198. В. Агошков. Девятая земля. Дм. Шемяка. Гиреи

198. В.Агошков.
 Девятая земля.
Дм.Шемяка.
Гиреи

НО ПОБЕДА БЫЛА ПИРРОВОЙ, т.е. ничтожной. Некоторые заговорщики бежали в Литву, некоторые «биша челом князю Дмитрею». Серпуховскому князю Василию Ярославичу Казимир IV дал «в вотчину» города Брянск, Гомель, Стародуб и Мстиславль. Брянск затем Василий Ярославич переуступил князю С.И. Оболенскому и Ф.В. Басенку. На литовском порубежье, писал А.А. Зимин, находились татарские царевичи Бердедат Кудудатович, Касым и Якуб Мухаммедовичи, сохранившие верность Василию II. Летописец отмечал, что «…вси людие негодаваху о княжении его», т.е. Дмитрия Шемяки.
 
Наши учёные также считали, что «ослепление великого князя – факт беспрецедентный в русской истории (если не считать случая с князем Васильком). Поясним: Василько Ростиславич – это князь теребовльский с 1092г. Боролся за независимость удельных княжеств Галицкой земли от Киева. В 1097г ослеплён противниками. Умер в 1124г.

Мы как-то приучены к тому, что если бы Дмитрий Шемяка убил Василия II, поймал его детей и заточил их в темницу, истребил родственников, а сам сел на московский трон, то история «простила» бы Шемяку! Не нужно забывать, что сам Василий II ослепил и Василия Косого, и Григория Протасьева.

Так что ослепление, как это ни чудовищно звучит, было распространённым явлением на Руси в XV, «тёмном», веке.
 
 
ДМИТРИЙ ШЕМЯКА знал, что ему делать. Прежде всего, провести в княжестве… денежную реформу: он дважды понижал вес монет, на которых изображался всадник с копьём и буквами «Д. о», т.е. «Дмитрий – осподарь». Была на монетах и надпись: «Осподь всея земли Русской». Кроме этого, дошли до нас и монеты, на которых изображался князь на троне.

Этот опыт перенял потом и… Василий II. Да, именно к Василию Тёмному перейдет власть в Москве. А Дмитрий Шемяка станет сетовать на свою горькую судьбу. 23 июля 1453 года в Москву из Новгорода пришла весть, что там «умре напрасно князь Дмитрий Юрьевич Шемяка».

А.А. Зимин, явно симпатизируя Шемяке, писал: «…сообщивший эту новость некий подъячий Василий с весьма выразительным прозвищем – Беда сразу же получил за это дьяческое звание. В независимых летописях говорится липидарно – «умре со отравы». Отравили Шемяку или нет, теперь, конечно, сказать трудно, хотя распространялись в то время и «подробности» его отравления, назывались люди, якобы, это сделавшие.

В таких случаях говорят: «Кому это выгодно?!» Скорее всего, никому тогда не было дела до Дмитрия Шемяки, если зимой 1452/53 г. новгородцы приняли его как обычного служилого князя. Василий II воевал уже с другими князьями и княжатами, живущими вокруг Москвы… Как бы там ни было, Дмитрий Шемяка из князя-изгоя, неудачника, полуразбойника превратился в князя-мученика, в князя-героя.
Так писал А.А. Зимин, считая Шемяку незаурядным правителем, который «во многом обгонял своё время, которое никогда не прощает тем, кто пытается заглянуть в будущее».

А.А. Зимин в какой-то мере противоречит самому себе, поскольку далее он заявляет, что «постепенно всё движение, возглавленное Дмитрием Шемякой, перерождалось в обыкновенный средневековый разбой. И те, кто когда-то с надеждой смотрел на князя Дмитрия, в ужасе отшатывались от его грабительских походов последних лет». А разве поход «братьев-разбойников» на город Белёв не был сопровождаем «средневековым разбоем»?! Другое дело, что тогда все походы в другие земли превращались в грабежи и разбои населения!
 
 
СЕИД-АХМЕД И ХАДЖИ-ГИРЕЙ. В середине XV века хозяйствовал в «Поле», или, как именовали Степь сами татары, ДЕШТ-И-КИПЧАК (вариант: КЫПЧАК) Сеид-Ахмед. Он нападал и на Русь, и на Литву. А поскольку на юго-восточной границе Литвы с Русью жили наши предки, то им доставалось больше всех: и от ордынцев, и от москвичей, и от литовцев. В 1449г Сеид-Ахмед помог Михаилу Сигизмундовичу взять Киев.
Правитель Великого княжества Литовского Казимир IV «вырастил», а вернее, приручил своего ордынца – Хаджи-Гирея.

Последний с помощью Казимира IV в 1449г захватил Крым и положил начало Крымскому ханству. Именно с этого времени крымчаки стали тревожить Русь, а особенно земли, располо-женные по Верхней Оке. Может быть, городище Кир, или Кирово городище, расположенное ныне в Сосковском районе Орловской области, и было местом ставки одного из Гиреев: Гирово – Кирово –Кир! На русской почве Гиреевы потомки стали Киреевыми.

Не исключено, что один из них – поэт, журналист Николай Киреев, работавший и в «Орловской правде», и в областном секторе печати, сейчас является спецкором «Российской газеты» и живёт в Туле.

В Лошаковской сельской администрации Орловского района находится деревня Киреевка. Она принадлежала Киреевскому. Братья Киреевские известны как СЛАВЯНОФИЛЫ. Хотя славянской крови имели мало: скорее всего, и их предком был Гирей (Кирей – Киреев – Киреевский).

 Из татарских корней и другие славянофилы – поэты Николай Языков, Константин Аксаков, писатель Алексей Хомяков. Возможно, что именно предки ордынцев (большинство) противятся «западному» влиянию на Русь, и именно они наиболее последовательны в отстаивании «русского самобытного пути».

Иван III, покорив Тверь и Псков, широко распахнёт свои границы для западных иностранцев и послов, т.е. поведёт прозападную ориентацию. На тему «Россия – Европа или Азия?!» можно долго писать и говорить.

Ясно одно: движение вперёд возможно только при условии единения всех «племён и народов», населяющих Россию…
 


Рецензии