Строк невычурных страницы

(Заметки о книге братского поэта Юрия Жернакова «Сказы об Ангариде»)


В 2000-ом году у Юрия Жернакова вышла в свет книга сказов и историй в стихах. Это уже не первая книга автора. Не всё в ней в художественном смысле равноценно. Есть слабые,  не несущие поэтической нагрузки строки,  как бы заполняющие на скорую руку отдельные стихи. Встречается в них  порой и литературная неряшливость, снижающая уровеньпроизведений. Но таких огрехов немного. В целом книга получилась добрая  и светлая. Она учит детей любви к своей малой родине, к миру и согласию с Природой, расширяет их исторический кругозор и фантазии. Например, в  «Песне об Ангариде» автор открывает им целую заповедную планету Ангариду  (так назвал австрийский геолог Эдуард Зюсе (Сибирское Приангарье).  И ребятам, выросшим в Братске, Усть-Илимске, Ангарске и других  более молодых  современных городах и селениях интересно будет будет узнать, что:

                Ангарида – плато древнее планеты.
                Здесь был первый человечества причал.
                ....................................
                Динозавры здесь и мамонты бродили,
                И кишела рыбой всякой Ангара.
                Ну а мы цивилизацию родили –
                О потомках позаботиться пора.

Здесь сказываются не только восхищение первозданностью окружающей первобытного человека Природой, но и тревога поэта за будущее своего края, за будущее планеты, чтобы люди своими руками не разрушили этот хрупкий мир, а оставили его для потомков таким же цветущим и загадочным, как Ангарида. С особой силой звучит эта  тревога в его  «Сказе о горе Монастырке», где по древним преданиям поселился монах-отшельник, который жил в согласии со всей«лесной братией», понимая их язык, лечил их недуги. А по вечерам, сидя у веселого костерка, рассказывал им сказки… А звери и птицы в благодарность за этодобывали монаху съестные припасы, утепляли жилище,  заготавливали  на  зимудрова…
Такое гармоничное существование человека с окружающим миром продолжа- лось бы вечно, и гора Монастырка, освященная тайной, оставалась бы со всеми ее обитателями неприкосновенной под Божьим приглядом, если бы не вторгся сюда царь-природы:

                Жила бы, не знаючи горя,
                Но всё перепутал прогресс,
                И выросло Братское море,
                Плотина и мощная  ГЭС…

Далее Юрий Жернаков с еще большей горечью отмечает:

                И старого Братска не стало –
                Взглянуть на него бы глазком.
                Истории нашей немало
                На дне оказалось морском…

Самый страшный недуг человечества – людское беспамятство: ибо любая нация, не помнящая своих исторических корней, обречена на вымирание. И Жернаков, выступая здесь с гражданских позиций, пытается предостеречь ребят  от этого.
… Используя элементы фольклора и сибирского диалектного говора в своих сказах, Жернаков приближает их к жанру русских народных былин и сказок, наполняет содержание поэтическим звучанием. И это очень важно для детей с целью воспитания у них хорошего читательского вкуса, т.к. сказки обогащают язык ребенка, делают его добрее и нравственнее чище, учат любви к своему родному русскому слову, что очень сейчас недостает нам, взрослым…
И этот богатый, эмоциональными красками, язык сумел сохранить в себе и донести до ребят в своих сказах Юрий Жернаков… Не нарушая традиций «устного народного творчества», в построении  «Сказа об Ангариде», он начинает его зачин, как и большинство русских сказок, со слов:

                Было это в нашем царстве
                Да в Сибирском государстве…
                Здесь царевич, младший брат
                На лягушке был женат…
                Жил Кащей в лесном дворце,
                Смерть свою хранил в ларце.
                … Ангариды небеса
                Помнят эти чудеса…
            
Я, думаю,  детям интересно будет поближе познакомиться со сказами, чтобы лучше знать историю своего края.
Необычными по своим фантастическим приключениям в книге являются и «Космические истории». В них автор создает неповторимые, смешные ситуации для своих  героев. Например, в истории  «Твердый характер» он решает вырвать героиню  повествования из надоевшего ей деревенского быта, подвергнув при этом ее различным злоключениям и испытаниям:

                Наша корова решила летать,
                Стала о небе, о звездах мечтать…
                Мигом она оказалась на крыше,
                Очень хотелось взлететь ей повыше.
                Быстрый разбег, оттолкнулась ногами, –
                В кучу навоза воткнулась рогами.
                К счастью осталась жива и здорова.
                «Буду летать я», – решила корова…

А что с ней случилось  дальше, ребята узнают сами, прочитав до конца  забавную историю. Она заинтересует их не только ради праздного любопытства, но и подскажет им на различных занимательных примерах из этой  истории, как воспитать в себе сильную волю и твердый характер, чтобы всё, задуманное ими в  детстве, сбывалось, и  мечты становились реальностью.
Об удивительных приключениях и вторая  «космическая история» Юрия Жернакова  «Моя мечта». Правда в ней мечты школьника Саши претворяются пока лишь во сне. Но история эта, поведанная автором в виде захватывающих космических приключений, уносит ребят в уникальную страну детства, в страну неописуемых фантазий. Здесь Юрий Жернаков меткими штрихами и  деталями создает оригинальные, запоминающиеся образы лунатиков и самого космоса.
Попав на Луну, Саша, с присущим  ему  мальчишеским любопытством, за всем наблюдает, отмечая  невиданную доселе необычность и машин, и зданий, и различных явлений, постоянно происходящих вокруг него.  Размышляя об этом, он говорит себе:

                Вот с лунатиком бы мне
                Повстречаться на Луне.
                ......................
                Тут берут меня под руки
                Две каких-то странных штуки…
                А теперь прошу Вас, Саша,
                Посетите школу нашу…

Затем с ним начинают происходить еще более чудесные приключения, из которых он с достоинством выходит. Иллюстрацией этому служит посещение им  школы лунатиков, где сопровождавший  его гид – весь из проводников и антенн показывает ему особенность их занятий.

                Колобки в одно мгновенье
                Все приклеились к сиденьям.
                Дисциплина, как у нас.
                Ясно – это лучший класс.      

Далее автор, высмеивая вредные привычки наших школьников и вкладывая это в мысли своего героя,  с  иронией замечает:
               
                Сообщу, ребята, вам,
                Что никто не курит там.
                И по чьей, не знаю воле,
                Не жуют там жвачку в школе…
                На уроке не заснёшь,
                Даже и не сникерснёшь

Прочитав эти увлекательные истории, ребята сами захотят побывать в космосе, пусть даже в своем воображении. И с ними могут произойти такие же уди вительные приключения.  Но о них они расскажут позже, когда вырастут и напишут  для других ребят свои книги.         
               
                Владимир КОРНИЛОВ               
               
                20 – 27 августа 2003 г.       


Рецензии