Счастье для нищих

 Я  люблю весну, горы снега и десятибалльные автомобильные  пробки. К счастью или сожалению, это неразделенная любовь- я не стал забирать машину с парковки. По пути к ближайшей станции метро меня разрывали на части две мысли: где бы купить сигарет и как звали девушку, с которой я провел прошлую ночь. Доброе утро мир. Мир услышал меня и отозвался перезвоном автомобильных сигналов. Район был малознакомый.  Очистительная техника не справлялась. Чудом, удалось попасть на работу «как всегда». Я уже давно перестал пользоваться термином «вовремя», потому что менеджеру высшего звена было подвластно время и пространство.  Оказалось,  метро- не такая уж и плохая штука. Почему люди на него наговаривают?

 Выйдя из метро, я еще раз убедился, что это не сон. Все было завалено снегом. Тема погоды всегда актуальна среди офисного планктона и прочего "небыдла". Сегодня  все ленты социальных сетей  будут пестрить фотографиями и комментариями про то, что весна затянулась, город вязнет в мокром снегу, а власть ничего не делает. Не живется матушке России спокойно- не метеориты, так снегопады. Бросает из крайности в крайность.

 Раздумывая о тайнах русской истории и тонкостях души, я шагнул в здание, где располагался наш офис.  Охранник не хотел меня впускать без пропуска. Пришлось судорожно рыться  по карманам в поисках нужного документа.  Не прошло и минуты, как мне удалось найти пропуск во внутреннем кармане пальто. Каменно е лицо охранника сменилось дружелюбной улыбкой. Уступив мне дорогу и пожелав приятного рабочего дня, он занял свое рабочее место в кабинке возле турникета. В охрану, в основном, набирали бывших полицейских.
 
 В нерабочее время их легко можно было узнать среди толпы прохожих. Черные джинсы или неброские брюки, рубашки, заправленные в штаны. Некоторые маргиналы-постполицейские носили одноцветные свитера или водолазки под горло. Но есть одна общая деталь, которая присуща всем бывшим и действующим сотрудникам правоохранительных органов- каждый из них носит на лице чувство вселенской значимости.

 Я не стал дожидаться лифта, поднялся на 8 этаж пешком. На лестничной клетке был запах жженых тряпок- кто-то курил траву.  Отдышавшись после тяжелого восхождения, я покинул лестничный пролет и очутился в нашем дружном «осином гнезде».

Несмотря на то, что время близилось к полудню, в офисе было мало людей. Рабочий день жителя столицы на 60% состоит из простывания в пробках. Остальные же 40% разделяют между собой зависание в социальных сетях, обед и кофе брейки.

 Я работаю в региональном офисе крупной международной компании, которая занимается производством различных чистящих средств, кремов, шампуней, зубных паст. То, чем пользуется каждый, по крайней мере, несколько раз в день, если соблюдает правила личной гигиены.

 У меня есть свой офис и тридцать человек в подчинении. По меркам офисной иерархии- я мелкий рабовладелец. Зато мои подчиненные работают как дорогие швейцарские часы. Точность, надежность, красота. Они кормили меня, я выбивал для них бонусы и хорошее время для отпуска. Так и живем.

 Желание общаться с коллегами этим снежным днем не было. Поэтому, опустив голову вниз, стараясь привлекать к своей скромной персоне минимум внимания, я отправился к себе в кабинет. Так уж сложилось, что временно я должен делить его с коллегой из соседнего отдела. В его кабинете делался ремонт, поэтому обитал он пока у меня. А так как строительные работы у нас могут длиться месяцами, то я не тешил себя иллюзиями, что он съедет в ближайшее время. Мы просто жили в симбиозе. Стоит ли говорить, что мне это не приносило удовольствия. Возможно, есть люди, которым нравится, когда вторгаются в их личное пространство- я себя к их числу не относил. Я любил свои грязные кружки на столе и ненавидел, когда к ним добавлялись еще чужие.

 На работе мы редко пересекались- это связанно с различными биоритмами. Я достиг того уровня автоматизации производства, что можно приходить на работу на несколько часов, перебрать почту, отдать распоряжения секретарше и отправляться на заслуженный отдых.
Александр, так звали моего коллегу, принадлежал к той породе людей, которые созданы для работы. Он методично изо дня в день выполнял указания начальства, делал различные отчеты. Нередко, задерживался на рабочем месте.  Вот и вышло, что к своим 45 годам, он занимал должность меньше моей на несколько ступеней.  Перестал быть чернорабочим, но так и не стал белым воротничком. Плюс ко всему, на нем ярмом висела ипотека за квартиру, жена, которая уже начинала постепенно входить в климактерический период и ребенок- первоклашка. Типичная семья.

 И вот после десятка лет, отданных компании, Александр наконец-то получил ту минимальную должность, при которой положен личный кабинет. Мой коллега, конечно же, приступил к новой должности ответственно и как любой руководитель планировал перекроить все на свой лад. Решил начать с кабинета.

С первых дней нашего совместного сосуществования было ясно, что между нами нет никакого равенства и в принципе быть не может. Поэтому атмосфера постоянно была наэлектризована. Впрочем, возможно, я драматизирую. Если кому-то и стоило париться по этому поводу, то это ему.

Александр сидел в своем углу и задумчиво всматривался в монитор. У него было лицо мужчины, которых показывают в рекламе таблеток от простатита- смесь тайны и невыносимой боли, разрывающей человека изнутри. Я поздоровался, скинул пальто на вешалку и сел в свое кресло.

Мой коллега вышел из оцепенения, снял очки и протер глаза. Он перевел взгляд на меня, как будто только заметил:
-О, привет, а я и не заметил ,как ты пришел! Слыхал новость?
У меня не было привычки отслеживать какие-то новости. Если происходило что-то важное, об этом и так все говорили. Я не особо верил тому, что говорят по телевидению. Просто старался об этом не думать, пока это не касалось лично меня и моего окружения. Максимум, это мог зайти в твиттер и почитать заголовки новостных сайтов. Я зарядил кофеварку. По кабинету распространился приятный аромат.

-Нет, я не смотрю новости.
-Очень даже зря, молодой мой коллега. Берёза умер!
В словах Александра была нотка торжественности.  Было очевидно, что он переживает эту новость. Только вот рад он или расстроен, мне определить не удалось. Я наполнил чашку кофе и сел за стол.
-Олигархи не умирают. Ты что не знаешь, что всех олигархов переселяют в виртуальный Лондон? Ведущие компьютерные компании занимались моделированием  виртуальной модели столицы Англии. В разработку программы  были вкинуты деньги самых богатых людей планеты. Говорят, что она уже функционирует.  На практике это делается так. Мозг переоцифровывается  и загружается в виртуальный Лондон. А земное тело из-за ненадобности уничтожают. А цифровой дубликат продолжает заниматься тем же, что и тут, но только без мысли о своем бренном теле
.
-Да, я что-то подобное слышал. Думаешь, правда?
-Если и нет, то стоило бы сделать такое. Только чтоб членский взнос был нормальный, чтоб лохов не поналезло. Желательно, еще и фейсконтроль поставить. 
-Да, без контроля цифровой Рай быстро превратится в Ад. Только бежать уже будет некуда.
-Почему же, если есть цифровой Лондон, то будет и цифровая Москва. Мы что беднее? Всегда будут олигархи, которым шум родного леса будет роднее серости Темзы.
-Ладно, проехали, что-то бредом веять стало. Работать нужно!
-Кому, тебе или мне? Издеваешься?- похоже, Александр обиделся. Наверное, подумал, что его хочу оскорбить, демонстрируя то, что у меня важной работы нет, а у него дел невпроворот. Мне было наплевать на его внутренние  разногласия, но чтобы сгладить углы у меня созрело предложение.

-Может, помянем оцифрованного олигарха?
У Александра на миг во взгляде блеснула искра сомнения, но здравый смысл через секунду борьбы с самим собой победил. На стол были поставлены стаканы со льдом, виски и какая-то непонятная еда, доставленная из ближайшего ресторана.

 Алкоголь приятно разливался по уставшему организму. Настроение улучшилось. Может, этот Александр и не такой плохой парень. Мы разговаривали около часа, в основном, обсуждая нелегкую офисную жизнь.  В голове было много мыслей и ни одной о работе. Потом наступил момент, когда мне резко захотелось бросить все и убежать, исчезнуть, развоплотиться. Саша начал клевать носом. Уже через минуту был в отключке. Я допил содержимое стакана, надел пальто, взял сигареты и вышел немного освежиться на лестничную клетку.

 Каждый офис позаботился о противопожарной безопасности, предусмотрительно развесив детекторы дыма. Над лестничной клеткой заморачиваться никто не стал. Это были «нейтральные воды». Сюда выходили покурить сотрудники из всех офисов. Разговоры велись, в основном, о низкой зарплате и нелегкой работе клерка, которая заключалась в передвижении по офису между рабочим местом и кофейным автоматом. А к концу сигареты сюжетная линия диалога скатывалась к тупому нытью.
К счастью, на площадке было пусто. Лишь аромат дорого табака напоминал о недавнем присутствии человека.
 
 Пепел сбивался в фольклорную пепельницу, сделанную из жестяной пивной банки. На стене на уровне глаз висел план эвакуации на случай пожара. Иллюзия безопасности. К чему все эти планы. Если и случится пожар, все будут бежать, расталкивая друг друга, борясь за свои жизни. Люди будут напоминать молекулы, которые хаотически сталкиваются друг с другом. Битые стекла, крики. Едкий вкус дыма. Романтика.

 Я выдохнул последнюю струю дыма, докурив до фильтра. Все самое вредное- самое вкусное. Мысль о том, куда  деть себя дальше, прервала молодая девушка курьер, которая постоянно приносила нам почту. Она всегда поднималась пешком и была из тех непорочных созданий, которые воплощают тепло, доброту и ласку. От нее исходило какое-то легкое свечение, вот только нимба не было- или я что-то путаю. Звали ее Катя. Скорее всего, она училась где-то на заочном факультете, родители – старики, не в состоянии оплачивать обучение. Вот и приходится вкалывать курьером бедной девушке. Классика жанра. Стоит ли говорить, что она мне нравилась.

-Привет!
-Привет,- Катя улыбнулось, и я вмиг протрезвел.
-У тебя есть сегодня что-то для меня?
-Нет, к сожалению, сегодня нет. Только отчеты в бухгалтерию.
-А улыбка?- я сам себе удивился, какими идиотами бывают люди, когда хотят кому- то понравится. Впрочем, Катя одарила меня своей прекрасной улыбкой.  Мир на секунду замер. Если где-то во Франции в музее эталонов есть эталон счастья, то этот миг вполне заслуживал занять его, где-то рядом с эталоном метра и килограмма.
-Передашь почту, чтобы я не заходила?
-Да конечно.

 Она развернулась и побежала вниз по ступенькам. Откуда в человеке может быть столько энергии. Я закурил.  Размышлял о дальнейшей судьбе Кати. Как сложиться ее жизнь? Будет ли она через 5 лет такая же легкая и непосредственная. Или после первого брака остервенеет и станет одной из тех, кто выносит вечерами мозг своим уставшим мужьям, а утром пилит, чтоб ты не забыл выбросить мусор. Нет, она не такая. Мне так хочется думать. Глядя на нее, я понимаю, что смог бы с такой девушкой прожить всю жизнь, а еще лучше не одну, а несколько. Я готов каждый день готовить завтраки, дарить дорогие подарки, может даже полюбить окружающих. Есть люди, которые ищут себя в религии, есть даже те, которые находят. А я знаю, что для меня единственный шанс обрести себя- это быть с Катей. И как в фильмах, перед титрами мы идем дряхлыми стариками по парку кормить уток на пруду. Черт, не могу я сделать первый шаг. Я ее испорчу. Во мне ведь нет ничего святого. Только ежедневная озлобленность на жизнь и тяга к бабкам, бабам, роскоши. Это сейчас я такой сентиментальный, но не пройдет и месяца, меня понесет. Я вернусь к прошлой жизни, я не умею жить по-другому. А может, просто не пробовал. Или мною движет страх что-то изменить. Хоть раз сделать какой-то безумный поступок. Подумать не только о себе, а и о том, что можно сделать кого-то счастливым, ничего при этом не потеряв.

 Руки у меня дрожали. Подозреваю, что выглядел я опустошенным и разбитым.  Тут я заметил, что Катя возвращается (наверное, забыла отдать какие-то документы). Не веря своим глазам, я был до последней секунды уверен, что это мираж. Поравнявшись со мной, она остановилась и сочувственно посмотрела на меня.

-Что с Вами? Вам плохо?
Я не знал что сказать. Дар речи в тот момент у меня отсутствовал. Преодолевая немыслимые усилия, я старался придумать ложь, которая могла оправдать мой внешний вид.
-У меня дедушка умер (правда, дату смерти и  что причиной стала Сталинградская битва, я упустил).
Она  сочувственно посмотрела на меня, приобняла  за плечи и мне стало еще более одиноко, чем прежде. Несмотря на то, что Катя была рядом, между нами была непробиваемая стена.
-Вы можете посидеть со мной хоть 5 минут.
Катя посмотрела на часы. Было видно, что она спешит, но не может отказать. Она же не я. Так мы и сидели молча на ступеньках. Я курил и размышлял о своей ничтожности. Катя смотрела вперед и постоянно поглядывала на часы. Не став мучать девушку дальше, я поблагодарил ее и сказал, что справлюсь.  Собрав осколки себя, и подняв брошенные на пол документы, я вошел на этаж.
 
 В коридоре мне встретился один из моих подчиненных. Иван был толковый парень- работы выполнял качественно и отдыхать умел. Мы с ним периодически сидели в баре за пивом и обсуждали всякую ерунду.  Сегодня на Иване было лицо не первой свежести и мятая рубашка (или наоборот). Выглядел он паршиво.
-Что за хворь косит личный состав?- я попытался настроить себя на веселый лад, чтоб хоть как-то разогнать коридорную грусть.
- Генерал, наши карты- дерьмо.
-Похмелье? А, ну да- сегодня же понедельник.
-Генерал, я умираю.
-Ладно, рядовой, можешь идти домой. Только вот тебе последнее боевое задание. Доставь эти документы «фантомной Оле» из бухгалтерии. Естественно, все должно быть в тайне. И да, купи себе по дороге домой пива.
-Будет исполнено. А какой «Оле»? Темненькой или светленькой?
-Жирненькой.

 Мы поржали в коридоре и тут наши пути разошлись. Попытаюсь объяснить феномен «фантомных Оль». Речь пойдет об очень тонких материях. В каждом офисе есть особи женского пола, которые постоянно ходят по офису и имитируют бурную мозговую и физическую деятельность. Как боты в компьютерной игре, только девушки. Практически никакой функциональной нагрузки они не несут и я уверен, что если понаблюдать за ними несколько часов, то можно убедиться в истинности данной теоремы. Но, именно они придают офису жизни. Ведь если все будут сидеть на своих рабочих местах в одноклассниках, попивая кофе, кто же будет создавать видимость работы.

 Почему именно «фантомные Оли» Фантомные, потому что никто толком не знает, где они в данный момент находятся и где их можно найти- они как бы везде и нигде. Не знаю даже, есть ли у них рабочий стол  или они дрейфуют от кабинета к кабинету, подобно айсбергам. С именем «Оля»- тоже интересная история вышла. Когда-то был у нас в офисе начальник, у которого жену звали Ольгой. Умный был мужик. На секретарскую должность отбирал девушек только с именем жены, чтоб случайно не перепутать в постели. Было это давно. Начальника посадили в тюрьму за денежные махинации, а «фантомные Оли»  прижились и плотно пустили корни в стены нашей любимой конторы. Стоит ли уточнять, что «фантомными Олями» стали называть всех девушек, которые подходят под описанные параметры.

 До конца рабочего дня оставалось еще несколько часов, несмотря на это улицы уже были заполнены пробками. Нырять в метро не хотелось. Несколько часов я бесцельно ходил по городу, наблюдая за жизнью через отражения магазинных витрин. Все вокруг было искусственно, вылизано, припудрено. Я вглядывался в лица людей и не ощущал ничего, кроме холода. Затем я проложил маршрут по GPS до своей машины.

 Я шел долго. Постепенно роскошь центра стала угасать и медленно, но уверенно ее заменила убогость спальных районов. Красивая обертка, а внутри- товар низкого качества. Прямо как с людьми.
Несмотря ни на что я, я любил этот город. Он был ареалом моего обитания. За неполные 30 лет, я не видел ни океанов,  ни морей.  Меня редко можно было встретить за пределами столицы. Я привык дышать выхлопными газами, я привык дорого одеваться, я привык разрушать жизни других людей без терзаний совести. Я работал, я работаю, я буду работать. Менеджер - вот мое имя. С большой буквы. Моя сущность. Мой маленький мир, сжатый до размеров большого города.

Ноги промокли. На смартфоне  заряд аккумулятора был на исходе. Судя по GPS, идти осталось совсем немного. Пробираясь сквозь снежные сугробы я вспомнил сегодняшний день. Александр, наверное, уже жует лапшу дома, выслушивая  причитания жены за то, что я вился среди недели пьяный домой. Иван допивает второй бокал пива в ближайшем баре и уже собирается домой. Катя? Скорее всего, она уже спит или сидит за какой-нибудь книжкой и пишет конспект.

 Мне хотелось думать, что именно так все и происходит. Смартфон сел. Пошел снег. Я ходил по заснеженному полю парковки, направляя брелок с сигнализацией в разные стороны. Машина не находилась. По сути, машин на парковке не было- были лишь снежные возвышения. Обессилев, я упал спиной  на снег. Снежинки опускались на лицо, превращаясь в мелкие капельки воды. Подняв руку вверх, я нажал в последний раз на кнопку сигнализации. Где-то недалеко послышался двойной негромкий писк.


Рецензии
Очень понравился рассказ!
Роман, прекрасно передал офисную атмосферу, дух нашего ни на что негодного времени, и внутреннее настроение героя. Замечательно! Немного грустно, немного иронично, при этом очень жизненно и остроумно.
Очень понравился этот момент: "Александр, так звали моего коллегу, принадлежал к той породе людей, которые созданы для работы. Он методично изо дня в день выполнял указания начальства, делал различные отчеты. Нередко, задерживался на рабочем месте. Вот и вышло, что к своим 45 годам, он занимал должность меньше моей на несколько ступеней."- Но ведь правда же 100% -ая!)))
И за "Фантомных Оль" весело получилось, и Бродского оригинальненько обыграл...

Прочитала с удовольствием. Отдельное спасибо за концовочку! Не смотря на грустные нотки, остался после прочтения такой светлый, лёгкий след на душе, значит не такие уж мы ещё и потерянные люди.))
Молодчинка!

Юлия Сарапина   08.04.2013 23:40     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.