Рассказ 10. О полезности бесполезного

Рассказ 10
Шаповалов,
или
о полезности бесполезного

Стилистический жанр: Документальный; Зарисовка; Воспоминания.
***
Неспешно шел своим ходом урок географии. Ленивое жужжание наполняло класс. Каждый занимался своим делом: бесцельно листал учебник, щурился от солнца, или качался на стуле. Никто никого не трогал, ничто не волновало наш класс. Но, как и всякой устоявшейся идиллии, этой тоже предстояло разрушиться.
- Ну а сейчас мы проверим ваше домашнее задание, - сказал Андрей Иванович, наш географ. – Вам на дом был задан параграф 17. Первый вопрос – «Для чего нужна география в наше время». А ответит на него… - жужжание в классе стало на тон выше. – Так! Почему так шумно!? Встали, кто разговаривает! – произнес Андрей Иванович свою коронную фразу. Никто не встал. Не знаю, расстроился географ, или рассердился, но, если мне не изменяет память, в истории был лишь один случай, когда «просьба» нашего учителя было воспринята. Да и то, случилось это так давно, что никто не может припомнить детали сего знаменательного события.
В любом случае, я отвлекаюсь от темы. Опрос ворвался в наш класс, как северный холодный ветер врывается в кукольный театр. Он разрушил покой и упоение безмятежностью, воцарившейся в кабинете. Большинство из нас в спешке пролистывало вышеупомянутый параграф. А звучный голос географа продолжал безжалостно молвить.
- К доске пойдет… пойдет… мм… - секундное затишье. Класс замер в ожидании. Руки перестали перелистывать учебник, глаза уставились на учителя, в ожидании приговора. – Пойдет… Стуликов.
Жуткий ужас сковал меня. Но не было времени «тупить», как сказал бы Шапуткин.  Нужно было выиграть как можно больше времени и информации. «Для чего нужна география сейчас?» - шепотом спросил я у Фокиной, сидящей  со мной за одной партой, пока доставал дневник. «Благоустройство», - так же шепотом ответила мне Саша. Содержательный ответ.
Пока я выходил к доске, вспомнил слова Камышевой: «Когда я чего-то не знаю, всегда говорю на другую тему». Мудрые слова.
- Давай сюда дневничок. Вопрос понятен? – спрашивает у меня географ.
- Да, - отвечаю я, а сам шарю по классу взглядом, в поисках подсказки. Фокина что-то ищет в учебнике, Фаев активно жестикулирует, будто борется за первое место в конкурсе мимов. – В наше время, в двадцать первом веке, география нужна для… - начинаю я, сканируя взором ряд за рядом. Шапуткин шепчется с Александровым, попутно делая движение «Вингардиум Левиоса» в мою сторону. Савелий тупо улыбается, и смотрит на Каныгина влюбленными глазами. Помощи нет. Я обречен. Тут мой взгляд падает на Шаповалова Даниила – наверное, самого бестолкового человека, из когда-либо мной встречаемых. Он хватался за горло, буравя меня взглядом. «Как будто его кто-то пытается загрызть», подумалось мне. И тут меня осенило.
- География нужна для того, чтобы не допускать экологических катастроф. Как, например, в двадцатом веке в Австралию привезли кошек, чтобы те загрызли ранее привезенных кроликов, которые начали в огромных количествах пожирать местные культуры. А вместо этого кошки начали убивать здешних сумчатых-эндер… эндо… эндемиков, таким образом подвергая редкие виды угрозе исчезновения, - и далее я пустился в пространные размышления об экологических связях, пищевой цепи и о жестокости, но справедливости дикой природы.
- Хорошо, - сказал географ, выслушав мои объяснения. – А для чего география еще нужна в наши дни?
Я на секунду задумался, но тут мой взгляд вновь упал на Шаповалова. На этот раз он делал вид, что задыхается и кашляет. «Как будто его лихорадит», - подумал я и пустился в описания разнообразных болезней, привезенных из тропиков в Европу, что впоследствии привело к эпидемиям. Но Андрею Ивановичу было и этого мало.
И вновь я посмотрел на Шаповалова, который одной рукой себя душил, а другую воздымал к потолку. Делал он это так артистично, что Слава, будучи его соседом, отодвинулся от Даниила на несколько сантиметров. «Теперь он наверняка хочет показать, как умирает от какого-то ядовитого газа», - подумал я и рассказал географу о загрязнении атмосферы выхлопами заводов и о необходимости грамотно использовать природные ресурсы.
- Молодец. Пять. Садись на место, - сказал А. И., подавая мне дневник. – А по следующему вопросу пойдет… - Ну а дальше я не запомнил.
И вот, я сажусь на место. Все обошлось благополучно. Поворачиваюсь, чтобы отблагодарить Шаповалова за помощь, и слышу фразу, в очередной раз доказывающую высказывание древних восточных мудрецов о том, что смысл любой деятельности лежит за пределами этой деятельности. Прозаичная, обыденная фраза, не несущая в себе никакой пользы, или особого смысла. Куда важнее жесты, сопровождавшие эту фразу несколько минут назад.
- Галстук поправь, - крикнул мне Шаповалов.
КОНЕЦ
31.12.2012


Рецензии
Никита! Я не могу пройти мимо твой талантливейшей прозы! конкретно над этим рассказом мы смеялись всей семьей до слез. Спасибо тебе за прекрасные минуты!!!! Учитель твоей школы Быкова В.А.

Вера Быкова   08.01.2014 00:13     Заявить о нарушении