Скотт Холланд, Смерть не стоит гроша

Henry Scott Holland (1847–1918)


+++++++++++++++++++++

СМЕРТЬ НЕ СТОИТ ГРОША

Смерть не стоит гроша,
Просто я незаметно в соседнюю комнату вышел.
Я есть я, ты есть ты,
Кем мы были друг другу, мы те же останемся впредь.
Называй меня так же как прежде, привычно;
Обращайся свободно, как мы обращались всегда,
Не меняй интонаций;
Не впадай и ни в скорбь, и ни в пафос;
Смейся так, как обычно смеялись,
Легким шуткам, что нас развлекали с тобой.
Улыбайся, играй, вспоминай и молись обо мне.
И пусть имя мое навсегда
Будет частым в твоем обиходе.
Говори о нем буднично,
Не как о призрачной тени.
Жизнь течет, как текла,
Не сменив своего назначенья.
И ничто не сломало заведенный жизненный ход.
Что есть смерть, как не случай нелепый на марше?
Кто сказал, что забыт, если я недоступен для глаз?
Знай, что жду я тебя,
Срок придет, где-то близко,
Там, за тем поворотом.
И все хорошо.

++++++++++++++++++++

Death is nothing at all
 I have only slipped into the next room.
 I am I, and you are you:
 Whatever we were to each other, we are still.
 Call me by my old familiar name;
 Speak to me in the easy way you always used
 Put no difference into your tone;
 Wear no air of solemnity or sorrow;
 Laugh as we always laughed
 At the little jokes we enjoyed together;
 Play, smile, think of me, pray for me.
 Let my name be ever
 The household word that it always was.
 Let it be spoken without effect;
 Without the ghost of a shadow on it.
 Life means all that it ever meant.
 It is the same as it ever was.
 There is absolutely unbroken continuity.
 What is this death but negligible accident?
 Why should I be out of mind because I am out of sight?
 I am but waiting for you,
 For an interval, somewhere, very near
 Just around the corner.
 All is well.

***


Несмотря на свои многочисленные заслуги и прижизненную репутацию активного защитника социальных реформ и выдающегося проповедника, в памяти потомков Генри Скотт Холланд остался благодаря сравнительно небольшому отрывку, известному по первой строке «Death is nothing at all», который получил весьма широкую известность и часто цитируется на похоронах.
 
Генри Скотт Холланд всю свою сознательную жизнь интересовался вопросами социальной справедливости, являлся организатором Христианско Социального Союза, в своих проповедях осуждал социально-экономические пороки общества, однако, родился и вырос он среди людей богатых и привилегированных. Его отец, Джордж Холланд, унаследовал крупное состояние от своего отца, одного из совладельцев торгового дома Стриклэнд энд Холланд. Его мать была дочерью лорда Гиффорда, который занимал должности Генерального Прокурора, Вице-Спикера Палаты Лордов и Председателя Апелляционного Суда.   

Как и положено отпрыску людей богатых и знатных, Генри Скотт Холланд обучался подростком в Итоне (который дал Англии 20 премьер министров), а потом в Оксфордском университете. В первые годы в Оксфорде он не блистал академически и даже провалил вступительный экзамен, поступив в университет только со второй попытки. Учась в университете, Холланд ничем не выделялся до тех пор, пока он не встретился  с философом Томасом Грином (Thomas Hill Green,1836 – 1882), который, будучи его тьютором,  вдохновил своего ученика идеями религиозных и социальных реформ.

Генри Скотт Холланд окончил университет, добившись высшего академического почета, став «Первым среди лучших», и по окончании ему была предложена должность преподавателя философии в колледже Церкви Христа в том же Оксфордском университете. В это же время Холланд впервые столкнулся с нищетой и грязью лондонских промышленных трущоб. Потрясенный увиденным, он начал пропагандировать идею Миссионерских Домов, которые бы служили местом контактов представителей академического сообщества с людьми из неимущих классов.

В 1884 году Холланд был назначен каноником Собора Святого Павла в Лондоне. Будучи хорошо знаком с социальными проблемами Лондона, он пришел к убеждению, что Англиканская церковь нуждается в изменениях. Холланд утверждал, что церковь не может более игнорировать страдания людей на улицах, полных зловония и человеческих несчастий. Он предложил радикальные реформы, которые он назвал «Христианизация социальной структуры».

Генри Скотт Холланд организовал группу единомышленников, известную по-английски как PESEK - Политика, Экономика, Социализм, Этика, Христианство. Члены этой группы полагали, что своим бедственным положением неимущие обязаны капиталистическому способу производства, который «эксплуатирует рабочие классы».

По Холланду, капиталистические компании не обладают сознательностью и, следовательно, поступают безнравственно. Капитал и труд должны кооперировать, разделяя общую цель, но система превращает их в неравных соперников. Проблема может быть решена с помощью государственного регулирования. Роль Англиканской Церкви он видел в том, чтобы убедить общество, что «обязанности перед Богом и обязанности перед человеком одни и те же».

 В 1889 году Холланд основал Христианско Социальный Союз - Christian Social Union (CSU). Организация провозглашала своей целью: «исследовать области, в которых нравственные истины и христианские принципы могли бы смягчить социально-экономическое неустройство общества».

В 1910 году Холланд был назначен на чрезвычайно престижный пост Королевского Профессора Теологии в родном ему Оксфордском Университете.

В обширном некрологе на смерть Оксфордского профессора и знаменитого проповедника, опубликованном в лондонской "Таймс", не нашлось и слова о произведении, благодаря которому имя Генри Скотта Холланда остается на слуху вот уже более ста лет.


Рецензии
5 января наступившего года не стало моей подруги Гали. Когда вдруг зазвонил телефон,еще не зная, кто звонит, подумалось: Гали нет. Так и оказалось. Для меня это большая потеря. Закончив разговор, почти не в себе, вернулась к бумагам, которые разбирала перед этим. Разворачиваю первый попавший в руку лист, читаю стихотворение, начинающееся со слов: "Смерть не ничто. Я в комнате, что рядом. То кем я был для вас, я остался, ведь правда?.."
Дочитала до конца, отступили слезы, душившие горло, мысль мелькнула - окуда это у меня, это стихотворение? Ведь такого листка я никогда не держала в руках, мне не знакомо это стихотворение, и подумалось, Галочка, дорогая, ведь это ты меня утешаешь... За весь этот день перечитывала его много раз, все более утверждаяясь, что это послание из мира иного. Несколько дней спустя посмотрела на имя автора стихотворения. Почему-то ми оказался некто Шарль Рени. Посмотрела в и-нете - какой-то бельгийский ботаник - специалист по грибам.. Но все же хотелось найти что-то еще, не может даже ботаник ограничиться всего лишь одним стихом при том, на мой взгляд, просто гениальным. Ничего не нашла; поиск занял еще некоторое время, и вот удалось установить авторство первоисточника - Генри Скотт Холланд, а потом обнаружила и Ваш, уважаемый Михаил, вариант перевода. Не могу судить, какой из них лучше, не знаю английского. (Это отдельная тема,здесь не рассматриваемая. Спасибо за Ваш труд, потому что на этом я могу поставить точку в истории моих поисков. Если захотите прочитать имеющийся у меня вариант, то обязательно пришлю. И прошу Вас, если Вы православный человек, помяните мою подругу, монахиню Галину, да упокоит ее Господь в Своих селениях.

Вера Ященко   17.01.2014 02:45     Заявить о нарушении
Уважаемая Вера!

Я чрезвычайно тронут Вашим комментарием.

Порой, и даже часто, я хочу бросить все это здесь на прозе.ру, закрыть страницу и посвятить свое время чему-нибудь дельному. И вот, такой комментарий, как Ваш, как бы оправдывает мое здесь пребывание. Оказывается, это может быть кому-нибудь нужно.

Признаюсь Вам, что я неверующий. Однако, я не думаю, что это может помешать мне держать в мыслях Вашу подругу, монахиню Галину.

С глубочайшей признательностью,

Михаил Абрамов   17.01.2014 06:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.