197. В. Агошков. Девятая земля. Татары. Тёмный век

197. В.Агошков.
Девятая земля.
Татары.
"Тёмный век".

ТАТАРЫ ПРОДОЛЖАЛИ НАПАДАТЬ НА РУСЬ. В 1441/42г они приходили на рязанские украины и «много зла сотвориша». Осенью 1443г пожар пожёг всё «Поле», была и «лютая зима». Большой снег и сильный ветер тяжело отразились на татарских кочевьях, почему зимой царевич Мустафа напал на Рязань, а после этого «с полоном многим» отошёл и «ста на Поле». Мустафа предложил рязанцам выкупить пленников. Те согласились.

Однако Мустафа не унимался и снова пришёл в… Рязань «на миру, хотя зимовати в Резани: бе бо ему супротивно на Поли» из-за сильных морозов. Василий II, узнав о желании татар зимовать в Рязанской земле, направил против них свою рать и “мордву на ртах» (лыжах)! Рязанцы решили избавиться от непрошеного гостя, который находился в Переславле-Рязанском. Сражение произошло на реке Листани, южнее Рязани.

Посмотрим, как описывает бой летописец:
«Татары же отнюдь охудеша и померзоша, и безконни быша, и от великаго мраза и студени великиа и ветра и вихра луки их и стрелы ни во что же быша; снези бо бяху велици зело». На татар напала и мордва, которая пришла на «ртах» с сулинами, рогатинами и саблями. Били неверных и …казаки. Учёные утверждают, что это было первое упоминание о казаках в летописях. Подчеркнём, что казаки были «рязаньскиа».

А поскольку Рязанское княжество простиралось на юге до реки Сосны, и восточная часть нынешней Орловщины тоже когда-то входила в состав данного княжества, можно сказать одно: именно наш край стал родиной казачества!
Воеводы Василия II, «пешая рать многа… с ослопы, и с топоры, и с рогатинами» бились не на жизнь, а на смерть. Татары, в свою очередь, «никакоже давахуся в руки (в плен. – А.З.), но резашася крепко». Победили объединённые полки москвичей, рязанцев и мордвы. Погиб и царевич Мустафа, князь Ахмут-мурза и князь Азбердей Мишерованов».

В 1442/43г на Беспуте (приток Оки восточнее Серпухова) стоял «царь Махмет» – Кичи-Мухаммед. Боя не произошло, поскольку и Василий II, и «царь Махмет» разошлись «миром».
 

«ТЁМНЫЙ» ВЕК. Улу-Мухаммед из Казани стал «протягивать руки» к Нижнему Новгороду, другим городам. Так, зимой 1444г царь не только вошел в «старый» Нижний Новгород, но и взял Муром. 6 января 1445г Василий II был уже во Владимире.
Улу-Мухаммед уклонился от битвы и укрылся в Нижнем Новгороде («Старом»). Побив татар под Муромом, и в Гороховце и в других местах, Василий II 26 марта через Суздаль и Владимир вернулся в Москву.

Нам сейчас не всегда, скажем, понятны слова И.В. Сталина о том, что «сын за отца не отвечает». В XV веке мы видим яростную борьбу сыновей с отцами, братьев с братьями и пр. Если Василий Васильевич воевал с Улу-Мухаммедом, то его… сыновья служат Москве! И не просто служат: Василий II доверил им командовать своим войском, которое он послал «воевать литовские земли».

Зимой 1444/45г сыновья Улу-Мухаммеда были посланы на Вязьму и Брянск, но дошли до Смоленска.
Как пишет А.А. Зимин, «земель они разорили («потратиша») предостаточно, но и только». В ответ Казимир IV двинул свои рати против Москвы, и в первую очередь, против Можайска – ключевого города на пути к русской столице. Василий II находился ещё во Владимире, когда литовские войска, согласно новгородским сведеньям, «5 городов взя, и плени земли много и повоева, и христьянству погибель велика бысть».

Против 7000 литовцев русские выставили 100 можаичей, 100 вереитинов и 60 серпуховичей и боровичан. Тем не менее, под Козельском Казимир IV стоял неделю, затем литовцы нанесли поражение русским на реке Суходрови. Весной Улу-Мухаммед призвал на помощь из Черкасы 2000 казаков. Последние взяли и разграбили Лух (видимо, нынешние Луховицы, которые находятся недалеко от границы Московской и Рязанской областей).
 

В НОВЫЙ ПОХОД ПРОТИВ ТАТАР Василий II готовился, по словам А.А. Зимина, плохо. Князя не спешили помогать Москве, а Дмитрий Шемяка не явился вовсе. Да и сам Василий II был спокоен. А.А. Зимин с грустью подчеркнул причину пленения Василия II татарами, поскольку «ранним утром 7 июля» (1445г) Василий II был просто пьян, так как до этого «ужинал у себя со всею братиею и з боляры и пища долго ночи». Тем не менее, Василий Васильевич, надев на себя доспехи, приказал выступать. Бой происходил недалеко от Суздаля, в «Поле».
 
Сначала русские погнали татар, но те неожиданно остановились и сами напали на русских, когда московское войско «начаша избитых татар грабити». Не исключено, что такой взгляд на события той битвы был продиктован Дмитрием Шемякой, а дело обстояло как-то иначе. Татары одержали победу, в плен попал сам Василий II с многими другими князьями.

Татары были тоже людьми своего времени и, преследуя отступавших, они «многих избиша и изграбиша, а села пожгоша, люди изсекоша, а иных в плен поведоша». Пробыв в Суздале 3 дня, татары не стали штурмовать Владимир, а через Муром отправились в Нижний Новгород.
 
 
ВЛАСТЬ В МОСКВЕ ПЕРЕШЛА К ШЕМЯКЕ, который не смог противостоять большому пожару: Москва вся выгорела, сгорело до 2000 человек. Улу-Мухаммед направил к Шемяке посла Бегича, чтобы выяснить позицию Москвы. Шемяка принял посла «с подобающей честью». Однако более месяца Бегич не возвращался.

 Думая, что посол убит, Улу-Мухаммед отпустил… Василия II и других полоняников из Курмыша на Русь.

Шемяка бежал из Москвы. Многие поговаривали, что Василий II получил свободу за измену и обещание вести протатарскую линию, поскольку привёл с собой 500 татар. Посол Бегич был пойман и …утоплен. Всё это способствовало тому, что Дмитрий Шемяка стал собирать вокруг себя силы, направлен-ные против Василия II. Последний, по его словам, собирался отдать татарам всю Северо-Западную Русь, за исключением Твери, где должен был княжить сам.

«Князь велики всю землю свою царю процеловал и нас, свою братью». Заговорщики-князья ждали удобного случая. В начале февраля 1446г Василий II отправился с семьёй на богомолье в Троицкий монастырь.

Шемяка и его сподвижники ночью 12 февраля взяли столицу, захватили великих княгинь Софью Витовтовну (дочь Витовта) и Марию Ярославну, пополнили свою казну за счёт грабежа: «…казны великого князя и матери его разграбиша, и иных многих, и горожан». Боярин Никита Константинович Добрынский ворвался в Троицкий храм, схватил Василия II и объявил ему, что он «поиман еси великим князем Дмитрием Юрьевичем». В ночь с 13 на 14 февраля Василия II привезли в Москву и, посадив в дом Шемяки, ослепили.

Позднее за это ослепление Василия II прозовут Тёмный. Винили Василия II за то, что он «чему еси татар привёл на Рускую землю, и городы дал еси им, и волости подавал еси в кормление? А татар любишь и речь их паче меры, а крестьян томишь паче меры без милости, а злато и сребро и имение даёшь татаром». Припомнили обвинители и ослепление Василием своего двоюродного брата Василия Косого, поэтому и наказание бывшего великого князя соответствовало библейскому «око за око».
Припомнили ли великому князю ослепление Григория Протасьева, неизвестно.
 

(С) В.И. Агошков.


Рецензии