Л. Полякова О Валентине Дорожкиной

Остров спасения Поэтессы - Дорожкиной
 
Дорожкина Валентина Тихоновна — заместитель председателя правления Тамбовского отделения Союза писателей России, член Союза журналистов России.
Автор стихотворных сборников: «Причастность» (1978), «Венок солдату» (1982), «Остров спасения» (1989), «Опять тревожит душу листопад» (1999), «Неотправленные письма» (2000), «Благая весть» (2008) и других. Заслуженный работник культуры РФ, лауреат журналистских и литературных премий: имени первого редактора газеты «Тамбовская правда» И. А. Гаврилова, издателя И. Г. Рахманинова, писателя Г. Д. Ремизова, поэтов Е. А. Баратынского и В. А. Богданова. Живёт и работает в Тамбове, руководит детским литературно-творческим объединением «Тропинка» при областной детской библиотеке. Коллектив в 1994 году получил звание Народного, а в 2002 году стал лауреатом областной премии им. Е. А. Баратынского. В этом же году за работу с одарёнными детьми Валентине Дорожкиной в Москве был вручён диплом Национальной премии имени Л. Н. Толстого. Валентина Дорожкина награждена орденом Дружбы, знаками «За заслуги перед Тамбовской областью», «За заслуги перед городом Тамбовом». Её имя внесено в энциклопедию «Лучшие люди России».
Автор предисловия к сборнику стихов В. Дорожкиной «Весь мир проходит сквозь меня» (Тамбов, 2001) Татьяна Ушакова представила, можно сказать, исчерпывающее описание творческого пути этого автора. Здесь сообщается, что Валентина Дорожкина родилась в городе Мичуринске в семье железнодорожника, её детство пришлось на военные сороковые годы. Окончив школу и не поступив с первого раза в Мичуринский педагогический институт, будущая поэтесса, зарабатывая производственный стаж, трудилась в разных организациях. Мечта об институте осуществилась лишь в 1962 году. К этому времени
В. Дорожкина уже переехала в Тамбов, где и поступила на историко-филологический факультет пединститута, по окончании которого работала учителем в Знаменском районе. Кем она только не была в долгом и трудном пути в литературу! Шесть лет работала корректором в областной типографии «Пролетарский светоч»; семь лет — редактором многотиражной газеты «Народный учитель» Тамбовского педагогического института; столько же — заместителем ответственного секретаря областной газеты «Тамбовская правда», редактором еженедельника «Новости»; с 1985 по 1992 год занимала должность старшего редактора Тамбовского отделения Центрально-Чернозёмного книжного издательства.
Именно Т. Ушакова точно определила природу таланта В. Дорожкиной. Она первый её поэтический сборник назвала, с одной стороны, как бы кодом существования автора в поэтическом творчестве (спустя много лет этот код выразится в стихотворной строчке «Весь мир проходит сквозь меня»), с другой — программой жизни лирической героини.
«По природе своего таланта Валентина Дорожкина скорее лирик, — пишет автор предисловия. — Её стихи о природе, о дружбе и любви — желание показать красоту жизни во всём её многообразии. Лики любви в творчестве поэтессы бесчисленны: любовь-поединок (“Разлука”), любовь-трепет и нежность (“Люблю тебя, сомнений быть не может…”), любовь-преклонение, что сродни высокой дружбе (“Не опоздай”). Это чувство светлое и беспечальное. Но есть место в стихах Валентины Дорожкиной и любви горькой» (с. 5). Иван Овсянников назвал сборник сонетов Дорожкиной «Только любовь» «своеобразной симфонией о любви», и Т. Ушакова приводит его оценку: «Это великолепное мозаичное полотно, отразившее душевный и духовный мир современного человека… Да, несмотря ни на что — ни на возможные измены, ни на расставания, ни на чёрную бездну тоски, которая порой охватывает автора, любовь сама по себе — радость и счастье, Божья благодать, загадка вселенной. И эта мысль — лейтмотив всего цикла, выражена афористично:
Любовь моя мне принесла страданье,
Но ведь и счастье принесла любовь.

И сколько же в сонетах таких афористичных строк, — заключает И. Овсянников, подмечая одну из самых характерных черт лирики поэта, — которые хочется перечитывать, запоминать, делиться радостью открытия с близким другом. А это — один из признаков истинности поэзии, её оригинальности» (Овсянников И. И. «Любви моей полёт» // Дорожкина В. Т. Только любовь. Тамбов, 1993. С. 6).
В. Т. Дорожкина обладает редким и удивительным талантом быть всегда влюблённой — в жизнь, природу, людей, в свой дом и город. Эта влюблённость, не иссякаемая ни при каких обстоятельствах, служит тем камертоном, по которому настраивается всё лирическое пространство поэзии автора, отмеченной мудростью влюблённого сердца. И, как правило, мудрость концентрируется в концовках стихотворений, которые, согласимся с И. Овсянниковым, действительно становятся афоризмами, которые хочется не просто запомнить, осмыслить, но принять в качестве жизненного ориентира:
Душа и разум вечно в споре:
Душа мечтает о просторе,
Стремится птицею в полёт,
Но разум крыльев не даёт

Свои он строит планы скрытно —
В запретную проникнуть глубь.
Душа так часто беззащитна,
А разум постоянно груб.

Душе так хочется полёта —
Хотя б на несколько минут!
Но разум прыгнул с самолёта,
И — не раскрылся парашют.
                («Душа и разум»)

Выход на поэтическую медитацию, лирику размышлений непременно связан в творчестве Валентины Дорожкиной с декларированием собственных творческих постулатов, с формулированием своего отношения к процессу поэтического творчества. Обращаясь к своей Музе («К Музе»), поэт советует ей не учить рифмовать, «ведь не хитрое это дело, рифмовать я с детства умела»:
Научи меня душу отдать
Каждой строчке и каждому слову,
Чтоб достойно держать ответ.
Научи воспевать полову,
Ибо колос давно воспет…

Вот творческое кредо автора, воспеть не только очевидную красоту и целесообразность, но и «полову», то, что, на первый взгляд, и недостойно одухотворения.
Сила самовыражения в поэзии В. Дорожкиной держится не столько на поэтической форме, сколько на энергии личности самой поэтессы. Её поэзия — скромная, тихая, добродушная и предельно честная, очень нужная современному человеку, продолжающему терять представления об истинных ценностях.
Есть у поэтессы стихотворение, навеянное судьбой героини Леонида Леонова Евгении Ивановны из одноимённой повести, судьбой женщины, сменившей гражданство:
А женщина молча на камень
Упала, как птица без крыл,
И била туман кулаками
За то, что Россию закрыл.

В. Дорожкина понимает весь трагизм положения леоновской героини, ибо хорошо знает цену любви к России. Иначе не написала бы она «Мечтаю поездить по белому свету. / О странах далёких, как в детстве, мечтаю… / Мечтаю, мечтаю, но каждое лето / Я в поезд сажусь и в Москву уезжаю». Это написано в стихах. А в жизни она едет в Москву не только летом, а в любое свободное от работы время. Там в больнице лежит тяжело больной человек, соратник по перу. Патриотизм — чувство вполне конкретное, его невозможно выразить никакими бравыми и форсистыми языковыми «па», если душа глуха и к тревогам народным, и к судьбам отдельного соотечественника.
Валентина Дорожкина не спешит оставлять свою журналистскую деятельность и работу в качестве руководителя творческого детского объединения «Тропинка». Найти героя в гуще жизни, а не взять его взаймы или на прокат у более талантливых и более знающих жизнь собратьев — эта черта творческого поведения поэтессы придаёт её поэзии жизнестойкость.
В критической литературе в ходу сравнение поэзии, сделанной по всем правилам стихотворной грамматики, но лишённой живительных соков человеческого переживания, с бумажным цветком, не дающим запаха. В стихах тамбовской поэтессы мы сталкиваемся с иной ситуацией. Бывает, стихотворение незатейливо «сшито», но всё равно сохраняет заряд человечности, способной удержать внимание читателя. Таково стихотворение «Вы немало уже исходили». Оживлённая магистраль города, грохочут мощные моторы, улицу переходит старая женщина:
А бедная приложит руку к уху
И слушает, поглядывая вниз…

И надолго запоминается эта беззащитная старушка наедине с гулом современной магистрали. Внимательный и человечный взгляд поэтессы из многообразной картины бытия высветил лишь одну драматическую ситуацию, но такую, которая отодвинула на задний план мысли о стихотворной форме.
Лирика Валентины Дорожкиной неброская и ненавязчивая, под стать её героине:
Тобой живу. Тобой дышу.
И письма длинные пишу.
Ни одного не отошлю.
Люблю!

Оттого и «званый гость», долгожданный собеседник в нашем доме героиня Валентины Дорожкиной, что мы ценим скромность, что истосковались по обычному человеческому теплу и человеческому участию.
Совершенно особое место в сборниках В. Дорожкиной занимают «Стихи о хлебе», они придают им особый вес, эстетическую внушительность, как венок сонетов, посвящённый Дню Победы, в своё время поднял на новую ступеньку всё творчество поэтессы. Для широкого круга читателей Валентина Дорожкина началась со стихотворения «Моя причастность к войне». Им вовсе неслучайно в 1978 году открылась первая книжка автора, вышедшая в Воронеже, «Причастность». Активная гражданственность и интерес к остро социальным проблемам нашего бытия — выразительная линия творчества тамбовской поэтессы, обеспеченная ресурсами её личности.
И в жизни, и в творчестве Дорожкина едина. Это очень существенно для творческого результата. Последовательна она и в своей памяти об отце-воине, которому посвятила своё первое, самое удачное стихотворение «Моя причастность к войне». И не игра, не поза, а желание быть похожей на отца, погибшего в Великую Отечественную, желание оправдать гражданскую миссию дочери фронтовика диктует поэтессе вот эти строчки:
Если б видел меня отец,
То сказал бы:
«В меня уродилась».
И добавил бы: «Молодец!»

Известный писатель Л. Соболев, много лет возглавлявший Союз писателей РСФСР, под аплодисменты однажды назвал советскую литературу «большим кораблём»: «И если есть ещё на нашем большом корабле пассажиры, то стыдно не нам, команде корабля, а им. Пассажиром можно плавать на туристском теплоходе, а не на рыбачьем траулере или боевом корабле. Мы же на нашем корабле идём в бой». В бой за красивого человека, за жизнь, полную добра, света и тепла.
Принимает ли участие в этом бою поэтесса Валентина Дорожкина? Да. Она на корабле литературы не пассажир.
В 1989 году написана прозаическое произведение В. Т. Дорожкиной, автобиографическая повесть «Как говорила моя бабушка…» (Тамбов, 2000). Она стала полной неожиданностью для читателя, который привык видеть фамилию этого писателя под стихотворными текстами. Оказалось, что проза в творчестве автора-поэта является не только органичной для его творчества, но совершенно неотъемлемой частью. Если не прочитать это произведение, многое в поэзии Дорожкиной можно недочитать, недочувствовать, недопонять, а самого автора недолюбить. «Как говорила моя бабушка…» для автора многочисленных поэтических сборников — в некотором роде программное произведение: в нём истоки поэтического мировидения и мироотношения, корни сформировавшейся личности писателя, благородного жизнелюбия.
В. Дорожкина подсказала читателю точный жанровый ориентир, назвав произведение «автобиографической повестью». Точно и авторское посвящение «Памяти мамы и бабушки». Именно бабушка автора проходит от начала до конца повести, определяет сюжет и как бы «дирижирует» взаимоотношениями героев-родственников, в том числе между матерью и её детьми, матерью и свекровью. Да и бабушка в повести изображена так, что она запоминается именно как Мать. Основной сюжетный стержень воздвигнут буквально на пьедестале великого выживания послевоенного человека, детей.
Ярко написанный и потому запоминающийся портрет бабушки, как и картина всей послевоенной жизни, на страницах повести складывается из разных красок, тонов и полутонов. За свойственной почерку автора лёгкой улыбкой, в которой не снисходительность к старой безграмотной женщине, а потрясающая любовь к ней, сохранившаяся на всю жизнь, восхищение её жизнелюбием, добротой, каким-то могучим терпением, не может спрятаться весь трагизм русской жизни накануне войны и послевоенного времени. Сберегающим лучом света освещена жизнь в доме бабушки. Здесь нет уныния, здесь любят труд, любят и берегут детей. В доме бабушки живут по принципу «Вперёд не иди и сзади не отставай». Бабушкины многочисленные афоризмы, как и этот, выражают жизнелюбивую и жизнестойкую мудрость умной и доброй женщины-матери.
Концентрацией авторского восприятия всей послевоенной действительности, отражённой в повести, конечно же, является бабушкин дом. Всё он пережил на своём веку: и гибель на фронте троих сыновей, и послевоенную разруху и голод, и бытовые неурядицы, и сиротство внуков и радость их вырастания, радость добытого куска хлеба. В этом доме господствует мораль, заложенная автором в частушку, «прибаску», которую часто поёт мать:
Иду полем-огородом,
Иду, песенку пою.
Не хочу перед народом
Открывать тоску свою.

Бабушка и её дом — одно целое. Она любила дом, и дом любил её. Скрепляющим их началом в повести является запах яблок, антоновки. Подробно в повести описаны двор, огород, сад у дома.
Запах антоновки, столь бережно хранимый бабушкой, — это запах дома, родного, это память души и сердца. Это отношение к прошлому и к себе.
Характерной деталью портрета бабушки, атрибутом картин жизни в повести В. Дорожкиной «Как говорила моя бабушка…» является язык произведения, бережно сохранённый чутким пером автора не только в диалектном выражении, богатстве, роскоши, бездонных возможностях в передаче жизненной философии, настроений, отношений между людьми, а главное — между взрослыми и детьми. Несмотря на трудную жизнь, которую нам сегодня и представить невозможно, используя огромные ресурсы русского языка, взрослые и, прежде всего, бабушка создавали для детей особую языковую картину жизни, в которой были уют и тепло…
Повесть «Как говорила моя бабушка…» завершается скупой информацией о похоронах бабушки и грустным авторским взглядом в наш сегодняшний день: «Сейчас наша улица — по прошествии стольких-то лет! — если и изменилась, то далеко не в лучшую сторону: дома ещё больше постарели, многие сады, лишившиеся рачительных хозяев, посохли, грязь всё та же…
— Хозяина нет… Ох, нет хозяина, — сказала бы бабушка и была бы, как всегда, права»…
Один из многочисленных сборников стихов В. Дорожкиной называется «Остров спасения» (Тамбов, 1989). В названии этой книги, пожалуй, наиболее точно сформулировано значение творческой работы автора. Читая её лирику и прозу, действительно входишь в мир, в котором светло и уютно, в нём господствуют душевность и покой. Это ещё и ещё раз подтверждает вышедший в 2008 году сборник Валентины Дорожкиной «Благая весть».
Ну а к юбилею поэтессы в издательстве Тамбовского отделения Литфонда России вышел сборник «Дорога жизни». Он наконец-то представит читателям в полном объёме В. Дорожкину-прозаика, В. Дорожкину-критика и краеведа. Новая книга даёт представление не только о творчестве её автора, но и о литературной жизни Тамбовского края, с которым связаны имена многих писателей разных эпох.


Рецензии
www.youtube.com/watch?v=5ecZw13-yUs&featur

Виктор Герасин   04.03.2015 14:43     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.