196. В. И. Агошков. Воевода Гр. Протасьев
МЦЕНСКИЙ ВОЕВОДА ГРИГОРИЙ ПРОТАСЬЕВ.
Позднее, в 1439 году, в поражении московских войск был обвинён… мценский воевода Григорий Протасьев. За «измену» Василий II у Григория Протасьева «очи вымал», т.е. ослепил. Заметим, что до этого был ослеплён Василий Косой. Кто же на самом деле виноват в поражении Василия II и его «командующих»?! Прежде всего, самоуверенность, снобизм, высокомерие и пр.
Даже великокняжеский летописец с большой горечью писал: «… малое и худое оно безбожных воиньство одолеша тмочисленным полком нашим, неправедне ходящим, преже своих губящем». Вот она, правда: вело себя московское войско «неправедне», т.е. не по правде, поскольку «преже своих губящем».
А.А. Зимин осторожно написал: «Старожилы рассказывали, что в разгроме русских войск повинен был мценский воевода Григорий Протасьев. Глубоко вдвинутый в Степь верховский город Мценск (на реке Зуша) терпел большие неприятности от ордынцев.
Поэтому дурной мир с ними был для горожан предпочтительнее хорошей войны».
Автор так оправдывает «предательство» Протасьева, однако вновь, теперь уже более чётко, сообщал: «Эти настроения сказались и на событиях под Мценском в 1437г. Протасьев, якобы, (выделено нами. – В.А.) «сотвори крамолу, хотяше бо лестию промеж их мир сотворити».
Московские воеводы склонились было к его доводам, а тем временем он предался на сторону врага и послал своего человека к Улу-Мухаммеду, подбивая его выступить против русских». Заметим, что подобная легенда была сочинена старожилами.
Естественно, что никакой Григорий Протасьев не мог «победить» московское войско, во много раз превосходящее татарское.
Победу одержало население, которое до боя грабили московские войска. Истинную причину дал летописец, сказав так о воинах Василия II: «… преже своих губящем». Татары хотели мира, предлагали защиту Москвы, но воеводы решили принять бой. Проиграв его, всю ответственность переложили на Протасьева. Возможно, понимал это и Василий II, если «только» ослепил мценского воеводу, а не убил и не повесил. Подобное наказание «устраивало» всех, кроме, конечно, Г. Протасьева.
МЦЕНСК И ЛИТВА. Не все сегодня знают, что в середине XV века мценские земли принадлежали …Великому княжеству Литовскому! Так что, прежде всего, мценский воевода держал ответ перед Литвой. Известно, что ещё до 16 марта 1436 года Протасьев оставался верным Свидригайло.
Согласно житию Данила Переяславского, писал А.А. Зимин, Григорий Протасьев «властельствовал» во Мценске, но потом «повелением же великого князя преселися оттуда в царствующий град Москву, с ним же приидоша множество людей», в том числе «отец Даниила Переяславского».
Вышесказанное позволяет сказать о том, что Протасьев был верен Свидригайло и после 1 сентября 1435 года, когда последний потерпел поражение от Сигизмунда. Известно, что с победителем – Сигизмундом – поспешили многие княжества ещё в 1435г заключить мир. Григорий Протасьев хранил верность побеждённому Свидригайло «до 16 марта 1436г».
Такая верность дорогого сто’ит: мценский воевода не из тех, кто мог предать, изменить ради сиюминутных выгод, ради того же «дурного мира». А вот «братья-разбойники» – «злейшие враги» Василия II – могли, видно, и порадоваться поражению, а посему всё сделали, чтобы это произошло. Причина всё та же: нежелание усиливать позицию Василия II.
Если «братья- разбойники» грабили своих же, то, что им стоило всё свалить на Г. Протасьева?!
ОБРАЗОВАНИЕ КАЗАНСКОГО ХАНСТВА. Конечно, никому сейчас не дано разобраться в том, кто виноват в поражении Василия II. Напрашивается некоторая аналогия со «Смутой» начала XVII века, когда многочисленные московские войска под руководством «изменников» терпели поражения под Кромами и другими городами, расположенными в Черниговской земле.
Тогда же, в 30-е годы XV века, «смута» способствовала образованию… Казанского ханства. Одержав победу над московским войском, Улу-Мухаммед отправился в Казань, где, как пишет А.А. Зимин, «после декабря 1437 года … стал казанским царём». Почему же в таком случае Улу-Мухаммед не создал ханство в пределах городов Белёва и Мценска?!
Если Григорий Протасьев помог победить Василия II, то он, скорее всего, стал бы упрашивать татарского царя Улу- Мухаммеда остаться именно в верховьях Оки! А может быть, так и было, и Улу-Мухаммед просто побоялся другого соперника – крымско-днепровского царя Сеид-Ахмеда?! И удалился от него подальше, на Волгу. Но ведь нужно вспомнить, что Улу-Мухаммед и до этого кочевал в приволжских степях!
Вопросы, вопросы…
Мы склонны считать, что никакого предательства со стороны Григория Протасьеа не было, если он «преселися» в город Москву со множеством людей. В то время мценцы терпели «иго» не только от татар, а и от всевозможных «братьев-разбойников»: литовских, татарских, московских.
Всем хотелось пограбить людей, живущих в пограничной зоне и предоставленных, по сути, сами себе. Казанское ханство в середине XVI века было разгромлено Иваном IV, следовательно, просуществует оно более 110 лет.
Я.С. Лурье считал, что в 1437г на Руси существовало «некое двоевластие» Василия II и Дмитрия Шемяки. Подобный вывод он сделал на основании того, что известны «двуименные монеты – на имя великих князей Василия и Дмитрия». А.Зимин писал, что «скорее всего двуименные монеты – остатки чеканки монет Дмитрием Шемякой в 1447-начале 50-х годов XVв. Функции великого князя исполнял, скорее всего, один Василий II».
УЛУ-МУХАММЕД ПОД МОСКВОЙ. Потерпев поражение под Белёвом, Василий II совместно с Дмитрием Шемякой и Дмитрием Красным заключил докончание с тверским князем Борисом Александровичем о взаимной помощи на случай нападения татарского царя. Разорвала Тверь и свой сепаратный договор (докончание) с Сигизмундом…
Тем не менее, Улу-Мухаммед был явно «на коне»: 3 июля 1439 года он «безвестно» появился с «многими силами» под стенами… Москвы! Василий II покинул столицу, возложив руководство обороной на Юрия Патрикеевича. Татарский царь простоял под Москвой 10 дней, захватил большой полон, «досталь Коломны пожегл и людеи множество плени, а иных изсекл». Мало того, Улу-Мухаммед дошёл и до границ с Тверью.
Василий II после ухода Улу-Мухамммеда посадил в Москве вместо себя временно князя Дмитрия Красного, а «сам поживе в Переславли и в Ростове до зимы, бе бо посады пождьжены от татар, и люди посечены, и смрад велик от них».
Дмитрий Шемяка своей подмоги Василию II не прислал! Василий II решил покарать «ослушника» и повёл свои войска на Улич, где княжил Шемяка. Последний бежал в Бежецкий верх, где, как и по пути в Белёв, «много волостем пакости учини». В августе 1442г Василий II и Дмитрий Шемяка «примирились» и составили докончание. Было записано, что Шемяка впредь будет ходить в походы вместе с Василием II; не мог Дмитрий Юрьевич иметь самостоятельные сношения с Ордой.
(С) В.И. Агошков.
Свидетельство о публикации №213040700614