наталия, я прошу Вас  быть  благоразумной, - сказала  она. – Вы  должны  познакомиться   с уважаемым  человеком.  Он  пришёл  к  Вам.
-  Какой  человек?  Я  его  знаю?  Зачем он пришёл  ко мне? – испуганно  спросила  Наташа.

-  Отчего Вы   так испугались?  Я  же  ничего  Вам не навязываю. Познакомьтесь,  присмотритесь  и  всего-то,- продолжила  Катерина  Николаевна. – Это  очень  достойный  человек,  он  умён  и  богат, имеет  положение  в  обществе.   В Париже  он  живёт  по  соседству  с  нами,  недавно  он  овдовел,  теперь  он  хотел  бы  жениться, ему  нужна  такая  женщина,  как Вы,   а  для  Вас  лучшей  партии  я   не  вижу.

-   Да  что  Вы,  маменька!  Я  помолвлена!  Николай  Александрович – мой  жених!  Я  люблю  его! – со слезами  произнесла  Наташа.
-    Наталия, Вы  должны  понять,  что  я  хочу  для  Вас  другой  жизни,  нежели  та,  которую  предлагает  Ваш жених!  Вы  молоды, красивы, умны, Вы  должны  жить в Петербурге,  блистать  в обществе!  Николай  Львович  поможет  Вам стать  светской дамой,  Наталия,  Вы только  представьте,  какая  жизнь  ждёт  Вас!  Я  ничего  не  хочу больше  слушать,  надо  помнить о приличии,  нас  ждут, - сказала  она  и  подтолкнула  Наташу  к  двери.

В гостиной,  куда  вошли  Катерина  Николаевна  и  Наташа,  их   ждал  седовласый,  полный  мужчина,  он  встал  при  встрече  с  женщинами, каждой  поцеловал   руку. 
-  Доброго  Вам  дня,  уважаемый  Николай  Львович,  мы  очень  рады  Вашему  визиту,   с   удовольствием  представляю  Вам  свою  дочь  Наталию  Ивановну, - голос  маменьки  звучал  как-то  наигранно  и  фальшиво,   она искусственно улыбалась, и это не  понравилось  Наташе,  как  не  понравился  и  сам  гость.

-  Очень  приятно  видеть  такую  красавицу, - так  же  фальшиво  ответил  он.  Их  разговор  начинал  раздражать  Наташу,  но  она,  молча,  наблюдала  за  развитием  событий.
-  Я  наслышан  о  Вас, Наталия  Ивановна,  что  Вы  предпочитаете  жить в деревне,  вдали  от  Петербурга,  но  это  несправедливо, крайне  несправедливо,  скрывать  такую красоту,  такой  талант, которым  Вы  располагаете,  в глуши, - растягивая  слова,  произнёс  он.

-  Какой  талант,  Вы  о  чём? – спросила  Наталия.
-  Наталия  Ивановна, я  мечтаю  Вас  послушать,  говорят,  у  Вас  ангельский  голос, -
- Конечно,  Наталия  Ивановна,  непременно  споёт  для  Вас, -  вмешалась в разговор  маменька.  Это  было  похоже  на  торг  и   окончательно  разозлил  Наташу.

-  Я  не  пою,  сейчас  я  немного  простужена  и  не  в  голосе, - нашлась  Наташа,  которая  вовсе  не  хотела  петь.  Маменька  изменилась в лице,  это ей не  понравилось.
-  Николай  Львович,  у   Вас ещё  будет  время,  Наталия  будет  петь  только  для  Вас, - язвительно  сказала  она.

-  Маменька, я  неважно  себя  чувствую,  могу ли я  покинуть  вас? -  спросила  Наташа.
-  Да,  милое  дитя,  но  прежде  я  хочу,  чтобы  Вы    назначили  время  завтрашней  встречи  с нашим  дорогим  гостем,- ответила  Катерина  Николаевна.

-  Я  не  уверена,  что  она  состоится,  я  дурно  себя  чувствую,- ответила  Наташа.  -  Извините  меня,  маменька,  я могу  идти?
-   Наталия  Ивановна,  если  всё  действительно  так,  то  немедленно  ложитесь  в  постель,  я сейчас  пришлю  к  Вам  доктора, - обеспокоилась  маменька.
Наташа откланялась  и  вышла  из  комнаты,  в  коридоре  она  встретилась с  Иваном  Петровичем,  он  направлялся  в гостиную,  куда  его  почему – то  не  пригласили.
-   Папенька,  как  же  так? -  Наташа  залилась слезами.

-  Девочка  моя,  доченька,  прости  меня, но  я  ничем  не  могу  тебе  помочь, -  со  слезами  проговорил  папенька,  обнимая  и  целуя  Наташу.
-  Папенька,  я  люблю  Николая  Александровича,  я хочу стать его женой, почему  маменька  не  понимает  меня?  Если  бы  жива  была  моя  бабушка…-  Наташа  рыдала  при  одной  мысли  о  том,  что  её  ждёт  впереди,  если  маменька  не  образумится,  а  сделать  это  будет очень  трудно. Она  привыкла  всех подчинять себе.

Иван  Петрович  обнял  свою  любимую  дочку,  к  ним  навстречу  вышел  доктор.
-  Наталия  Ивановна,  Ваша  маменька  приказали  Вас  осмотреть,  пройдите  в  свою  комнату,  ложитесь в постель, я сейчас  буду, - учтиво  сказал он.
Иван  Петрович  проводил  Наташу  до  её  комнаты, обнял  и  поцеловал   в  лоб.
-  Держись,  детка!  Я  помогу  тебе! – сказал  он.

-  Папенька,  сообщите  дядюшке,  я хочу,  чтобы  он  приехал  за  мной, я хочу домой,  я  не  могу  здесь  больше  оставаться! -  у  Наташи  началась настоящая  истерика.  Вошедший  доктор  попросил  Ивана  Петровича  выйти.  Даже  в   коридоре  он  слышал   плач  дочери,  и  сердце  его  обливалось  кровью,  от  того,  что  он  ничего  не  может  сделать  для  неё.  Повлиять  на  решение  Катерины  Николаевны не  мог  никто,  а  она, судя  по всему,  серьёзно  решила  изменить  судьбу  дочери.


Продолжение  следует…http://proza.ru/2013/04/10/1283


Рецензии
Да бывают такие матери. Это ужас что такое. Спасибо!!!

Игорь Тычинин   04.10.2020 17:49     Заявить о нарушении
Спасибо, Игорь!
Они и тогда были, и сейчас есть!
С уважением,

Эльвира Гусева   08.10.2020 20:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.