Часть 3

Итак, мы взорвались….
Газеты в ту пору пестрели заметками :

«Чрезвычайное происшествие в в/ч 71185
 30 октября, STR Group. По сообщению пресс-службы Администрации Новосибирской области со ссылкой на оперативного дежурного Главного управления по делам ГО и ЧС, сегодня в 16.52 на территории воинской части N 71185 (близ районного центра Каргат) произошел пожар, вызвавший несанкционированный запуск двигателей 4 реактивных снарядов. В результате этого происшествия пострадали двое военнослужащих-контрактников. Для выяснения обстоятельств на место катастрофы выехала оперативная группа во главе с начальником Главного управления по делам ГО и ЧС Новосибирской области Юрием Зарубиным.»

Описывать вновь, как всё происходило? Пожалуй, не надо. Рассказ, открытый и искренний, был выложен в интернет три года назад. Все описанное в нём реально.Разве только внесу стилистическую корректировку.

   «  …Обычный осенний день с небом серо-голубого цвета. Последний день октября,30-е.
 Уже (или всего?) полгода, как командую этой частью. Год на дворе-2000 …Вот-вот придёт зима и укроет своим белым пушистым покрывалом пожухлую траву, убрав желтизну и серость увядшей природы с глаз долой…

  Среди рабочего дня - около 16 часов - что-то загремело раскатом и вздрогнули стёкла. «Вроде лету давно конец - откуда гроза?» - мелькнуло в мыслях. В это время находился в своём кабинете.  Тут же – телефонный звонок от дежурного по части.
 - Товарищ полковник! Начальник караула докладывает, что на технической территории часовые слышат взрывы!…..
 -Врубай сирену!! Общая пожарная тревога!!!

   Будоражащий рёв сирены выворачивал душу. Пожарные автомобили, вылетев из здания депо с включенными сиренами и проблесковыми маячками, умчались на техническую территорию. Следом за ними, окутавшись сизым выхлопом,  рванул с места  пожарный танк.

   Добежав до автопарка, запрыгнув почти на ходу в выезжающую «Волгу»  и, забирая в машину по пути  бежавших по тревоге офицеров, видел перед собой лишь серую бетонку дороги и медленно приближающееся здание КПП технической территории.  Ворота - нараспашку, пожарные машины уже зашли. Остановившись у одного из хранилищ, дальше рванул бегом - так быстрее. Ноги не шевелились – а в голове одна только мысль - «Что с людьми???»

   Картина была мягко говоря, неприглядная. Хранилище с реактивными снарядами (РС) сложилось как карточный домик. Стены из бетонных блоков разошлись наружу, бетонные плиты рухнули на штабеля. Большие железные ворота вынесло в сторону и пробило насквозь. Пробивались местами языки пламени. Пожарная команда уже работала. Потом приехали пожарные машины из Каргата – но необходимости в них уже не было.  И в принципе пожарные наши сработали неплохо - как и вся часть. Паники ни у военных ни у гражданских–не было. Просто волнение, небольшая сумятица – и боевая работа.

-Где люди? В хранилище есть кто-нибудь?
  -Нет, все здесь
- Живы??!!!
- Ранены двое…
 - В  Уазик и в больницу - немедленно!!!
 Рядом  пронесли двоих. Кровь. Лоскуты одежды. Ожоги..Уазик ушёл.

-Залить всё – воду на максимум!!!  -пламя перестало пробиваться сквозь бетон.
    Горящую траву притушили. Больше сделать на данный момент ничего нельзя – ничего не горит, не летит, не взрывается. Личный состав - на окарауливание. Заместителю - его обязанности исполнял тогда майор С*** – задача - составить схему разлёта снарядов и готовить справку-доклад. Сам - в штаб, к телефонам - докладывать в столицу о происшедшем…

 - Сколько РС лежало в хранилище? - вопрос к начальнику отдела. 
 Ответ достойный:   
-Я не знаю.
 Финиш. Вопрос к начальнику учётного отдела такой же - и ответ соответственно такой же. Нет слов…

  Вся беда в том, что прибывающее имущество в своё время просто валом сваливалось на площадки по принципу «боеприпасы разные». Просчётом и составлением актов приёма на протяжении пары лет толком никто не занимался. Как раз с лета и начали просчёт и укладку в штабеля. Но нет худа без добра – урок сделан всем хороший. Впоследствии каждый заведующий хранилищем знал - в какой стопке лежит РС с такими-то производственными данными – за год всё уложили и перелопатили.

  Выезжаю через КПП технической территории - стоят женщины (гражданский персонал) - мы их на такие случаи по плану держали в резерве и не привлекали непосредственно к тушению. Лица бледные, испуганные. Моя дражайшая половина Надюша тоже там.

 Людей надо успокоить. «Спокойно, улыбайся!» - мелькает в голове.
- Ну и что, милые мои девоньки, здесь собрались? До конца рабочего дня ещё целых 40 минут, идите и спокойно работайте. Всё нормально и всё хорошо. Больше ничего нехорошего не будет!

  Должен заметить, что ни одна женщина не побежала ни прятаться , ни домой  за детьми - все исполняли свой долг. Впрочем, нашлась одна, которая не побежала по тревоге - уволилась с работы на следующий день - сама - сказала что на пороховой бочке работать не желает.

  Женщина - начальник комендантского участка (Лена Б***) сама без всяких указаний во время тревоги пошла по квартирам - выводить детей. Дети - никто их не учил этому! - брали своих домашних питомцев, кто постарше - документы и спокойно выходили из квартир.

   Пошли  доклады. Бог ты мой, кто только не звонил - всех (не относящихся к ГРАУ) волновало в первую очередь одно - почему не ему первому доложили - и кто виноват…
   МЧС сразу же сдало информацию журналистам – кстати, мы никого из журналистов  так и не пустили в часть - хотя забора не было. Снимали они издалека лишь вид казармы и военного городка. И прибывшего из столицы начальника управления поймали для дачи интервью лишь в Каргате - и то долго за ним «охотились».

  Поздний вечер. Утром в Новосибирск прилетает комиссия из столицы для разбирательства. Двум пострадавшим рабочим – заведующему хранилищами и такелажнику - операцию в Каргатской больнице сделали . Люди живы, но остались инвалидами. В момент срабатывания РС находились рядом с хранилищем – повезло. Картину происшедшего установили с заместителями  и офицерами. Истинную причину установили с ними же - но гораздо позднее.

Не всё оказалось так страшно, как казалось вначале. Понаехала куча бесполезных и треплющих нервы людей – имеющих цель не оказать помощь в ликвидации сложившейся опасной ситуации, а напротив - любой ценой найти виновных. Есть такие у нас разные надзорные органы - работа у них такая.

  На часах - полночь. Только что вернулся от главы района – проводилось совместное совещание. Генерал из МЧС настойчиво пытал - чего ещё ожидать? Объяснил, что уже всё спокойно и волноваться не надо!  В кабинете сидят замы - лица уныло вытянуты.
- Что ещё??
 - Звонили из столицы - надо вам доложить лично министру обороны. Вот номер телефона.

  Понимаю, что люди уже на пределе и обстановку надо разряжать - могут не выдержать нагрузки - а нам через пять-шесть часов предстоит работать с московской комиссией и заниматься самым главным - искать разлетевшиеся РС и приступать к разбору рухнувшего хранилища.

-Мужики, а кофе у нас есть? Ну коль есть, ставьте чайник и кофейку попьём- с улыбкой.
-Пал Станиславыч - а как же министр??!!
-А министр из Москвы не увидит наш кофе. Это только в кино, стоя по стойке «ровно» боссам по телефону докладывают. И вообще, мужики - самое страшное уже позади. Люди живы - и это главное!

 Попили кофейку, перекурили. Смотрю - вроде повеселели.
Министру конечно доложил. Дежурный офицер затем поинтересовался его реакцией и вынес вердикт - «Значит, будешь служить!»

Утром прилетела комиссия, и тут началось…Это похлеще взрывов, три дня нервотрёпки - но всё выдержали. Должен заметить, что к чести наших начальников - и особенно тогдашнего начальника управления генерала Лапутина - виноватыми нас они не делали и подходили к разбору  происшедшего объективно, невзирая на желание определённых органов любой ценой найти крайнего - либо начальника отдела, либо начальника электрохозяйства, либо всё равно кого. В результате уголовное дело было закрыто в связи с отсутствием состава преступления, но времени прошло немало и нервишки людям потрепали.

Стали искать разлетевшиеся РС. Конечно же, их было далеко не четыре, как сообщалось в СМИ. Снег к тому времени уже выпал. На технической территории в принципе нашли быстро. А вот один – «пакостник» - улетел в Каргат и, пробив щебёночное покрытие дороги рядом с домом Каргатского прокурора, ушёл глубоко в грунт. Ну что ж, надо копать. Копали три дня – на третий день экскаваторщик Юра К*** вытащил его. Пришло время и комиссии уезжать Для меня важна была оценка части и коллектива начальником управления.

  -Не расстраивайся, Павел, есть части ещё хреновее чем у тебя!
  Обидно, однако, стало -  ведь всего полгода прошло - и задачку себе поставил - надо делать так, чтоб такого больше никто не смог сказать!!! Что и делали всем коллективом – вроде  получилось!

Спустя некоторое время приехал полпред Президента по Сибирскому ФО. Проехав по тех. территории, высказав кучу высокопарных дилетантских взглядов.
-Почему до сих пор вы не построили хранилища? Ничего не делаете что ли?
 -Почему приняли транспорт с РС  с разбитой тарой? Надо было его отправить обратно туда откуда пришёл!
В итоге выразил своё крайнее недовольство увиденным. Офицеры и прапорщики были собраны в штабе для беседы, что  было доведено представителю верховной власти.

 В ответ прозвучала историческая фраза.
 -МНЕ НЕ О ЧЕМ С НИМИ РАЗГОВАРИВАТЬ!
Комментарии, полагаю, излишни…

 А нам всем осталась самая «простая» задача – разобрать обломки хранилища, достать РС и уничтожить методом подрыва (взорвать) с минимальными затратами те из них, которые получили повреждения. А таких  имелось предостаточно. По поводу уничтожения большими начальниками было сказано – «Ну, это скорее всего у вас не получится…»

  У нас - получилось. И неплохо. И  весь коллектив и тогда, в тяжёлый момент пиковой ситуации, и в процессе ликвидации последствий, и в процессе уничтожения в 2001 году - отработал крайне добросовестно, за что в очередной раз всем людям огромное сердечное спасибо.

 …В Кронштадте стоит памятник адмиралу Макарову. На постаменте надпись - «Помни войну!».  А у меня в кабинете на столе с того далёкого времени лежит большой осколок «Града» - для того чтобы постоянно напоминать о том, что живём в обнимку со смертью в пороховой бочке.»

Кстати, этот осколок "Града" и сейчас лежит у компьютера, на котором пишутся эти строки. Память стереть нельзя.

Продолжение следует.


Рецензии
Да лучше не вспоминать!Спасибо)))

Иван Паршиков   09.04.2013 06:52     Заявить о нарушении